Top.Mail.Ru
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Ну хоть кому-то хорошо: уральские машиностроители выиграли от падения рубля

Отечественные промышленники лишились конкурентов

Отныне госструктуры и муниципалитеты лишены возможности закупать иностранные товары машиностроения. Российские санкции наложены на зарубежную строительную технику, технику для добычи полезных ископаемых, коммунальную технику и транспортные средства. Какие предприятия выиграют от этого решения, поможет ли оно российскому машиностроению удержаться на плаву – в материале «ФедералПресс».

Отныне госструктуры и муниципалитеты лишены возможности закупать иностранные товары машиностроения. Российские санкции наложены на зарубежную строительную технику, технику для добычи полезных ископаемых, коммунальную технику и транспортные средства. Какие предприятия выиграют от этого решения, поможет ли оно российскому машиностроению удержаться на плаву – в материале «ФедералПресс».

Премьер-министр страны Дмитрий Медведев на днях подписал запрет на отдельные виды товаров иностранного машиностроения. Теперь они не могут входить в поставки для государственных и муниципальных нужд. Под запрет попала строительная техника, техника для добычи полезных ископаемых, коммунальная техника и транспортные средства. Прибавило ли это энтузиазма российским машиностроителям?

По мнению экспертов, решение правильное, но несколько запоздалое. «Это нужно было 20 лет назад делать, но лучше поздно, чем никогда. Конечно, надо помогать собственному производителю. Страна, которая ничего не производит, обречена на поражение, на вторые роли в мировом сообществе», – считает профессор Уфимского нефтяного университета Эдуард Гареев.

По его словам, это решение – шанс для отечественных производителей встать на ноги, так как без вложений в машиностроение ничего не получится. И способ экономии бюджетных средств, который, к тому же, выбивает почву из-под ног чиновников, привыкших к персональным «бонусам» от фирм-поставщиков.

«Сегодня большая часть продукции предприятий коммунального хозяйства, строительного профиля – погрузчики, трактора, грейдеры, краны – покупается за рубежом. Считается, что так проще, хотя я в этом сомневаюсь, принимая во внимание необходимость обеспечения комплектующими и прочими вещами. Раньше мы обходились собственными тракторами, кранами, а когда границы открылись, массово перешли на иностранные закупки. Бюджетные средства тратились на зарубежные командировки и закуп техники, а заказчики зачастую получали разные дополнительные преференции от зарубежных компаний», – констатирует Гареев.

Принято считать, что вся иностранная продукция качественнее российской, но это не так, уверен эксперт. В качестве примера он привел так называемый улавливатель штанг, который используется на буровых вышках. Раньше он производился в России, а потом его стали покупать за рубежом. Получается, россияне кормили чужие страны – обеспечивали работой англичан, французов, американцев, но не своих граждан. Однако уральские машиностроители вновь разработали аналогичную конструкцию, не уступающую по своим параметрам зарубежной. Пока массовых заказов нет.

Российские производители восприняли последнее решение правительства позитивно, но без особого ликования – за эти годы они привыкли полагаться сами на себя. Много российских предприятий по выпуску коммунальной техники находится в Курганской области. Одно из них – завод «Старт» в Далматово – выпускает автоцистерны, бензовозы, вакуумные коммунальные машины, в основном на внутренний рынок.

Технический директор «Старта» Виталий Розенфельд сообщил «ФедералПресс», что новость о барьере для иностранных машиностроителей не стала для предприятия сенсацией:

«Надеемся, что россияне будут продолжать заказывать нашу продукцию. Мы занимаемся коммунальной техникой для очистки стоков, для сбора нефтеконденсатов, делаем автоцистерны. Спрос на эту продукцию в прошлом году уже вырос на 20 %. Заказчики российские – мы ориентированы на внутренний рынок. О расширении производства пока не думаем, хотя уверены – если что, мощностей у нас хватит. Вот только с кадрами проблема – как и повсюду, не хватает рабочих рук», – добавил он.

Зато раскрытый над головой российских машиностроителей «зонтик» уже оценили крупные уральские производители – как и положительный эффект от снижения курса рубля.

