Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

Почему инвесторы не идут в «Малую Сосновку»

Индустриальный парк под Челябинском, не построенный в срок, до сих пор пустует

В Челябинской области тормозится развитие индустриального парка «Малая Сосновка», на который делали ставку еще прежние руководители региона. Пока власть и бизнес не пришли к взаимопониманию по данному проекту. Губернатор Борис Дубровский ищет способы преодоления возникших препятствий. И предлагает удовлетворять все пожелания инвесторов заранее. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В Челябинской области тормозится развитие индустриального парка «Малая Сосновка», на который делали ставку еще прежние руководители региона. Пока власть и бизнес не пришли к взаимопониманию по данному проекту. Губернатор Борис Дубровский ищет способы преодоления возникших препятствий. И предлагает удовлетворять все пожелания инвесторов заранее. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Малая Сосновка» замышлялась как образцовый проект. Новые современные производства, созданные на специально выделенной территории по режиму наибольшего благоприятствования. Если бы все шло по плану, в нынешнем году этот индустриальный парк бы уже работал. И властям региона был бы огромный плюс в глазах как населения области, так и Москвы. Но пока запуск парка откладывается.

О проекте было заявлено еще в 2011 году. По замыслу, на площади 200 гектаров в поселке Сосновка в каких-то двух километрах от Челябинска хотели разместить 15–20 новых предприятий. Предполагалось выделять участки разных размеров – от одного до 19 гектар. Арендная плата за участки, как было объявлено, станет символической. А подсоединение к инженерным коммуникациям – и вовсе бесплатным. Общая площадь «Малой Сосновки» должна была составить 168 гектар. Из них полезная – 72 гектара.

«Малая Сосновка» презентовалась как максимально выгодный с экономический точки зрения проект. Уже были названы первые возможные резиденты индустриального парка. В их числе завод металлургического оборудования Danieli, а также производство базальтового волокна и сборочное производство автобусов и грузовиков. Подчеркивалось, что преимущества получат организации, проекты которых отличаются значительными размерами запрашиваемой площади, большими налоговыми отчислениями и количеством рабочих мест. Это, как правило, машиностроительные предприятия, приборостроение.

Областной бюджет выделил на «Малую Сосновку» более 300 миллионов рублей. Деньги должны были пойти на подготовку коммуникаций – прежде всего подведение газа, электричества и воды. В общем-то, условия для инвесторов выглядели заманчивыми. Да еще с учетом того, что рядом с местом будущего индустриального парка проходят федеральная трасса М5 и железная дорога.

В то же время в требованиях к новым инвесторам было указано, что это должен быть проект по выпуску именно высокотехнологичной продукции (хотя что уж такого высокотехнологичного в сборке автобусов?), оговаривалась экологичность будущего предприятия. При этом минимальные вложения в проект должны были составить 200 миллионов рублей. В то время считалось, что это вполне приемлемые деньги. Вице-губернатор Юрий Клепов объяснял, что цифра взята не с потолка: именно столько нужно в среднем, чтобы запустить новое современное производство.

Однако на деле все пошло не так, как планировалось. Во-первых, тормозить процесс стали сами власти. По состоянию на начало 2013 года, например, несмотря на значительные бюджетные вложения, до Малой Сосновки была проложена только грунтовая дорога длиной два километра, все остальные работы находились, так сказать, в процессе. Почему работа тормозилась, не очень понятно. Во-вторых, в экономике России, так толком и не вышедшей из прежнего кризиса, вновь начались кризисные тенденции. Челябинскую область они тоже затронули ощутимо. Соответственно, даже потенциальных инвесторов стало меньше, чем хотелось властям региона. Никакой очереди инвесторов не возникло. Негативную роль, пожалуй, сыграл и скандал с активным участием руководителей области, председателя областного суда. Скандал разгорелся в 2013 году по факту ряда критических публикаций в адрес председателя облсуда Вяткина. Параллельно разворачивалось так называемое «медицинское дело», в котором оказались замешаны министр здравоохранения области, а также ряд руководителей больниц и другие лица. Ряд громких обысков, проведенных сотрудниками ФСБ как по «медицинскому делу» (что в итоге привело к посадкам и космическим штрафам подсудимых), так и по делу о клевете в адрес председателя облсуда (они закончились пшиком) заметно ухудшили инвестиционную привлекательность Челябинской области.

