Top.Mail.Ru
Экономика
Чукотский автономный округ
0

На что выживать будем? Госкомпании уверенно тратят деньги на пиар самих себя

В 2014 году российские госкорпорации планировали потратить на СМИ полтора миллиарда. Но план уже перевыполнен

Кризис подходит все ближе и ближе? Вы серьезно думаете, что это понимают в госкомпаниях, которые сейчас заключают договоры на пиар и рекламу? Вот и «ФедералПресс», проанализировав ситуацию, увидел – число размещенных заказов по сравнению с осенью 2013 года увеличилось в разы. А суммы, которые госкомпании готовы тратить на рекламу и пиар, в десятки раз больше, чем были год назад.

Кризис подходит все ближе и ближе? Вы серьезно думаете, что это понимают в госкомпаниях, которые сейчас заключают договоры на пиар и рекламу? Вот и «ФедералПресс», проанализировав ситуацию, увидел – число размещенных заказов по сравнению с осенью 2013 года увеличилось в разы. А суммы, которые госкомпании готовы тратить на рекламу и пиар, в десятки раз больше, чем были год назад. Наблюдаем за «чемпионами» и пытаемся понять – что же такого надо сделать, чтобы Роснефть или Сбербанк перечислили тебе десятки миллионов рублей.

Российские власти призывают госкомпании жить по средствам – чиновникам рекомендуют сократить затраты на корпоративы, отдыхать на отечественных курортах и урезать «золотые парашюты». Однако «жизнь продолжается». Более того, по госкомпаниям и не скажешь, что они как-то отражают, что за осень экономика страны резко ухудшилась. В мае крупные госкомпании планировали потратить около 1,5 млрд рублей на работу с прессой и блогерами – об этом они сообщали еще весной. Тогда же ОАО «РЖД» закончило первый квартал года – впервые в своей истории – с убытком в 16 млрд рублей. Но это не помешало монополисту провести крупнейший среди госкомпаний конкурс на информационно-рекламные услуги. РЖД заключили договор с фирмой «Тайный советник нетвок компани» на три года (компания работала с этой фирмой и раньше) – к примеру, в 2014 году плата составила 333 млн рублей. Кстати, по условиям конкурса агентству предстоит проводить пресс-туры, приемы и концерты для представителей СМИ, оказывать поддержку РЖД в соцсетях и вести личный блог Якунина.

Спустя полгода «ФедералПресс» провел собственное расследование – и выяснилось, что план «имиджевых» расходов должен быть уже давно перевыполнен. Оказывается, только с 1 сентября этого года на рекламно-информационные услуги госкомпании потратили почти миллиард рублей – и это еще официально, что называется, «белыми» деньгами. Сколько денег ушло через тендеры, в которых существо контракта было далеко от прописанного, – знают только в самих компаниях.

Сведений о расходах на СМИ на сайтах корпораций не найти, поэтому в поисках «золотых крупинок» нужной информации пришлось просеивать кучу «руды» на сайте госзакупок. Было решено сравнить период с 1 сентября 2013 года по 14 ноября 2013-го с тем же отрезком нынешнего года.

Результаты ошеломляют – за сентябрь, октябрь и начало ноября 2014 года у выбранных для анализа компаний число заказов на рекламно-информационные услуги в два раза больше, чем за тот же период 2013 года. А разница цены контрактов вообще составила сотни раз – если с 1 сентября по 14 ноября 2013 года было заявлено о заказах на общую сумму 12,7 млн рублей, то за тот же период 2014 года госкомпании решили потратить на рекламно-информационные услуги в общей сложности почти миллиард рублей. У некоторых компаний – и далеко не самых успешных в своей нише – контракты увеличились в 30 раз! Можно посчитать – если почти за квартал потрачен округленно миллиард рублей, то за четыре квартала (при тех же темпах расходов) будут освоены почти четыре миллиарда рублей.

