Пермские туркомпании начали отказываться от запланированных полетов в Турцию, но в ближайшее время к банкротствам это не приведет: в стране сейчас нет потока туристов – не сезон. Опасения участников туристического рынка вызывает, как ни странно, возможность внезапного открытия турецкого направления – от этого могут пострадать компании, вложившиеся в развитие других направлений. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Пермские туркомпании начали отказываться от запланированных полетов в Турцию, но в ближайшее время к банкротствам это не приведет: в стране сейчас нет потока туристов – не сезон. Главные пострадавшие от запрета – туристы, которым турецкие путевки предложили вместо Египта, вылеты в который приостановлены после крушения пассажирского А321 над Синаем. Опасения участников туристического рынка вызывает, как ни странно, возможность внезапного открытия турецкого направления – от этого могут пострадать компании, вложившиеся в развитие других направлений. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Пермские туристические компании отказываются от запланированных полетов в Турцию из-за рекомендаций МИДа и Ростуризма в связи с крушением российского Су-24. С предложением полностью запретить полеты в страну выступили и депутаты Госдумы. Как пояснила корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» гендиректор компании «Валида» Елена Шперкина, несмотря на то что пока это всего лишь рекомендации, «на самом деле сегодня никакие туристические компании не могут продвигать и реализовывать никакие туристические продукты и даже отдельные туристические услуги в Турции». «Когда рекомендации идут из МИДа и из Федерального агентства, то это указания», – считает Елена Шперкина.
Как сообщает «Коммерсант-Прикамье», сейчас в расписании аэропорта Пермь стоят три чартера в Анталью, полеты запланированы на 11, 21 и 31 декабря. Рейсы выполняет компания Nordwind Airlines. По данным издания, от вылетов из Москвы отказались Coral Travel, Anex Tour и Pegas Touristik.
Пермские туркомпании при этом серьезных проблем в связи с запретом пока не ощущают: «Турции в это время уже не бывает, – поясняет Елена Шперкина. – Сегодняшние вылеты в Турцию, которые пришлось отменить, случились как альтернатива для тех туристов, которые не смогли улететь в Египет, не более того». Как сообщила корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» исполнительный директор Пермской туристической гильдии Елена Елагина, только в туркомпани «Лагуна» есть две семьи, которым Турция была предложена вместо Египта, и сейчас оператор ищет решение для них – возможно, деньги просто придется вернуть.
«Массовых отказов от туров у нас сейчас нет, потому что нет массового интереса к Турции – раннее бронирование начинается только после Нового года, – говорит Елена Елагина. – Подавленное настроение, что у туристов, что у турагентов, наблюдается только тогда, когда они думают о будущем сезоне. Нет уверенности в завтрашнем дне – это главная печаль сейчас».
Впрочем, туроператоры не считают, что потеря популярного турецкого направления сильно подкосит бизнес: «Турция не единственная страна в мире, – рассуждает гендиректор «Валиды». – Для тех компаний, у которых это основное направление, – это печальное известие. Но для тех, кто продает не только Турцию и Египет, это не критично. Даже не говоря об импортозамещении, помимо Турции есть Хорватия, Черногория, Болгария, Италия, Испания, Греция… Куда поехать – точно есть. Никакой трагедии, по крайней мере, для нас я в этом не вижу».
Главные опасения туроператоров вызывает другое – неизвестно, как долго продлится этот запрет. Сезон в Турции начинается в апреле, а первый вал российских туристов идет в майские праздники. «Ранние продажи начинаются уже в декабре, но хотя бы к февралю ситуация должна быть понятной, – считает директор «ИнтерСпутника» Вадим Яхнин. – В принципе – куда мы четыре миллиона людей денем? Дома будут сидеть? Или в Крым и Краснодарский край поедут? Если мы это направление закрываем, значит, нам нужно сегодня обозначать горизонты этого закрытия, а не держать до февраля-марта туристический рынок в неизвестности. Рынок может рухнуть в принципе, потому что операторы сегодня остаются без хлебных направлений Египта зимой и перспективы ранних продаж Турции».
«Представляете, что будет, если туркомпания вложится в развитие других направлений, например, возьмет чартер в Черногорию, – и вдруг Турцию в апреле откроют? Я бы, как гражданин и предприниматель, хотел – если мы сейчас закрываем направление Турция, то чтобы хотя бы в течение двух-трех недель было понятно, как надолго закрываем. Чтобы можно было планировать следующий сезон. А так – ну закрыли и закрыли, ничего страшного. Там сейчас все равно делать нечего. А вот если наши политики думают, что можно открыть будет в марте – то это просто сломает рынок. Те, кто станет контрактировать другие направления – просто обанкротятся», – уверен Вадим Яхнин.
В выгоде от закрытия популярных зарубежных направлений могут оказаться только операторы, специализирующиеся на внутреннем туризме: «Большая часть бизнеса нашей группы – это речные круизы, – рассуждает Вадим Яхнин. – Мы туроператор по Крыму, мы не закрывали российский отдел, когда 99 % российских компаний занимались только выездным туризмом. Мне это, с точки зрения бизнеса, только на руку». Однако и тут, считает бизнесмен, государству следует «повернуться лицом к операторам внутреннего туризма». «Я не патриот направления Турция, но, тем не менее, четыре миллиона наших граждан туда почему-то ездили, и возвращались раз за разом. И если мы это направление закрываем, тогда давайте думать, как развивать внутренний туризм. Говоря о том, что нужно развивать внутренний туризм и стимулировать людей и предприятия тратить деньги на отдых в стране, давайте думать, кому тут нужно помочь, и кого от чего избавить», – говорит предприниматель.