Top.Mail.Ru
Экономика
Уральский ФО
0

«Помогать крупными кусками». В Екатеринбурге обсудили, как вытеснять импорт в машиностроении

По мнению экспертов, главное для предприятий – неизменность государственной политики

Прошло полгода после объявленного государством курса на импортозамещение. Однако уральские промышленники еще не до конца понимают, как они могут конкурировать с зарубежными товаропроизводителями. Насколько убедительны первые итоги борьбы за отечественного потребителя – в материале РИА «ФедералПресс».

Прошло полгода после объявленного государством курса на импортозамещение. Однако уральские промышленники еще не до конца понимают, как они могут конкурировать с зарубежными товаропроизводителями. Насколько убедительны первые итоги борьбы за отечественного потребителя – в материале РИА «ФедералПресс».

Главными мускулами «опорного края державы» всегда была промышленность. Сейчас точнее было бы сказать – «считалась». В «список компетенций» Среднего Урала входит целый ряд отраслей – среди них горнодобывающая отрасль, металлургия, фармацевтика, станкостроение, приборостроение. Но многие из этих «мышц» находятся не в тонусе: 82 свердловских предприятия входят в перечень системообразующих, и почти четверть из них, по официальным данным, находится в зоне риска, испытывает сложности с кредитами, нехватку оборотных средств из-за долгого цикла производства. Что же могут противопоставить промышленники Свердловской области зарубежным конкурентам?

О достижениях уральского импортозамещения в машиностроении решили поведать министр промышленности и науки области Андрей Мисюра, президент Уральской Торгово-промышленной палаты Андрей Беседин, гендиректор «Уралхиммаша» Сергей Гавриков, главный инженер «Уралтрансмаша» Владимир Косов.

По словам Андрея Мисюры, план действий по импортозамещению в машиностроении уже разработан, а действовать он будет в два этапа. Сегодня в области более 140 крупных номенклатурных позиций во всех отраслях промышленности, которые имеют потенциал увеличения товарооборота – например, буровые установки. Причем избыток этой продукции составляет 90 миллионов рублей.

«Сегодня продается этой продукции на 120 миллиардов. Мы видим решение проблемы в два этапа: первый – избавление от иностранных аналогов на нашем рынке, второй – освоение новых видов продукции» – сообщил он.

Вторую задачу он назвал более сложной – она потребует не менее двух лет. По словам Мисюры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) требуют подготовки, немалых вложений. Выходов два: либо за них будет платить государство, либо предприятия сами возьмут на себя риски.

Судя по всему, министерство промышленности и науки Свердловской области помогает промышленникам большей частью организационно.

«45 проектов подала Свердловская область в Фонд развития промышленности РФ, из них 14 проектов составляют серьезные инвестиционные проекты стоимостью более миллиарда рублей. Также идем по теме проектного финансирования, которое ведет Минэкономразвития РФ, в рамках проектов предусматриваются кредиты под 11,5 % в год», – добавил министр.

Об успехах импортозамещения отчитались руководители двух предприятий – «Уралхиммаша» и «Уралтрансмаша»: развивать и наращивать собственное производство они решили задолго до «поворотного решения» правительства, поэтому результаты есть. Хотя и проблемы – тоже. Как сообщил главный инженер ОАО «Уралтрансмаш» Владимир Косов, если в выпуске военной продукции – САУ – конкурентов нет, а закупки обеспечены гособоронзаказом, то в гражданском машиностроении конкурентов немало. С 1997 года «Уралтрансмаш» выпускает трамваи, вскоре в Екатеринбурге пройдут испытания очередного новичка – трехсекционного низкопольного трамвая. Многие считают, что «Уралтрансмашу» удалось удивить не только дизайном новой модели, но и высокой ценой, поэтому массовый спрос на эти трамваи пока остается под вопросом. Предприятие готово увеличить производство железнодорожных выгонов – стимулом должно стать ожидаемое машиностроителями решение государства о замене устаревшего парка вагонов, но «законодательной отмашки» пока нет.

Второе предприятие – ОАО «Уралхиммаш» – готовится к масштабному обновлению оборудования. Здесь освоено производство крупных реакторов для производства нефти, сейчас два реактора из хроммолибденовой стали уже готовы к отгрузке. В числе постоянных заказчиков продукции «Уралхиммаша» – компании-гиганты Газпром, «ЛУКойл», «Башнефть», «Газпромнефть», причем предприятию постоянно приходится конкурировать с зарубежными машиностроителями, по химии – с французами, по газу – с итальянцами. Гендиректор предприятия Сергей Гавриков признался, что успехи есть. Главный прорыв – отсутствие убытков.

«В 2014 году вышли на безубыточность производства. А 2015 год планируем закончить с прибылью», – заявил Сергей Гавриков. Главными задачами предприятия он назвал более гибкую ценовую политику и строгое соблюдение сроков.

Как помочь таким предприятиям, знает президент Уральской Торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. По его мнению, главное – неизменность государственного курса. Промышленникам важна не столько поддержка, сколько незыблемость позиции государства. Они не должны гадать – а вдруг что-то изменится, вдруг мы опять с кем-то «подружимся», убежден он.

Хотя без поддержки, в том числе финансовой, вряд ли можно обойтись. Беседин предложил свой рецепт распределения помощи. По его словам, среди 240 тысяч субъектов предпринимательской деятельности помощь «размазывается», а надо помогать точечно, что более эффективно.

«Я бы поддерживал предприятия «крупными кусками», чтобы остальные тоже поверили в возможность такой помощи», – заявил он. Одному из уральских предприятий уже повезло – Кировградский завод твердых сплавов, по его словам, уже «намылили и затолкали» в федеральные программы.

Вопросы развития предприятий тесно связаны с их конкурентоспособностью, а она, в свою очередь, с развитием новых технологий, с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР). «Либо государство должно обеспечить рынок сбыта, либо для развития технологий нужны НИОКР», – заявил Владимир Косов. Он добавил, что соответствующие фонды уже созданы, и предприятие подало свою заявку.

Как сообщил Андрей Мисюра корреспонденту РИА «ФедералПресс», региональные власти уже поддержали «обновление» предприятий – законодательно. «Мы выступили с инициативой, которая стимулировала бы наши предприятия заниматься обновлением. По нашему мнению, когда амортизация предприятия прошла, надо смотреть в части по налогообложению. Свердловская область уже подала такие инициативы на федеральный уровень».
Несмотря на то, что машина по выработке общих механизмов импортозамещения в области работает, региону самому нужно помогать, считает Андрей Беседин. Посыл, что «регион сильный, сам справится», он назвал спорным.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.