горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Ростовская область
30 сентября 2015, 12:14 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Из Ростова на Кубу

Строительство аэропорта Южный подорожало, но идет с опережением темпов

В Аксайском районе Ростовской области завершаются земляные работы при строительстве нового аэропортового комплекса «Южный». Это будет первый аэропорт подобного уровня, построенный в России за последние 25 лет. Из-за валютных колебаний стоимость проекта возросла на несколько миллиардов рублей.

В Аксайском районе Ростовской области завершаются земляные работы при строительстве нового аэропортового комплекса «Южный». Это будет первый аэропорт подобного уровня, построенный в России за последние 25 лет. Из-за валютных колебаний стоимость проекта возросла на несколько миллиардов рублей, однако, как уверяют инвесторы, на сроках работы это не отразится. В конце июня 2017 года девять телескопических трапов аэровокзала должны отправить пассажиров в первый полет. Подробности – в материале корреспондента «ФедералПресс.Юг».

Реализация проекта «Южный» ведется с 2013 года. Общая цифра инвестиций неоднократно менялась, начиная с этого времени, и в итоге возросла с 27 до 38 с лишним миллиардов рублей. Из этой суммы федеральный бюджет потратит 17,9 млрд рублей, инвестор – 18,9 млрд, а остальные 907 млн – это средства бюджета Ростовской области. На деньги федерации будет построена аэродромная часть – та, что необходима для посадки и взлета воздушных судов. К ней относятся средства радионавигации, метеооборудование, взлетно-посадочная полоса и командно-диспетчерские пункты со всем оборудованием. Генеральным подрядчиком строительства стала компания ООО «Трансстроймеханизация» (дочка ПАО «Мостотрест», до недавнего контролировалась структурами Аркадия Ротенберга). Инвестиционную часть строительства взяли на себя структуры Виктора Вексельберга (холдинг «Аэропорты регионов», входит в ГК «Ренова»). На средства компании планируется построить здание аэровокзала, а также гостиницу и крупный логистический комплекс. Общую архитектурную концепцию аэрогавани выполнило британское дизайнерское бюро, а сам проект детально разрабатывала немецкая компания. В частности, по идее зарубежных архитекторов, крыша аэровокзала будет выполнена из дюралюминия, а на территории комплекса расположится водоем.

«Если не считать небольшого аэропорта на острове Итуруп, который начал работу в 2014 году, Южный станет первым аэровокзалом подобного уровня, построенным в России за последние 25 лет. Все предыдущие годы аэропорты только ремонтировали и реконструировали. А так, чтобы в чистом поле, где нет ничего, выехать и построить все с нуля – такого еще не было», – рассказали экспертному каналу представители компании «Аэропорты регионов».

Ростовская область, в свою очередь, взяла на себя возведение транспортной и инженерной инфраструктуры: на сегодня уже получены положительные заключения госэкспертизы на проекты строительства газо-, водо- и электроснабжающих сетей, а также двух объездных дорог. По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, только длина водоотводящих систем, которые предстоит проложить в особых геологических условиях, составляет 350 км.

«У нас нет ни одного проекта инженерной инфраструктуры, который бы не прошел экспертизу, – сообщил Василий Голубев на последнем совещании, посвященном ходу реализации проекта. – Практически в полном объеме подписаны все контракты. Область сама определяет сроки их выполнения. Были внесены коррективы в строительство дороги к аэропорту – с 2016-го ее ввод перенесен на 2017 год. Она должна быть в хорошем состоянии непосредственно перед сдачей аэропорта. А если сдать дорогу на год раньше и продолжать строительство, то ее просто разобьют за это время».

«Проделана огромная, беспрецедентная работа, связанная с оформлением больших объемов экспертных заключений. Подготовлена ПСД, изучены финансовые вопросы», – прокомментировал председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг.

По словам подрядчиков, строительство и здания аэровокзала, и аэродромной части ведется с опережением графика. Сейчас на площади почти 3 тыс. га ведутся земляные работы. В частности, для возведения взлетно-посадочной полосы подрядчик выровнял площадь почти в 500 га, для этого с площадки пришлось переместить 6 млн тонн грунта. На место грунта уложено геотекстильное основание и так называемый «черновой» бетон. Он не даст просесть покрытию, которое будет положено сверху, – это специальный армобетон. Именно он задаст основные свойства взлетно-посадочной полосе (ВПП). Учитывая ее площадь – 3,6 км в длину и 45 м в ширину, а также жесткость, ВПП Южного позволит принимать воздушные суда практически любой массы. В качестве ориентира взят самый крупный в мире двухмоторный пассажирский самолет – трансатлантический лайнер «Боинг 777-300». При этом, как утверждают эксперты, в первое время ростовчанам могут и не понадобиться самолеты, преодолевающие столь дальние расстояния. Все будет зависеть от политики авиакомпаний и спроса на те или иные маршруты. Улететь, к примеру, на Кубу из Южного технически будет возможно. Но чтобы этот маршрут открылся, нужно регулярно набирать не менее 400 желающих, утверждают собеседники «ФедералПресс.Юг».

