Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
0

Краснодарский аэропорт довели до ручки

Главным воздушным воротам края грозит реальное закрытие

Краснодарский аэропорт вновь оказался в центре громкого конфликта, грозящего серьезным кризисом. На этот раз угроза закрытия главных воздушных ворот кубанской столицы стала реальной, причем это может случиться уже в самое ближайшее время. Камнем преткновения осталась реконструкция взлетно-посадочной полосы, но проблема здесь уже под новым углом – финансовым.

Краснодарский аэропорт вновь оказался в центре громкого конфликта, грозящего серьезным кризисом. На этот раз угроза закрытия главных воздушных ворот кубанской столицы стала реальной, причем это может случиться уже в самое ближайшее время. Камнем преткновения осталась реконструкция взлетно-посадочной полосы, но проблема здесь уже под новым углом – финансовым. Генподрядчик, ранее принадлежавший известному бизнесмену Олегу Дерипаске, опять просит у государства на завершение работ миллионы, которые уже были выделены и освоены. И это при том, что активы предпринимателя намерены приобрести еще два аэропорта – в Красноярске и Владивостоке, находя на это внушительные инвестиции. В Росавиации заявляют, что государство больше не выделит денег на реконструкцию, а новое руководство Кубани начинает бить в набат, ведь остаться без аэропорта – немыслимое дело. Глядя на эту критическую ситуацию, эксперты разводят руками: как допустили такое и где же выход.

Подробности – в материале «ФедералПресс».

Лишить полетов

На этой неделе РБК сообщил, что в его распоряжении оказалось письмо недавно назначенного врио губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева президенту Владимиру Путину от 28 мая, в котором говорится, что аэропорту Краснодара угрожает ограничение полетов вплоть до закрытия. «По информации собственника, компании «Базовый элемент», в настоящее время функционирование аэропорта Краснодар находится под угрозой остановки вследствие нарушений сроков окончания работ по реконструкции и ненадлежащего текущего состояния аэродрома», – цитирует Кондратьева издание. В случае незавершения реконструкции аэродрома до 1 сентября 2015 года есть вероятность, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) введет существенные ограничения на работу аэропорта, вплоть до полной остановки полетов, предупреждает Кондратьев. Все в том же письме Вениамин Кондратьев со ссылкой на информацию «Базового элемента» отмечает, что заказчик и подрядчик строительства «имеют ряд взаимных претензий и вместо выполнения работ… занимаются решением споров». В случае разрешения споров в судебном порядке разбирательство может занять два-три года, проект реконструкции может быть заморожен как минимум на такое же время, «а столица Кубани лишится воздушной гавани на длительный срок». Врио губернатора просит президента поручить Минтрансу «в максимально короткий срок принять исчерпывающие меры». Владимир Путин перенаправил документ министру транспорта Максиму Соколову с резолюцией: «Прошу рассмотреть и доложить о завершении проекта».

Ни для кого не секрет, что реконструкция главных воздушных ворот Кубани финансируется из госбюджета и тянется с лета 2012 года. Заказчиком строительства выступает ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА), а генподрядчиком является компания «Трансстрой», которая на момент заключения договора входила в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски (его же «Базэл Аэро» владеет аэропортом Краснодара). Но в конце 2014 года компания с проблемным портфелем заказов была продана однокурснику Дерипаски – предпринимателю Егору Андрееву. Подрядчиком ремонтных работ стала «дочка» все того же «Трансстроя» – компания «Инжтрансстрой». Как уже писал «ФедералПресс», на время ремонта основной взлетно-посадочной полосы под ВПП в Краснодаре была переоборудована магистральная рулежная дорожка. Но за время использования на ней образовались многочисленные дефекты, что поставило под угрозу безопасность пассажиров и полетов в целом. Как поясняет источник РБК, знакомый с ситуацией в аэропорту, чтобы избежать введения Росавиацией ограничений на полеты, реконструированная основная полоса должна быть введена в строй с 1 августа этого года, иначе временную придется закрывать на ремонт. В компании старательно пытались скрыть проблемы за громкими заголовками: «Завершилась реконструкция ВПП аэропорта Краснодар». При этом в распространенном релизе были существенные ремарки: «в настоящее время на объекте ведутся дополнительные работы, возникшие в связи с корректировкой заказчиком планового положения периметра аэродрома», и «при условии своевременной передачи заказчиком необходимой рабочей документации завершить реконструкцию планируется в третьем квартале этого года».

А кто же заплатит?

