Top.Mail.Ru
Экономика
Приволжский ФО
0

Кондуктор не спешит. Запуск новой маршрутной сети в Перми откладывается

Городские перевозчики, стремясь сохранить свое место на рынке, добились проверки конкурсов на автобусные маршруты

Многие участники рынка автобусных перевозок Перми недовольны масштабными изменениями в сфере общественного транспорта. На пороге перехода на новую маршрутную сеть отрасль сотрясают скандалы, участники рынка обращаются в органы власти с жалобами или предложениями, пикетируют, взывают к пассажирам – бизнес пытается обеспечить себе место на рынке разными способами. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Многие участники рынка автобусных перевозок Перми недовольны масштабными изменениями в сфере общественного транспорта. На пороге перехода на новую маршрутную сеть отрасль сотрясают скандалы, участники рынка обращаются в органы власти с жалобами или предложениями, пикетируют, взывают к пассажирам – бизнес пытается обеспечить себе место на рынке разными способами. Пермское УФАС начало проверку конкурсов на перевозки, распределение маршрутов между предпринимателями приостановили. Участники рынка не уверены, что после запуска новой сети расстановка сил в отрасли сохранится. В администрации Перми считают, что некоторые участники рынка, опасаясь несоответствия качества своей работы заявленным в конкурсах критериям, просто пытаются эти конкурсы сорвать. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

В связи с запуском новой маршрутной сети в сфере автобусных перевозок Перми произойдет передел рынка. Собственно, это происходит уже сейчас. Недовольные представители бизнес-сообщества, стремясь сохранить свою долю, пытаются этому препятствовать. Кто-то критикует новую транспортную сеть, кто-то – конкурсы на перевозки, некоторые с опаской высказываются о том, что договоры на маршруты с перевозчиками будут заключать сразу на 3–5 лет при том, что рентабельность маршрутов совершенно непонятна.

Напомним, с 1 апреля в Перми должна заработать новая единая маршрутная сеть, ее разрабатывал департамент дорог и транспорта совместно с Пермской гордумой. Один из главных принципов – приоритет электротранспорта. Количество автобусных маршрутов сократится с 74 до 65, троллейбусных станет не восемь, а шесть, трамвайных вместо десяти станет девять. Также снизят дублирование трамвайных маршрутов автобусными: некоторые маршруты объединят, изменят путь их следования, продлят, ликвидируют или введут новые.

К началу апреля городские власти должны были заново выбрать перевозчиков. Критерии для их отбора приняли в конце 2013 года: низкопольность автобусов, экологический класс, средний срок эксплуатации (самый спорный) и удельный вес автобусов на альтернативных видах топлива. Документ пытались оспорить в суде несогласные предприниматели – ООО «Городской автобус», ООО «Уралавтотранс» и Петр Белозеров. По их мнению, новые критерии отбора «душат малый бизнес – перевозчики, владеющие менее чем 15 автобусами, будут вытеснены с рынка». Однако суд не посчитал их доводы убедительными и оставил документацию в силе.

Как рассказали в городском департаменте дорог и транспорта, прием заявок объявили уже на все 69 маршрутов. Конкурсы состоялись по 49 маршрутам, из них определили победителей по 19 (11 договоров уже заключено, еще восемь – в стадии заключения). Некоторые маршруты не заинтересовали владельцев автобусов из-за низкой рентабельности, заявки как минимум по восьми лотам отклонили из-за неправильного оформления паспорта транспортного средства (ПТС).

Однако сейчас конкурсы приостановлены по рекомендации пермского УФАС. Ведомство начало проверку конкурсных процедур по обращениям перевозчика. ООО «АААвто», учредитель которого владеет одним из автотранспортных предприятий совместно с упомянутым выше Петром Белозеровым, пожаловалось, что комиссия при рассмотрении заявок незаконно оценивает правильность оформления ПТС. В УФАС подчеркивают, что выдавать ПТС и контролировать правильность его заполнения – компетенция ГИБДД.

«Когда сидит депутат Пермской городской думы и занимается тем, что изучает ПТС, где бы найти прочерк или запятую, чтобы отклонить заявку – согласитесь, это не совсем правильно, – высказывает свою позицию руководитель УФАС Антон Удальев. – Назову яркий пример: ПТС нормального автобуса, и в нем вместо слова «не установлено», как того требует некий регламент, стоит прочерк. И за это заявка отклонена».

Вопросы к конкурсной комиссии есть и у крупных игроков рынка. Так, с УФАС солидарен и руководитель НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов: «Непонятно, почему комиссия проверяла правильность заполнения ПТС. Если бы внимание обращали на год выпуска, низкопольность автобусов и прочее… Некоторых участников снимали с конкурса по надуманным основаниям», – утверждает предприниматель. Так, заявку могли отклонить из-за одной недописанной в слове буквы или отсутствия печати на копии устава предприятия.

По словам Михаила Ухватова, несколько предпринимателей (среди них ИП Талейко, ИП Старков и другие) посчитав, что их заявки незаконно сняли с конкурса, обратилась в пермский арбитраж. Если суд поддержит требования перевозчиков, несколько конкурсов точно придется провести заново.

В администрации города к жалобам бизнес-сообщества отнеслись спокойно, подчеркнув, что некоторые перевозчики, автопарк которых не соответствует требованиям, пытаются разными способами отменить конкурсы. Сейчас в краевой столице создали рабочую группу, которая проверит жалобы предпринимателей. К работе привлекут прокуратуру и ГИБДД.

Пока кто-то обращается в УФАС или в суд, перевозчик, экс-председатель комитета по транспорту Игорь Сасунов выступает против новой маршрутной сети на пикетах. На пикете в начале февраля предприниматель, обслуживающий закамское направление (автобус № 8), требовал отправить в отставку мэра Игоря Сапко, утвердившего маршрутную сеть и критерии отбора перевозчиков. В апреле Сасунов собирается провести еще один пикет – на этот раз перед городской администрацией, куда обещает собрать «всех недовольных». По мнению некоторых источников, предприниматель хочет таким образом решить свои проблемы с получением автобусных маршрутов в новой транспортной сети. По словам Михаила Ухватова, «возможно, что Игорь Анатольевич пытается в таком формате договориться, но это его частная позиция». Отметим, что раньше Игорь Сасунов занимал пост руководителя департамента дорог и транспорта администрации Перми.

Не забудем и про «газельки», которым в новой сетке не досталось места, за исключением нескольких внутрирайонных маршрутов. Предприниматели собирали подписи пассажиров, обращались в администрацию, предлагая сохранить «газельки». На последней думской пленарке депутаты внесли изменение в критерии отбора перевозчиков, разрешив маршруткам и дальше перевозить пассажиров.

Эксперты затрудняются оценить, сменится ли расстановка сил на рынке перевозок после проведения конкурсов. «На самом деле это непонятно, так как пока перевозчики соревновались не в критериях, а в чем-то другом, – говорит Михаил Ухватов. Участники рынка рассчитывали, что их будут оценивать по понятным им правилам.

Очевидно, что к 1 апреля городские власти не успеют определить перевозчиков. В администрации отмечают, что в этом случае договоры на обслуживание пассажиров продлят с действующими предпринимателями. Внедрение транспортной схемы автоматически откладывается на два, а то и три месяца. Перевозчики и эксперты прогнозировать запуск новой сети, а также внесение изменений в нее не берутся, отмечая, что менять существующую транспортную схему надо поэтапно, а не разом.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.