По словам Виктора Вексельберга, валютные колебания повлияли на инвестиционную часть проекта. «Проект крупномасштабный, и он включает в себя валютные составляющие, связанные с приобретением специализированного оборудования, – рассказал Вексельберг экспертному каналу. – Поэтому ситуация с курсом валюты является для нас очень чувствительной. Но мы стараемся управлять этими рисками. На сегодня стоимость инвестиционной части проекта немного выросла и составляет 19 млрд рублей по сравнению с 16 млрд рублей, которые планировали изначально. Но все финансовые вопросы решены. Заключены контракты по финансированию с «Газпромбанком» – на проведение более 70 % объема работ. Получены гарантии Центрального банка по обеспечению кредитной ставки. Есть собственные ресурсы. Поэтому мы не видим финансовых рисков, связанных с реализацией проекта».

За время реализации проекта расчетный пассажиропоток Южного был также скорректирован – с 8 до 5 млн человек в год. Для сравнения – действующий ростовский аэропорт в год обслуживает свыше 2,3 млн пассажиров. Как говорят в компании «Аэропорты регионов», пропускная способность аэровокзала будет высокой – в здании предусмотрено девять телескопических трапов, которые позволят пассажирам попадать на борт самолетов сразу из здания вокзала. «Плюс, конечно, предусмотрен выход на перрон, – утверждают представители компании. – Автобусы тоже будут, хотя это чуть более долгий путь. Сократить время взлета и посадки позволят также рулежные дорожки для самолетов, примыкающие под углом к взлетной полосе. Всего на стоянке для самолетов будет размещаться до 45 воздушных судов».

Генподрядчиком по инвестиционной части в результате конкурса стал турецкий холдинг Limak, одна из крупнейших европейских компаний по строительству транспортной инфраструктуры. В Стамбуле Limak сейчас строит крупнейший аэропортовый комплекс в мире с пропускной способностью 150 млн пассажиров в год. Для реализации проекта «Южный» холдинг объединил усилия с компанией «Маращстрой», создав совместное предприятие – «Лимакмаращстрой».

«Наш главный принцип – максимально использовать местные ресурсы, – рассказал журналистам председатель совета директоров холдинга Limak Нихат Оздемир. – Поэтому мы намерены активно пользоваться местным субподрядом и по возможности найти все стройматериалы здесь, на месте. Из 150 рабочих, которые сейчас находятся на площадке, только 15 наших. Наша компания имеет огромный опыт строительства аэропортов, и мы применим его здесь. Поэтому мы хотим закончить все работы на два месяца раньше срока, оговоренного в контракте».

Здание аэровокзала расположится на расстоянии 29 км от Ростова. По словам экспертов, это не станет проблемой для пассажиров. Как показывает практика, большая часть из них добирается до вокзала на личном автомобиле, развязка на трассе М4 («Дон») и дорога на Северный обход уже строятся. Кроме того, в сторону Южного может быть открыто экспресс-движение, рассказал Василий Голубев. «Я говорю о возможном создании в определенном будущем скоростных трамваев – не двухсекционных, а, например, трехсекционных. Но это уже отдельный проект, который будет реализовываться в развитие аэропортового комплекса», – заявил врио губернатора Ростовской области. «Вряд ли стоит ожидать здесь появления железнодорожной ветки, – в свою очередь, комментируют ситуацию в компании «Аэропорты регионов». – Чтобы полноценный аэроэкспресс себя оправдал, нужен пассажиропоток не менее 20 млн человек в год. Пока что это работает только в Москве».

По словам Виктора Вексельберга, у инвесторов нет сомнений в том, что аэропорт будет рентабельным. Опыт Сочи, где после завершения Олимпиады возникли проблемы с окупаемостью объектов, в ростовском случае неактуален, считает глава ГК «Ренова». «Аэропорт полностью окупается за счет пассажиропотока. Мы не строим социальные, спортивные или культурные объекты. Мы строим проект с четким пониманием, для чего и как будут использоваться элементы всей инфраструктуры, которая здесь создается. И прежде чем мы приступили к реализации проекта, была проведена большая аналитическая работа. Тот опыт, который сегодня нами накоплен по эксплуатации аэропортовых комплексов в Свердловской области, и в Нижнем Новгороде, и в Самаре, а также эксплуатация действующего аэропорта, вселяет уверенность, что проект будет востребованным», – считает Вексельберг.

Как утверждает Василий Голубев, окончательную стратегию развития комплекса «Южный» и всех прилегающих территорий еще предстоит обсудить. В частности, один из вариантов для дальнейших инвестиций – строительство поблизости международного почтового терминала. «Мы изначального договорились, что один раз в квартал будем подводить итоги, корректировать свои действия. Принципиальная задача текущего года – к следующему разговору собрать все составляющие части проекта в некий единый документ, который бы учитывал не только задачи 2015, 2016-го годов, но и 2017 года. В том числе – когда нужно будет проводить подготовку аэропортового комплекса к эксплуатации», – заключил по итогам совещания Василий Голубев.


Артем Иванов

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1