О расходах прошлого года говорить придется коротко, так как из семи крупнейших госкомпаний только три – Роснефть, Ростелеком и Сбербанк – именно в этот период пожелали сотрудничать со СМИ, и они решили разместить заказы именно осенью. Например, в 2013 году ОАО «Нефтяная компания Роснефть» совершило три закупки, каждую – у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Так, 2 млн рублей было выделено на «оказание услуг по размещению рекламно-информационных материалов на ресурсах ЗАО «Редакция газеты «Московский комсомолец», 4 млн 366 тыс. – «на ресурсах ЗАО ИД «Комсомольская правда». 4 млн 500 тыс. «нефтяных» рублей достались «Аргументам и фактам» – в общей сложности 8,8 млн рублей. В 2014 году нефтяной монополист на пиар готов потратить гораздо больше. Размещен единственный заказ – на 15 млн рублей. По нему у единственного поставщика покупается 23 показа/публикации (подробнее понять нельзя) на ресурсах, имеющихся в распоряжении исполнителя. Получается, Роснефть, которая из-за санкций просит триллионы из фонда нацблагосостояния, готова часть наших будущих пенсионных сбережений пустить на рекламу своей уникальности?

«Что Роснефти 15 миллионов? – скажет скептически наблюдатель. – Еще и сэкономили, можно сказать». Действительно, только на командировки для сотрудников южных подразделений компания в 2015 году готова потратить более 12 млн рублей. Но тендер кроется в деталях. Размеры бюджетов Роснефти на СМИ в реальности намного выше. Потому что если вводить в поисковик на сайте госзакупок словосочетание «рекламно-информационные услуги», появляется одна информация, а если переставить порядок слов: «информационно-рекламные услуги» – другая.

Скажем, у Роснефти за период с 1 сентября по 14 ноября 2014 года появилось три новых сообщения о закупках. Суммы следующие – 62 млн 695 тыс. 524 рубля, 20 млн рублей, 43 млн 794 тыс. рублей. Общая сумма – 126 млн 489 тыс. 524 рубля. Каждый из трех лотов предполагал оказание комплекса информационно-рекламных услуг и «закупку у единственного поставщика». Это означает, что фактически контракт заключен и Роснефть просто выполняет требования докучливого российского антикоррупционного законодательства, объявляя тендер. Но условия отбора поставщика прописаны в нем таким образом, что только он, единственный поставщик, под них и подходит.

А если искать уже «рекламные услуги», появится еще больше новой информации. Так, 8 октября 2014 года открытое акционерное общество «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» разместило заказ на оказание услуг по изготовлению и монтажу рекламных материалов на сумму 6 млн рублей.

А при поиске уже «информационных услуг» у Роснефти обнаружилось 90 заказов за год – в том числе и рекламно-информационные, правда, к ним прибавляются услуги по сопровождению информационных систем. Таким образом, совокупные суммы бюджетов на СМИ увеличиваются в разы.

Получается, та же Роснефть только с 1 сентября по 14 ноября 2014 года планировала потратить на СМИ 132 млн 489 тыс. 524 рубля – плюс еще 15 миллионов, обнаруженных поиском «рекламно-информационных услуг» (в нашу таблицу попали только они). Общая сумма обнаруженных «нефтяных» трат на СМИ за два с половиной осенних месяца – 147 млн 489 тыс. 524 рубля.

А Ростелеком осенью 2013 года решил потратить 3 млн 900 тыс. рублей на размещение рекламно-информационных материалов в периодических печатных изданиях, на радио, в метрополитене (для нужд своего макрорегионального филиала «Северо-Запад»). Осенью 2014 года госкомпании, видимо, потребовалось пиара в 30 раз больше. Ростелеком разместил два заказа: один на 90 миллионов – «на право заключения договора на оказание рекламно-информационных услуг» и второй – на 574 тыс. 800 рублей – «услуги по размещению рекламно-информационных материалов в торговых центрах». 90 миллионов компания готова заплатить за 1 (один) лот – размещение рекламы в нескольких областях России. Около 10 миллионов на продвижение сайта в Петербурге, в Москве и городах миллионниках.

Сбербанк разместил в начале осени 2013 года один заказ – на услуги по творческой разработке и производству рекламно-информационных материалов для федеральных рекламных компаний с 1 января по 31 декабря 2014 года. Сумма его сначала не была указана, но в результате стало ясно, кто и за какую сумму до сих пор работает рекламистом Сбербанка. Как выяснилось, Сбербанк России рассматривал заявки следующих претендентов: ООО «Джей-Дабл-Ю-Ти (запрошенная сумма – 2 млн 979 тыс. 697,65 рубля), ООО «МакКэнн-Эриксон Уорлдвайд» (6 млн 33 тыс. 82 рубля), ООО «Арабеска. Коммуникационная группа» (1 млн 140 тыс. рублей), московского представительства фирмы «Грей СИС Вербеагентур ГмбХ» (Германия) (3 млн 793 тыс. 499,4 рубля), ООО «ГРЭЙП» (2 млн 220 тыс. 288 рублей), ООО «Публисис Юнайтед» (6 млн 725 тыс. 65 рублей), ООО «МИЛК» (2 млн 495 тыс. 996,42 рубля), ЗАО «ББДО» (4 млн 130 тыс. рублей).

