горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Уральский ФО
20 августа 2015, 18:04 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Хлеб – имя экономическое. В Челябинской области назревают проблемы

Обзор самой главной отрасли – в материале РИА «ФедералПресс»

В Челябинской области усиливается неопределенность на рынке производства стратегического продукта – хлеба. Внешне пока ничто не говорит о наличии каких-либо проблем. Тем не менее проблемы назревают. Есть опасения, что областному центру хлеба может не хватить. В то же время региональный Минсельхоз уверен, что волноваться не стоит – есть еще резервы. В ситуации разбирался корреспондент РИА «ФедералПресс».

В Челябинской области усиливается неопределенность на рынке производства стратегического продукта – хлеба. Внешне пока ничто не говорит о наличии каких-либо проблем. Тем не менее проблемы назревают. Есть опасения, что областному центру хлеба может не хватить. В то же время региональный Минсельхоз уверен, что волноваться не стоит – есть еще резервы. В ситуации разбирался корреспондент РИА «ФедералПресс».

Крупнейшими игроками на этом рынке в регионе являются компании «Первый хлебокомбинат», «Хлебпром», «Союзпищепром», «Ситно», «Мэри». Эти предприятия в сумме обеспечивали до недавних пор 90 % объема регионального рынка. Более половины причем обеспечивал «Первый хлебокомбинат». Общая емкость челябинского хлебного рынка – порядка 200 тонн в сутки. У «Первого хлебокомбината» есть прочная связь с производителями зерна в рамках холдинга «Макфа». Холдинг кредитует сельхозтоваропроизводителей в период посевной и уборочной под зерно будущего урожая, обеспечивая поставки сырья для выпуска готовой продукции. У других крупных участников рынка (не говоря уже о мелких) такой сырьевой базы нет. Хотя те же «Хлебпром» и «Союзпищепром» тоже заключали договоры с сельхозтоваропроизводителями, кредитуя их под будущие поставки зерна.

Хлебопроизводящие предприятия области по уровню оснащенности производства современным оборудованием делятся на лидеров, которые успели провести модернизацию, и аутсайдеров, которые этого не сделали. К числу лидеров относятся «Первый хлебокомбинат», «Хлебпром», «Ситно», «Союзпищепром». Остальные предприятия не имеют средств на переоснащение производства и в результате обречены на жалкое существование. А возможно, и на закрытие.

На этом рынке сложилось определенное разделение труда. Скажем, «Союзпищепром» потребители связывают со снэками, сухими завтраками, печеньем. «Первый хлебокомбинат» и «Хлебпром» делали как традиционные «народные» сорта хлеба («Уральский подовый», «Пшеничный», «Станичный»), так и более дорогие сорта хлеба (вплоть до фруктового у «Первого»). «Первый хлебокомбинат» одно время увеличил ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий до 150 наименований, но потом стал его уменьшать, исходя из необходимости выпускать по каждому виду продукции объем не ниже определенного предела, гарантированно потребляемого рынком.

Общая картина рынка давно сложилась для потребителей более чем удачно, и в Челябинской области из-за сильной конкуренции на рынке цены на хлеб и хлебобулочные изделия традиционно считаются одними из самых низких в России. Однако одним игроком в этом году стало меньше. В мае компания «Хлебпром» внезапно остановила производство хлебобулочных изделий. Официальная причина – старое оборудование было опасно эксплуатировать. Отдел маркетинга предприятия объявил, что производство временно закрыто на реконструкцию, до осени. Наверное, объяснение причин остановки производства можно считать приемлемым, тем более что цех построен еще в 1949 году – дальнейшая эксплуатация его в самом деле была опасна. Было объявлено, что в реконструкцию планируется вложить порядка 100 млн рублей. Правда, озвученные сроки ремонта – 6–12 месяцев – не вполне соотносились с обещанием возобновить производство хлеба в сентябре.

Когда 150 сотрудникам хлебного производства «Хлебпрома» в мае предложили уйти в отпуска до осени (уточнялось, что у некоторых работников накопилось по 50–60 дней отпуска), часть из них просто уволилась. Официальные представители «Хлебпрома» подчеркивали, что хлеб – продукт постоянного спроса и предприятие продолжит его выпускать. Как рассказал на днях «ФедералПресс» Илья Мительман, депутат Челябинской городской думы и управляющий «Хлебпрома», вопрос окончательно еще не решен: «Сейчас смотрим всё, считаем стоимость кредитов. Да, планируем осенью возобновить производство». Однако среди политиков и предпринимателей ходят слухи, что «Хлебпром» из-за низкой прибыльности все-таки закроет производство хлеба. Тем более что в условиях кризиса ужесточился контроль за ценовой политикой.