После смены губернатора области в начале 2014 года проект фактически остановился. Новый глава региона Борис Дубровский провозгласил курс на экономию бюджетных средств, что в условиях кризиса было логичным. Плюс с новым хозяйством, в принципе, надо было мало-мальски разобраться. После того, как бюджетные вопросы более-менее отладили, Дубровский вник в суть проекта «Малой Сосновки». Правда, он пришел к выводу, что там «не совсем правильно изначально все делали». Но идеологию индустриального парка принципиально поддержал. И заявил фактически о «перезагрузке».

В начале нынешнего года областное минэкономразвития порадовало сообщением, что прогресс есть. Мол, заканчивается подведение коммуникаций, дорога уже есть. Инвесторы могут приходить и начинать работать. Однако инвесторы отчего-то все не шли. Пожелавший остаться неизвестным директор одной из компаний, которая запустила в регионе уже несколько проектов, пояснил корреспонденту «ФедералПресс»: «Там входной порог 200 миллионов рублей. У многих ли сегодня есть такие деньги?». Другой предприниматель (также на условиях анонимности) заметил: «Капитал – вещь пугливая. Он не пойдет туда, где невыгодно». В чем именно невыгодность, не пояснялось. Но, в общем-то, это очевидно. И причина не только в затянутых сроках подведения коммуникаций. В России сейчас трудно получить кредит на приемлемых для производства условиях. А свободные средства в сотни миллионов рублей давно уже никто не держит под рукой. Деньги должны работать. Западные рынки капитала в основном закрыты, азиатские деньги еще только собираются прийти в Россию. Но тоже пока не сильно торопятся. Отдельный важный вопрос – нехватка квалифицированных кадров.

В начале апреля власти региона повторили объявление о том, что в «Малой Сосновке» инвесторам предлагается до 20 земельных участков площадью от 1 до 19 гектар. Тем не менее хвастаться нечем. По словам министра экономического развития области Татьяны Кузнецовой, инвесторов, готовых зайти на площадку, пока нет. Пока в соседней Свердловской области реализуют уже несколько подобных проектов, в Челябинской власти вынуждены констатировать свое бессилие: ««С главами муниципальных образований проведена работа по поиску потенциальных резидентов парка. К сожалению, от всех получена информация об отсутствии в настоящее время заинтересованных в парке инвесторов». Впрочем, Кузнецова порой противоречит сама себе. Ей же принадлежат слова о том, что «на сегодняшний день в минэкономразвития области подано пять заявок на размещение производства на территории парка». Характерно, что названия предприятий-инвесторов не названы. Правда, возможно, идет лишь предварительное обсуждение и чиновники элементарно боятся спугнуть привередливых инвесторов.

Борис Дубровский категорически не удовлетворен сложившимся положением вещей. Однако готовых идей нет и у него. Можно согласиться с ним в подходах: «Политика просиживания штанов закончилась. Инвестора надо тащить, за него необходимо конкурировать, особенно сейчас! Вы должны с ним работать максимально эффективно, знать все его нужды и заранее их удовлетворять». Однако направления поиска желательно все-таки обозначить. Скажем, хотелось бы понять, будут ли различия в оценках инвестпроектов россиян и иностранцев. Будет ли учитываться в затратах та или иная отраслевая специфика? Реально ли вести речь о снижении входного порога с учетом того, что на дворе кризис?

Пока единственное понятное направление поиска – попытаться вернуть инвесторов, которые были изначально, но ушли, не дождавшись подготовки площадки в обещанные сроки. В этой части определенная конкретика из уст министра Кузнецовой все же прозвучала. В качестве первых резидентов «Малой Сосновки» рассматриваются «серьезные производители строительных материалов, крупный производитель мебели, есть один иностранный инвестор». Но до тех пор, пока не эти инвесторы не названы, можно ведь считать, что их нет.




Герман Галкин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.