В результате конкурсная комиссия включила в реестр компаний, аккредитованных на оказание услуг по творческой разработке и производству рекламно-информационных материалов для нужд ОАО «Сбербанк России» на 2014 год, следующие организации: ООО «Арабеска. Коммуникационная группа», ЗАО «ББДО», ООО «МакКэнн-Эриксон Уорлдвайд», ООО «Джей-Дабл-Ю-Ти», «Грей СИС Вербефгентур ГмбХ». Получается, что в теперешних условиях санкций советы по ведению информационной политики Сбербанку до сих пор дают в том числе европейские консультанты.

В 2014 году Сбербанк побил все рекорды осени 2013 года. Он заплатил ОАО «Красная Поляна» за размещение рекламно-информационных материалов банка на территории объекта «Горки-город» (мультибрендовый лыжный курорт в Сочи) «с копейками» 745 млн рублей. Закупка идет у единственного источника. При этом само ОАО «Красная Поляна», согласно данным базы «Контур-Фокус», специализируется на строительстве зданий и сооружений, возведении спортивных объектов. В списке видов деятельности, по которым у компании есть лицензии, фигурирует даже «бурение водяных скважин», а вот рекламы, которую Сбер и покупает, – нет. Но если посмотреть на список учредителей ОАО «Красная Поляна», то становится понятно, почему сотни миллионов на обвешивание элитного горнолыжного курорта рекламой самого массового банка страны получает строительная компания. Среди учредителей «Красной Поляны» – ООО «Сбербанк Капитал» и ОАО «Сбербанк России».

После этого сумма второго заказа банка – 3 млн 268 тыс. рублей (на доставку и актуализацию рекламно-информационных материалов для нужд Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России») уже не так впечатляет. А уж закупка бумаги на 4,9 млн рублей с поставкой в Воронеж – тоже для обеспечения контракта на доставку и актуализацию рекламно-информационных материалов для нужд Центрально-Черноземного банка – и вовсе кажется совершенно логичным расходованием средств в период кризиса. Мало же в центральной России людей, которые знают Сбер.

Чуть-чуть не попал в наш список Газпром, который тоже хотел «разместить рекламно-информационные материалы» о «производственной деятельности ООО «Газпром добыча Ноябрьск», но поскольку этот заказ был размещен в конце ноября, его пришлось исключить – а вместе с ним и 4 млн рублей. В результате Газпром, а вместе с ним и РЖД, Росатом и Ростехнологии «в списках не значатся» – по крайней мере, в сентябре, октябре и половине ноября 2013 года.

Зато в нашу таблицу 2014 года Газпром попал – он разместил четыре заказа на общую сумму почти 69 млн рублей. То есть почти в 15 раз больше, чем за тот же период 2013 года! Один из них – самый крупный – на сумму почти 68 млн рублей – разместило ОАО «Газпром газораспределение». Он касается оплаты услуг по размещению и демонстрации рекламно-информационных материалов на двух светодиодных экранах на подъездах к Петербургу до 2017 года. Впрочем, если договор будет невозможно исполнить по – цитируем документ – «причине постоянной естественной вибрации, связанной с движением большегрузного автотранспорта по Пулковскому шоссе», то деньги заказчик все равно заплатит. То есть даже если в течение трех лет этот вид рекламной услуги будет работать с эффективностью 50 % (один экран из двух), то 70 млн рублей «нацдостояние» все равно заплатит.

Остальные три тендера – инициатива ОАО «Газпром газораспределение Краснодар». Из скупых строчек текста понятно, что Южный филиал Газпрома нуждается в услугах по распространению рекламно-информационных материалов в СМИ, а также ищет изготовителей рекламных товаров.

Выводы, которые можно сделать из бурной деятельности госкомпаний, очевидны. В то время, как вся страна пытается экономить, в том числе за счет уменьшения зарплаты бюджетникам – учителям и врачам, только госкомпании продолжают делать вид, что ничего не происходит. Они готовы тратить на рекламу и пиар все больше. Но вот только зачем? Кто же в стране еще не знает их аппетитов, возможностей и ограничений?

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.