горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Челябинская область
30 сентября 2015, 14:21 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Обошли госсистему: Челябинск экстренно озеленили на четверть миллиарда

В УФАС заинтересовались контрактами горадминистрации

Согласно действующему законодательству чиновники обязаны заключать контракты на конкурсной основе, преимущественно в системе госзакупок. Однако в столице Южного Урала представители власти нашли в законе лазейку, озеленив и осветив Челябинск без предусмотренных торгов. В итоге миллионы бюджетных средств ушли в дружественные для горадминистрации конторы. Подробности – в материале «ФедералПресс.Урал».

Согласно действующему законодательству чиновники обязаны заключать контракты на конкурсной основе, преимущественно в системе госзакупок. Однако в столице Южного Урала представители власти нашли в законе лазейку, озеленив и осветив Челябинск без предусмотренных торгов. В итоге миллионы бюджетных средств ушли в дружественные для городской администрации конторы. Подробности – в материале «ФедералПресс.Урал».

Антимонопольное законодательство нарушило Управление дорожного хозяйства Челябинска. К такому выводу пришли эксперты Комитета народного контроля. «УФАС по Челябинской области возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Управления дорожного хозяйства города Челябинска за заключение 7 (семи) контрактов по озеленению и эксплуатации наружного освещения без проведения торгов на общую сумму в 249 миллионов рублей. Что значит «без проведения торгов» и почему какое-то там УФАС вообще возбуждает какие-то «антимонопольные дела»? Все просто. Существует 44-ФЗ, согласно которому все заказчики, распоряжающиеся бюджетными деньгами, обязаны проводить торги для достижения максимальной экономии и эффективности расходования бюджетных средств. Как же так нахозяйствовало УДХ, что против него было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства?» – возмущается в социальных сетях эксперт КНК Валерий Золотухин.

Общественники выяснили, что на протяжении нескольких лет в Челябинске озеленением и эксплуатацией наружного освещения занимаются две компании – ООО «Челябгорзеленстрой» и ООО «Челябгорсвет». Учредителем этих компаний является Игорь Устюжанин. А руководит, например, компанией «Горсвет» – Константин Мошаров, родной брат главы Челябинской городской думы. С 2011 года по контрактам с Управлением дорожного хозяйства Челябинска компания получила ни много ни мало 1,6 миллиарда рублей.

Сценарий, отработанный за годы

Об этой сумме общественники сообщили главе Челябинска Евгению Тефтелеву (на тот момент он был еще главой администрации). В своем письме эксперты Комитета народного контроля утверждали, что при проведении аукционов на право освещения города многомиллионные суммы Челябинск выделяет на содержание имущества, ему не принадлежащего, поскольку упомянутые фирмы – частные, а не муниципальные. Кроме того, Управление дорожного хозяйства фактически закупает электроэнергию на уличное освещение через посредника, хотя по закону должно заключить договор с энергоснабжающей организацией. Вдобавок формирование цены на электроэнергию признано незаконным.

В УФАС же пока заинтересовались лишь частью контрактов. Так, в конце прошлого года Управление дорожного хозяйства Челябинска организовало аукционы на право озеленения и эксплуатации наружного освещения. Общественники подали жалобы на условия проведения аукционов. В региональном УФАС признали их доводы обоснованными и выдали предписания об аннулировании результатов аукционов, что и было сделано. Однако, поскольку было упущено время, в Управлении дорожного хозяйства решили заключить контракты без торгов с «Челябгорзеленстроем» и «Челябгорсветом».

В ходе следующих торгов сценарий повторился. Управление дорожного хозяйства не учло выводы комиссии УФАС о прошлых нарушениях. Результат предсказуем – итоги аукциона снова были аннулированы. И снова Управление заключило контракты на короткий срок с «проверенными» фирмами.

Более того, и в третий раз все повторилось ровно по той же схеме. И снова «Челябгорзеленстрой» и «Челябгорсвет» получили свои традиционные контракты.

А в четвертый раз Управление дорожного хозяйства аукцион решило не проводить. С «Челябгорзеленстроем» просто подписали договор на озеленение на 98 миллионов рублей – на срок до конца года.