«В нынешних условиях УЗТМ выглядит все более привлекательным поставщиком на рынке. Рост курса иностранной валюты привел к увеличению стоимости продукции ближайших конкурентов Уралмашзавода. В связи с этим, например, мы ожидаем рост спроса на уралмашевские валки. Как раз сейчас при поддержке нашего владельца – Газпромбанка модернизируем валковое производство: готовим котлованы под основное технологическое оборудование термического цеха. Объем инвестиций составил более 900 млн. рублей. Программа рассчитана на два года», – сообщил «ФедералПресс» гендиректор ОАО «Уралмашзавод» Александр Шарапов.

Он добавил, что Уралмашзавод также активно работает по созданию новых конкурентных видов продукции для отечественных заказчиков. В 2014 году УЗТМ начал разработку линейки гидравлических экскаваторов. Завод намерен конкурировать в этом сегменте с зарубежными коллегами. Первый опытный образец гидравлического экскаватора Уралмашзавод планирует изготовить в 2016 году. Стратегия импортозамещения реализуется и в так называемом «горном сегменте»: УЗТМ заканчивает отгрузку последней из пяти шаровых мельниц для Учалинского ГОКа. Этот контракт является частью программы сотрудничества с УГМК, начатой в 2013 году. Уралмашзавод уже отгрузил мельницы для двух предприятий холдинга: ОАО «Святогор» и ОАО «Уралэлектромедь».

Эксперты считают, что плюсы от нового решения должны увидеть и производители коммунальной техники – например, «Уралвагонзавод», некоторые башкирские производители, автобусов и троллейбусов – ООО «Курганский автобусный завод» (Группа ГАЗ), НефАЗ, Уфимский троллейбусный завод; и другие.

Как сообщили корреспонденту «ФедералПресс» в НПК «Уралвагонзавод», комментируя заявление премьера, на ряде предприятий корпорации производится также строительная, коммунальная техника и транспортные средства. Таким образом, последнее решение правительства поддержало сразу несколько предприятий УВЗ.

«Одно из них – ООО «ЧТЗ-Уралтрак», где создают широкую гамму колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, мини-тракторов). Сейчас у ЧТЗ появились реальные шансы вернуть утраченные на российском рынке позиции. Уже в 2015 году предприятие планирует увеличить гражданское производство на 35–40 % до 1200–1300 шт., получив 12 млрд рублей», – сообщили в пресс-службе ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

Еще одним заводом корпорации, выигравшим от решения правительства, стало АО «Уралтрансмаш», где производят городской электротранспорт – современные трамваи.

Однако некоторые аналитики делают пессимистические прогнозы: по их мнению, в подобных «тепличных условиях» создается застойная атмосфера, отсутствие конкуренции скажется на качестве продукции. С этим мнение согласен и Эдуард Гареев, но он призывает не драматизировать ситуацию раньше времени.

«Конечно, в советское время мы десятилетиями закупали сами у себя технику и она никак не модернизировалась. Сейчас нужно просто выработать законодательную базу, продумать организационные и финансовые мероприятия, которые могли бы стимулировать технический прогресс. Например, предоставлять финансовые преференции тем производителям, которые, скажем, каждые пять лет будут обновлять линейку», – предложил он.

Тем временем последствия резкого разворота в политике госзакупок уже ощутили на себе некоторые муниципалитеты, например, Краснотурьинск. Как сообщают местные СМИ, такие перемены помешали городу своевременно закупить два грейдера.

Год назад в Краснотурьинске сломалась единственная старая снегоуборочная машина, и весной 2014 года депутаты приняли решение о выделении 10 миллионов рублей на покупку двух грейдеров. Первоначально речь шла о машинах китайского производства, но принятое летом постановление Дмитрия Медведева о закупках только отечественной техники заставило пересмотреть эти планы.

А осенью аукнулись западные санкции – российскому производителю грейдеров пришлось отказаться от деталей иностранного производства, из-за чего сроки поставки снегоуборочных машин были перенесены на конец декабря. Поэтому новеньким грейдерам довелось начать работу только в 2015 году. Правда, у этой истории хороший конец – на сэкономленные в результате средства краснотурьинские власти смогли приобрести еще и погрузчик – того же производителя.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.