Вячеслав Сенчищев, управляющий ОАО «Первый хлебокомбинат» (лидер рынка, производит более 50 % всего хлеба, потребляемого в Челябинске, поставляет продукцию также в область и соседние региону), отказался комментировать ситуацию на рынке без объяснения причин. В то же время пожелавший остаться неизвестным директор одного из предприятий, участников рынка, высказался так: «Сейчас еще лето. Пока проблемы не видны. Например, на том же ранее остановленном всем известном производстве. Но с приходом осени многое станет очевидно. Иногда свежего хлеба вечером в продаже не найти. С другой стороны, есть элементарные трудности с подсчетом, какой хлеб и сколько нынче потребляют. Продовольственная корзина постоянно меняется. Некоторые люди теперь меньше едят хлеба. В целом трудно учесть всех, кто есть на рынке. Особенно если говорить о малых пекарнях».

Итак, о каких же проблемах может пойти речь. По-видимому, главная – кто заменит выпадающие объемы «Хлебпрома» в случае, если эта компания не возобновит выпуск хлеба. Если выпадает «Хлебпром» (а это примерно 40 тонн в сутки, он был вторым по объемам в Челябинске), дыра получается изрядная, порядка 20 %. Наверное, часть этой дыры сможет закрыть лидер рынка. Но не более. Даже у лидеров есть пределы возможностей.

Кроме того, есть трудности у ОАО «Народный хлеб» (это предприятие владеет 100 % акций «Коркинского хлебокомбината» и 51 % акций «Южуралхлеб»). Во времена губернаторства Петра Сумина этот холдинг пользовался покровительством областных властей. Из него пытались создать альтернативу «Первому хлебокомбинату».

ОАО «Народный хлеб» было создано в 2005 году по предложению министра сельского хозяйства Челябинской области Ивана Феклина. Проект активно рекламировал первый вице-губернатор Андрей Косилов. В состав холдинга тогда вошел недавно приватизированный Коркинский хлебокомбинат, а также контрольные пакеты акций ОАО «Еманжелинскхлеб» и ОАО «Южуралхлеб». Увы, оборудование предприятий, вошедших в холдинг, было сильно изношено. Необходима была срочная модернизация производства. В областном правительстве тогда рассчитывали, что объединение нескольких малых хлебозаводов в один холдинг повысит его привлекательность для крупных инвесторов (в областном бюджете денег на это не было), а во-вторых, позволит вырастить альтернативу хлебной империи предпринимателя Михаила Юревича. В течение полутора лет объемы производства ОАО «Народный хлеб» планировалось довести до серьезного уровня в 150 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Но ничего не получилось: доля рынка у «Народного хлеба» осталась в регионе мизерной.

В декабре прошлого года областной фонд имущества выставил на продажу 25 % акций «Народного хлеба», которые принадлежали областному правительству. В планах приватизации этот пакет, оказывается, был давно. На тот момент «Народный хлеб» так же, как и в момент создания холдинга, принадлежал екатеринбургскому предпринимателю Малику Гайсину. Было объявлено, что заявки на участие в торгах принимаются до 30 января. Однако после этого сообщений на сайте правительства по поводу этой сделки больше не появлялось. Но еще в момент объявления о продаже 25 % акций эксперты говорили, что если кому этот пакет и может быть нужен, так это только основному владельцу предприятия. Для других инвесторов он интереса не представляет. Хотя цена пакета (4,5 миллиона рублей), по ряду оценок, была вполне адекватной. В то же время вложения в предприятия холдинга требовались на уровне не менее 50 миллионов рублей, иначе повысить качество продукции «Народного хлеба» было невозможно. При этом отмечалось, что свободных денег у предприятий хлебной отрасли почти нет, а заемные средства стали нынче слишком дороги. И опять-таки покупка пакета в 25 % не даст новому совладельцу права принятия управленческих решений.

В областном минсельхозе по поводу ситуации на рынке излучают бездну оптимизма. Начальник отдела внешних связей Наталья Твердохлебова рассказала, что по рынку хлеба и макаронных изделий предприятия региона в сумме производят аж 254 % объемов от потребностей, и в результате большую часть вывозят в другие регионы России и даже за рубеж. В то же время уточнение отдельно взятого рынка хлеба и хлебобулочных изделий дало совсем другие цифры. Здесь Челябинская область обеспечивает себя, по словам чиновницы, уже только на 110 %. Хотя некоторые резервы, насколько можно судить по этим цифрам, есть, тем не менее уход с рынка даже одного серьезного игрока незамеченным, видимо, не останется.

Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1