Источники, знакомые с ситуацией, уверены, что основной предмет разногласий между заказчиком и подрядчиком состоит в том, кто будет финансировать работы. Отметим, что только на 2014 год Минтранс выделял на реконструкцию около 2 млрд рублей. В мае этого года для завершения работ сумма оценивалась еще в 860 млн рублей. Замглавы Росавиации (в ее ведении находится ФГУП «АГА») Константин Махов заявляет, что больше бюджетных средств на проект выделено не будет. «Мы заплатили подрядчику за работу, а он ее не сделал, то есть еще остался должен государству 800 с лишним миллионов рублей, это незакрытый аванс. Государство не может выделять деньги на одни и те же работы по два раза», – говорит Махов. У владельца аэропорта и подрядчика ремонта аэродрома один и тот же акционер, по крайней мере, был на момент заключения контракта на подрядные работы, напоминает Махов.

На фоне сложившегося кризиса в кубанской столице четко вырисовываются финансовые амбиции Олега Дерипаски: сейчас его активы хотят стать инвесторами еще двух аэропортов – в Красноярске и во Владивостоке. Примечательно, что на роль инвестора красноярского Емельяново выдвинута Красноярская ГЭС. Как уверены аналитики, в случае победы на конкурсе Красноярской ГЭС фактически управлять аэропортом будет «Базэл Аэро». Также подмечается странность схемы участия «Базэла» в конкурсе на акции стратегического объекта: вместо того чтобы выступать от собственного имени, компания выставила «замену». Пока эксперты продолжают задаваться вопросом, какое отношение имеет гидроэлектростанция к управлению аэропортом, в свете последних событий у них возникает новое недоумение. «На покупку красноярского аэропорта финансами в компании располагают, а в отношении краснодарского в компании всеми способами пытаются уйти от ответственности и дополнительно выбить инвестиции у государства, доводя ситуацию до критической. Учитывая, что эта тема неоднократно поднималась в СМИ, очень странно, что до сих пор не приняты конкретные меры», – негодуют эксперты.

Ко всем прочему стоит добавить, что на прошлой неделе рабочие, которые занимаются реконструкцией краснодарского аэропорта, объявляли забастовку. Как сообщал «Кубань 24», по подсчетам сотрудников, подрядная организация «Трансстрой» не выплатила им более 170 млн рублей за полгода. Долги по зарплате рабочих доходят до 250 тыс. рублей. Компания-подрядчик в официальном письме сообщила, что никакой забастовки нет и все штатные сотрудники трудятся на объекте, при этом уже на следующий день со строителями встретились представители транспортной прокуратуры. Правоохранители выслушали претензии людей и взяли этот вопрос на особый контроль. «Если мы будем видеть, что работодатель уклоняется и затягивает добровольное погашение долга по заработной плате, то мы, безусловно, будем обращаться в суд с исками о взыскании задолженности в интересах каждого работника», – заверила заместитель транспортного прокурора Краснодара Ирина Кириченко.

Сейчас за нарушение трудового законодательства руководству стройки грозит наказание от штрафа до уголовного дела. От комментариев в компании продолжают отказываться. Аналитики обращают внимание, что похожая ситуация на всю страну и мир уже гремела в Пикалево, когда осенью 2008 года после остановки завода, принадлежавшего «Базэлцементу» Олега Дерипаски, четыре тысячи рабочих вышли на улицы. Далее начался эффект домино – завалились и два других градообразующих предприятия. Затем кроме безденежья начались серьезные бытовые трудности: весной жилые дома остались без отопления, без горячей воды, а город в Ленобласти охватила волна митингов и протестов. Ситуация потребовала вмешательства на тот момент премьера Владимира Путина, которому в ручном режиме пришлось решать проблемы города. Журналисты в числе причин возникновения кризиса называли жадность бизнесменов, нажившихся на приватизациях. Пресса также писала, что Путин создал в Пикалево прецедент, напомнив российским миллиардерам об их социальной ответственности в условиях кризиса. Сегодня такое же положение вещей реально грозит и Краснодару, и опять с участием Олега Дерипаски, уверены эксперты.

«Я давно занимаюсь этой проблемой. Мне присылали радужные ответы ранее. Теперь я подготовил запросы премьер-министру Дмитрию Медведеву и федеральному прокурору. Медведеву – с просьбой о недопущении закрытия аэропорта. А генпрокурору – чтобы провели проверку в связи с этой проблемой. Один раз собственника аэропорта уже штрафовали на 200 млн рублей. Буду требовать, чтобы был наведен порядок и в этот раз. Запросы будут вести сегодня», – заявил секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.