Чрезвычайное лето

Основание, по которому Управление дорожного хозяйства, заключало контракты без торгов, – поразительное. Оно называется «чрезвычайная ситуация» и формально предусмотрено законодательством. Детализированное объяснение в данном случае есть. Как указано в документации к контракту, в связи с наступлением устойчивых положительных температур возникла острая необходимость выполнять работы по содержанию объектов озеленения. В смету работ вошли цветочное оформление, уход за газонами, уничтожение сорняков, очистка фонтанов от мусора, обрезка деревьев и многое другое.

Однако УФАС по Челябинской области все-таки аннулировало контракт между Управлением дорожного хозяйства и «Челябгорзеленстроем» по озеленению города за 98,2 миллиона рублей. Жалобы ООО «Цветы Урала» и общественной организации «Комитет народного контроля» оказались обоснованными. В УФАС пришли к выводу, что заказчик укрупнил лот, ограничив конкуренцию.

Пока работа УФАС напоминает сизифов труд и результатов не приносит. «Возбуждено два дела по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции. Челябинским УФАС будет проведено соответствующее расследование на предмет установления в действиях участников нарушения антимонопольного законодательства», – сообщила корреспонденту «ФедералПресс.Урал» пресс-секретарь Челябинского УФАС России
Наталья Мартынюк.

На уточняющий вопрос, что будет в случае выявления фактов нарушения, сотрудник пресс-службы ответила: «В отношении юридических лиц – оборотные штрафы, в отношении виновных должностных лиц органа власти и юридического лица – штрафы в размере от 20 до 50 тысяч рублей, либо дисквалификация». Вполне возможно, что работа продолжится по наработанной схеме – «до следующего аукциона».

В Управлении дорожного хозяйства Челябинска хранят молчание. Его начальник Александр Шабалин оказался недоступен для журналистов. Официальные запросы с просьбой прокомментировать ситуацию были отправлены в «Челябгорзеленстрой» и «Челябгорсвет», но руководство этих компаний предпочитает не общаться с прессой.

Доверенное лицо президента России, член штаба регионального отделения ОНФ в Челябинской области Вячеслав Афанасьев так прокомментировал «ФедералПресс» эту ситуацию: «Окончательные выводы можно делать после завершения следствия. Но в этой истории сразу же обращают на себя внимание несколько моментов. Во-первых, стоит отметить «целеустремленность» чиновников, которые с энергией, достойной лучшего применения, продолжали аукционы, судя по всему, рассчитанные под определенные фирмы. Рынок муниципальных услуг – гарантированная и весьма немаленькая прибыль. На нем, судя по всему, нет «чужих». Во-вторых, кажется, парламентариям уже стоит серьезно задуматься о внесении поправок в законодательство о государственных и муниципальных закупках. Обратите внимание – контракты были подписаны с фирмами из-за сложившейся «чрезвычайной ситуации». Такая норма, действительно, есть в законодательстве о закупках. В определенных случаях объявление режима ЧС позволяет быстро решить проблемы, создающие угрозы жизни и здоровью людей, устранить риски для техногенной инфраструктуры. Вместе с тем данная норма позволяет чиновникам обходить требование о проведении конкурентных торгов».

Общественники продолжают бить тревогу – бюджетные деньги уходят налево. «Такая картина, увы, характерна не только для Челябинска, но и для всей страны. Это уже достаточно освоенная схема. Идет ссылка на якобы чрезвычайную ситуацию, и подписываются контракты. Причем по закону у заказчиков нет обязанности согласовывать контракты, заключенные вследствие ЧС, с контролирующими органами. Достаточно просто их уведомить. Информация об этом заносится сразу в реестр контрактов (который почти никто не смотрит), что фактически ведет к некоему сокрытию информации от общественности и контролеров. Например, как в случае с УДХ, на основании ссылки на чрезвычайную ситуацию в условиях выявленных тем же УФАС нарушений и отмененных аукционов контракты заказчиками заключаются с «проверенными» фирмами без торгов. И пока с этим ничего поделать нельзя. Рецепт один – менять федеральное законодательство. Сейчас все проверки таких вот контрактов проходят постфактум, поэтому без изменения законодательства пресечь распределение бюджетных средств подобным образом не получится», – резюмирует общественник Валерий Золотухин.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1