Top.Mail.Ru
Экономика
Московская область
0

Углеводородный кризис: «Жареный петух уже клюнул, и не раз»

Личный взгляд исполнительного директора «Опоры России» по Московской области Анатолия Чургеля

По итогам встречи, состоявшейся во вторник в Дохе, между министром энергетики РФ Александром Новаком и представителями Саудовской Аравии, Венесуэлы и Катара была достигнута договоренность о готовности сохранить добычу нефти в 2016 году в среднем на уровне января текущего года, если другие производители присоединятся к такой инициативе.

По итогам встречи, состоявшейся во вторник в Дохе, между министром энергетики РФ Александром Новаком и представителями Саудовской Аравии, Венесуэлы и Катара была достигнута договоренность о готовности сохранить добычу нефти в 2016 году в среднем на уровне января текущего года, если другие производители присоединятся к такой инициативе.

«Пока не будет соглашения с Ираном и Ираком, сложно ждать долгосрочной стабилизации цен», – считает мексиканский аналитик в энергетической отрасли Флувио Руис. Сам он скептически настроен относительно возможного присоединения Ирана к заморозке уровня добычи после снятия санкций и возобновления поставок нефти на внешний рынок. Своим мнением о том, почему «встреча четырех» не добавила оптимизма в отношении рынка углеводородов, поделился исполнительный директор «Опоры России» по Московской области Анатолий Чургель:

«Очевидно, что мексиканский профессор – один из немногих оптимистов-аналитиков, занимающихся прогнозированием в области углеводородного сырья. Уже не секрет, что встреча в Дохе закончилась ритуальной, но бесполезной псевдодоговоренностью. Цены на нефть быстро покатились вниз, утягивая за собой накрепко привязанный к ним рубль. Эмоции рынка углеводородов, уже давно ждущего позитива, так и не получили «солнечной улыбки». Надеяться и правда было не на что. Во-первых, страны ОПЕК уже давно нарушают свое же собственное соглашение о квотах. Поэтому нет никаких гарантий, что они будут соблюдать договоренности с «независимыми производителями».

Во-вторых, соглашение явно выгодно России, где в январе были рекордные уровни добычи, а в настоящее время есть стойкая тенденция к их длительному падению (отсутствие инвестиций в разведку, в обновление оборудования и т. д.). И это не является секретом для партнеров по переговорам в Дохе, уже имевших данные о падении добычи у крупных нефтедобывающих компаний.

В-третьих, есть Иран, стремящийся максимально быстро нарастить добычу после снятия санкций. И уж он-то прекрасно понимает, что его изголодавшуюся по твердой валюте экономику устроит практически любая цена продаваемого сырья. Иран никогда не примет условие «январской добычи», окончательно похоронив даже минимальные надежды на возможные договоренности. И здесь Иран не одинок. Есть еще, например, Азербайджан с его амбициями. А его даже не спрашивали.

Но, безусловно, добыча должна упасть, и она упадет. Но не за счет соглашений, а из-за «естественных» факторов, включая себестоимость, уменьшение разведанных запасов, банкротство ряда «сланцевых» (и не только их) компаний. Рынок будет править этим процессом. Рынок и крупные игроки, определяющие его движение.

Ну, а если говорить о сроках начала устойчивого роста рынка углеводородов, то, наверное, не стоит надеяться на восстановление цен середины 2014 года (свыше 100 долларов за баррель). К концу 2016 года цена может быть на уровне 40 долларов, то есть соответствовать нашему прогнозу – в 35 долларов в среднем за бочку сорта Brent в 2016 году. И не будем забывать, что за последние годы у цены на нефть появился тяжелый якорь – новые технологии разработки сланцевых месторождений и вновь открытые запасы черного золота в ряде стран, включая Китай и даже Великобританию. И кроме того, зеленая экономика требует уменьшения выбросов от сжигания нефтепродуктов, что стимулируется правительствами развитых стран – потребителей нефти, включая Германию.

Конечно, временным выходом для России может быть повышение коэффициента извлечения нефти с наших 37 до западных 65–70 процентов. Но кто нам сейчас даст эти технологии? И потом, давайте признаем, что совершенно прав был министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани, который еще в 70-е годы прошлого столетия сказал: «Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть».

Энергетический голод человечеству не грозит. Но это будут уже иные источники, иные технологии. Мы катастрофически опаздываем в этой научно-технической гонке, да еще и нашу оставшуюся науку умудряемся добивать воплощенными ядовитыми идеями вроде ФАНО (Федеральное агентство научных организаций). Но если не превращать страну в кухню для постоянных кулинарных экспериментов в ручном режиме, а также закрыть двери властных структур для клептоманов и дилетантов, то, наверное, еще где-то можно успеть. Жареный петух уже клюнул, и не раз».

Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции


Справка «ФедералПресс»:

Анатолий Олегович Чургель – исполнительный директор «Опоры России» по Московской области, директор некоммерческого партнерства «Толерантный мир», руководитель департамента экономического анализа и прогнозирования Российского национального комитета по черноморскому экономическому сотрудничеству.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.