Top.Mail.Ru
Экономика
Курганская область
0

Беда и другие акционеры: рейдеры добрались до Верхнего Уфалея

На территории УЗММ в ночь на 24 февраля раздались выстрелы

В Челябинской области борьба за собственность промышленных предприятий разгорается с той же силой, что и в лихие 90-е. В ночь на 24 февраля на территории Уфалейского завода металлургического машиностроения (УЗММ), находящегося в стадии банкротства, стреляли. Кто и почему, до конца неясно.

В Челябинской области борьба за собственность промышленных предприятий разгорается с той же силой, что и в лихие 90-е. В ночь на 24 февраля на территории Уфалейского завода металлургического машиностроения (УЗММ), находящегося в стадии банкротства, стреляли. Кто и почему, до конца неясно. Опять задействованы сотрудники охранных предприятий и слышится пальба. Ранее мы рассказывали про ситуацию вокруг Челябинского опытного завода. Но конфликт в Верхнем Уфалее даст фору другим подобным спорам акционеров, топ-менеджеров, властей и иных заинтересованных лиц и организаций. В подоплеке конфликта разбирался корреспондент РИА «ФедералПресс».

Предприятие УЗММ когда-то было градообразующим. Сейчас оно находится в стадии ликвидации, а на его месте действуют два других. В юридических баталиях этих двух предприятий стороны, похоже, не пришли к согласию. УЗММ ранее производил машины и оборудование для металлургии. Нынче 85,7 % уставного капитала банкротящегося завода принадлежит предпринимателю из Екатеринбурга Владимиру Воронову (одному из главных действующих лиц свежего конфликта), еще 7 % – компании «Корвет» (другой участник конфликта). Помимо этого, 7,3 % принадлежит некоему Пономареву Павлу Викторовичу, и еще странная доля в 0,1 % – человеку по фамилии Беда. Очень символичная фамилия. Для Верхнего Уфалея вся эта история – самая настоящая беда. Поскольку дело касается, повторимся, градообразующего предприятия. И конца конфликту пока не видно.

Сейчас на территории УЗММ действуют Уфалейский завод металлоизделий (УЗМИ) и предприятие «Литейный центр». Вид деятельности их тот же, что был у УЗММ, – производство машин и оборудования для металлургии. Но УЗМИ принадлежит Владимиру Воронову, который является главным акционером банкротящегося УЗММ. А «Литейный центр» – курганской компании «Корвет». На УЗМИ работают более тысячи человек, в «Литейном центре» – более двухсот.

Кстати, по другой версии, Воронов был еще помимо УЗМИ и совладельцем «Литейного центра». Видимо, в силу этого УЗМИ как-то даже якобы выплатил долги по зарплате работникам «Литейного центра» на сумму 4,5 млн рублей. Поскольку долги на тот момент были уже многомесячными.

Согласно базе данных «Контур.фокус», Владимир Воронов является президентом Торгово-промышленной палаты Каменска-Уральского. Ранее он регистрировался как индивидуальный предприниматель, но в 2003 году регистрация была отменена. Позднее возглавлял предприятие «Уралтехмаш» в том же Каменске-Уральском, но и оно было ликвидировано в 2007 году. Теперь в арбитражном суде начали рассматривать дело о признании уже УЗМИ банкротом из-за долга в 5,56 млн рублей московской фирме «Энергохолдинг». С учетом судьбы предыдущих бизнес-начинаний Воронова это неудивительно. Кстати, у УЗМИ есть и другие кредиторы. В частности, конкурсный управляющий градообразующего УЗММ Максим Лепин заявил о долге за аренду производственных площадей с 31 мая 2011 года по 31 марта 2013-го на общую сумму 24 млн рублей.

Но вернемся к 24 февраля. На этот день в Верхнем Уфалее, согласно данным администрации города, были назначены переговоры представителей УЗМИ и «Литейного центра». Но в ночь накануне у одной из сторон конфликта сдали нервы. Осталось понять, у какой именно. По версии «Литейного центра» и горадминистрации, события развивались следующим образом. 22 февраля на площадку головного УЗММ с неким ЧОПом зашел конкурсный управляющий УЗММ Максим Лепин. На следующий день приехал Владимир Воронов – тоже с ЧОПом. Разумеется, там, где сошлись два ЧОПа, мира быть не могло. Началась стрельба, в ход пошла арматура. При этом именно чоповцев Воронова местные власти назвали рейдерами. У самого Воронова, понятно, другая версия. И он называет рейдерами оппонентов. По словам Воронова, на заводе его встретили стрельбой. Кстати, описание ситуации в версии Воронова местами выглядит довольно странно. Так, он утверждает, что стрелявшие в него сотрудники ЧОПа были пьяны и что после первых залпов начали пускать из шлангов воду и даже «применили газ». Какой именно и зачем, непонятно. Потом пьяных, по словам Воронова, сотрудников ЧОПа, которые открыли по нему стрельбу, полиция отпустила без всякого освидетельствования, зато его самого и сотрудников его ЧОП «Медведь» заперли в заводоуправлении на 11 часов.

Сейчас в Верхнем Уфалее по факту вооруженного конфликта возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 213 УК РФ «Хулиганство».

