Top.Mail.Ru
Экономика
Самарская область
0

Неизлечимая монозависимость: Тольятти опять оказался в списке проблемных городов

Автоград оказался в перечне моногородов, где есть риски ухудшения социально-экономического положения

Правительство РФ обновило список моногородов. В этом перечне от Самарской области оказались Чапаевск и Тольятти. Автоград вошел в число городов, где социально-экономическое состояние может ухудшиться.

Правительство РФ обновило список моногородов. В этом перечне от Самарской области оказались Чапаевск и Тольятти. Автоград вошел в число городов, где социально-экономическое состояние может ухудшиться. Это обусловлено тем, что на градообразующем предприятии в этом году продолжаться сокращения персонала. Тольятти находится в списке моногородов с 2008 года и ситуация пока существенно не поменялась. По мнению экспертов, решить проблему монозависимости можно с помощью поддержки бизнеса и переобучения персонала. Подробности в материале «ФедералПресс».

Кабмин России обновил список моногородов. Всего в перечне оказалось 319 населенных пунктов. В этом году власти исключили из списка три моногорода и добавили девять. Все их условно разделили на три группы. Первая – населенные пункты с наиболее сложным социально-экономическим положением, вторая - города, где есть риски ухудшения социально-экономического положения, третья – моногорода со стабильной ситуацией.

В первой категории оказались 94 города. Среди них – Пикалево (Ленинградская область), Кондопога (Карелия) и Череповец (Вологодская область). От Самарской области в перечне моногородов оказались Тольятти и Чапаевск. Причем, по мнению кабмина, в Автограде дела обстоят хуже. Его внесли во вторую категорию городов с риском ухудшения социально-экономической ситуации. Вместе с Тольятти в рисковую категорию входят Воркута (Республика Коми), Елабуга (Татарстан) и Димитровград (Ульяновская область).

Во вторую группу отнесены населенные пункты, где градообразующее предприятие может сократить более 3% сотрудников или уровень безработицы превышает среднероссийский. Именно такая ситуация сейчас наблюдается в Тольятти. В минувшем году с главного предприятия города – ОАО «АвтоВАЗ» было сокращено около семи тысяч человек. В 2015 году планируется высвободить порядка тысячи сотрудников.

Пока уровень безработицы в Самарской области не выше среднероссийских показателей. Он составляет в среднем 4,3%. Пока по этому показателю регион занимает одно из последних мест в Поволжье и 9–16-е среди субъектов РФ. По данным службы занятости Тольятти , по состоянию на 10 апреля 2015 года, уровень безработицы в городе составил 1,3%. Всего в Автограде около 5 850 человек состоят на учете и около 20,9 % из них были уволены по сокращению штата. Предприятия заявили о потребности в 7137 работниках.

Тольятти является самым крупным моногородом России. Впервые он оказался в этом списке в 2008 году. Тогда на «АвтоВАЗе» прошла первая волна сокращений. Было уволено порядка десяти тысяч сотрудников. Правительство Самарской области анонсировало различные меры по уходу от монозависимости города и переориентировании экономики Тольятти с машиностроительной на другие сферы. Планировалось также переобучить уволенных вазовцев и отправить их на работу в другие регионы страны, например, во Владивосток или Ленинградскую область. Но, эти идеи не возымели успеха.

Кроме того, в городе должны были реализованы два крупных проекта – ОЭЗ «Тольятти» и технопарк «Жигулевская долина». Строительство особой экономической зоны идет с 2012 года. Она будет ориентирована на производство стройматериалов и товаров массового потребления. Технопарк «Жигулевская долина» открылся в конце прошлого года. Его специалисты займутся разработками инноваций и высоких технологий. Планируется, что там будет создано около 3,5 тысяч рабочих мест. Однако, оба проекта пока не заработали в полную силу. Технопарк не до конца обеспечен резидентами. ОЭЗ сейчас находится в процессе строительства.

Эксперты уверены, что проблема моногородов – это сложный вопрос и создание двух крупных предприятий не способно ее решить.

«Здесь должен быть комплекс мер. Во-первых, снизить социальную напряженность помогла бы адресная поддержка малому бизнесу. Часть людей, которые больше не задействованы в промышленности, могут переориентироваться на торговлю и сферу услуг при условии активной поддержке со стороны федеральных властей. Кроме того, полезной мерой могло бы стать перепрофилирование части сотрудников с их последующей переброской в другие регионы. К примеру, на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Также необходима работа с АвтоВАЗом по возможной активизации развития ряда непрофильных активов», - говорит аналитик QB Finance Мадина Абаева.

По мнению председателя независимого профсоюза «Единство» Петра Золотарева, пока проблема монозависимости Тольятти не решена.

«Я думаю, что переобучение специалистов АвтоВАЗа было бы хорошим вариантом для решения этой проблемы. В случае привлечения в город новых инвесторов, это могло бы принести свои плоды. Особая экономическая зона и технопарк пока не способны обеспечить Тольятти необходимыми рабочими местами. Поэтому нужно искать другие варианты для решения этого вопроса», - отметил Золотарев.  

 

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.