Но в чем все-таки причина конфликта? На сайте антикоррупционной службы «Кобра» представлена попытка это объяснить. Правда, объяснение строится главным образом на основе заявления гендиректора УЗМИ Яковлева. «Кобровцы» полагают, что Воронова вынуждали продать бизнес некие «правительственные круги Челябинской области». Дескать, сперва была угроза возбудить уголовные дела, потом возникли и сами эти дела. В частности, по поводу преднамеренного банкротства завода УЗММ, в котором у Воронова 85 % акций, в пользу УЗМИ. «Кобровцы» обвиняют компанию «Корвет», которая в созданном на части территории УЗММ «Литейном центре» собирает якобы только убытки, а прибыль присваивает себе. В документе антикоррупционной службы цитируется ряд документов органов следствия, которые якобы оказывали давление на Воронова. Также утверждается, что вице-губернатор Челябинской области еще в 2011 году предлагал Воронову продать бизнес одному из самых известных в Челябинской области предпринимателей Александру Аристову (совладелец ЧЭМК, группы «Ариант» и др.). «Кобровцы» обвинили в давлении на Воронова также и прокурора Челябинской области Александра Войтовича.

А летом 2014 года «кобровцев» поддержал депутат Госдумы, член комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин. Он попросил Генпрокуратуру разобраться в конфликте между ООО «Уфалейский завод металлоизделий», ООО «Литейный центр» и ОАО «АК «Корвет». Депутат обратил внимание на то, что в споре хозяйствующих субъектов на стороне одного из них выступают прокуратуры Челябинской области и Уральского федерального округа, а также другие силовые ведомства региона. Марданшин утверждал, что идет рейдерская попытка захвата предприятия. И напоминал: УЗМИ выпускает продукцию, аналог которой делают только на Украине. А сложившаяся ситуация грозит похоронить производство.

Обе стороны конфликта в борьбе за серьезный промышленный актив обзавелись покровителями. Без этого в России и в самом деле трудно вести серьезный бизнес в промышленности. У Воронова, правда, покровителей меньше – депутат Госдумы и вот эта антикоррупционная служба «Кобра», фактически общественная организация, объединяющая бывших силовиков. Тогда как у «Корвета», по версии Воронова и «кобровцев», покровительство куда мощнее: администрация Верхнего Уфалея, представители областной власти и региональные силовики.

Кстати, в прошлом году арбитражный суд по иску «Корвета» признал сделку продажи имущества УЗММ предприятию УЗМИ незаконной и все вернул в собственность банкротящегося УЗММ. То есть суд тоже встал на сторону «Литейного центра» и его владельцев из Кургана. Видимо, это и завело ситуацию в юридический тупик. И тогда заговорили ружья.

Один из бывших подчиненных Михаила Юревича на условиях анонимности согласился дать свой комментарий «ФедералПресс» касательно событий в Верхнем Уфалее:

«Мне Юревич в свое время давал поручение по УЗММ: «Есть там такой Воронов. Вроде бы ему не дают там бизнесом заниматься. Посмотри, разберись, чем можно помочь». Юревич сильно, по-моему, в ситуацию не вникал. А я, раз губернатором было поручено, вник. И выяснилось, что Воронов пришел на УЗММ еще в середине нулевых. И с тех пор успешно банкротил завод. Причем не один раз. Один арбитражный управляющий даже судимость на этом получил. А вот «Литейный центр» и компания «Корвет» произвели куда более серьезное впечатление. У «Корвета», как я понял, в Кургане большое и серьезное производство, они выполняют заказы для оборонки, нефтяной промышленности. И руководитель у предприятия ответственный – Анатолий Чернов. «Корвету» нужна была литейка. Угораздило же его создать ее в Верхнем Уфалее… Я пообщался и с Вороновым, и с Черновым. Насколько помню, в 2011 году ситуация была такая. Воронов и Чернов договорились о сотрудничестве. Чернов создает литейное производство на территории УЗММ, которую ему выделяет Воронов. В итоге литейка была создана, Чернов вложил средства в это. Но потом у них с Вороновым возник спор из-за распределения прибыли. И Воронов стал отключать «Литейному центру» воду, газ. «Литейный центр» стал останавливаться. Хотя на тот момент это предприятие, в отличие от УЗММ и УЗМИ Воронова, реально работало. Около 300 работников там было трудоустроено. На мой взгляд, Чернов – реальный производственник. А Воронов – это, скорее, юрист. У меня с Вороновым потом была беседа. И я Воронову сказал, что если у него не получается заниматься производством, то может, стоит отдать тому, у кого получается?". 

Кстати, 2011 год был выборным. Властям области такие конфликты совершенно не были нужны в тот момент (впрочем, думаю, как и сейчас). Поэтому и пришлось тогда вмешиваться.

Стоит сказать, что губернатор Челябинской области Борис Дубровский еще в прошлом году высказывал обеспокоенность конфликтом на УЗММ. Поскольку тогда УЗМИ уже был на грани банкротства. А производство в «Литейном центре» было фактически остановлено. Глава региона не вставал явно на ту или другую сторону. Дубровский говорил так: «Площадка УЗМИ может стать точкой роста для города, здесь уже есть вся инфраструктура, логистика, рядом находится железнодорожная станция. Строить ничего не надо – инвестируй и начинай работать! Просто кто-то понимает производство как производство, что его нужно холить и лелеять. А кто-то готов распродать все на металлолом». Кто этот «кто-то», Дубровский не уточнил. Глава региона потребовал тогда от своих подчиненных и правоохранительных органов в кратчайшие сроки разобраться с ситуацией. Судя по всему, разобраться не получилось».

Справка «ФедералПресс»:

АК «Корвет» более 40 лет производит задвижки, клапаны и блочно-комплектные устройства. Основные группы оборудования – арматура фонтанная, арматура трубопроводная, манифольды, емкости, арматура энергетическая.

Герман Галкин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.