Top.Mail.Ru
Экономика
Хабаровский край
0

Госструктуры сплавляются вокруг «Амурметалла»

Внешэкономбанк пока не договорился с Уралвагонзаводом об условиях передачи единственного металлургического завода в ДФО

С серьезными проблемами столкнулось единственное металлургическое предприятие Дальнего Востока – ОАО «Амурметалл», расположенное в Комсомольске-на-Амуре. Оно находится на грани банкротства, несмотря на вмешательство Внешэкономбанка (ВЭБ). На заводе в настоящее время действует внешнее наблюдение. Однако не удается ни распродать активы, ни найти другие возможности погашения долга почти на 1 млрд долларов.

С серьезными проблемами столкнулось единственное металлургическое предприятие Дальнего Востока – ОАО «Амурметалл», расположенное в Комсомольске-на-Амуре. Оно находится на грани банкротства, несмотря на вмешательство Внешэкономбанка (ВЭБ). На заводе в настоящее время действует внешнее наблюдение. Однако не удается ни распродать активы, ни найти другие возможности погашения долга почти на 1 млрд долларов (при выручке в полмиллиарда и убытках). Ситуация с кредитами ВЭБа уже полгода остается неясной, хотя Банк развития и контролирует Амурметалл с 2009 года. Введение запретительных мер для импорта металлолома через ДФО не помогло. Внешэкономбанк несколько месяцев пытается уступить проблемное предприятие другой госструктуре – Уралвагонзаводу, который совсем недавно интересовался Амурметаллом. Но УВЗ внезапно замолчал. Подробности – в материале «ФедералПресс.Дальний Восток».

Единственный на Дальнем Востоке металлургический завод так и не смог выйти из кризиса: предприятие терпит катастрофические убытки. По состоянию на конец 2011 года его долги составляли примерно 26,5 млрд рублей (из них 5,3 млрд рублей – перед ВЭБом) при годовой выручке в 14,5 млрд рублей. Ситуация не улучшается из-за убыточности операционной деятельности. В 2012 году завод не выплатил два транша по мировому соглашению с кредиторами. Генеральный директор ОАО «Амурметалл» Владимир Лиманкин в итоге подал заявление в Арбитражный суд Хабаровского края с просьбой ввести внешнее наблюдение.

Для предприятия внешнее наблюдение оставалось едва ли не единственным возможным выходом – это период длительностью до семи месяцев, когда вводится мораторий на выплаты по долгам. Организация либо должна найти выход из кризисной ситуации, либо распродать имущество, а деньги потратить на раздачу долгов. Покупатель может стать новым собственником. Но пока речь идет о том, что две государственные структуры – Внешэкономбанк и Уралвагонзавод – пытаются договориться. Некоторые наблюдатели уже предположили, что столь проблемное предприятие просто никому не нужно. Однако прояснить ситуацию не так просто из-за крайней закрытости металлургического завода.
 
«Все, что от меня зависит, я пытаюсь делать: выхожу на руководителей края, профильных министерств, руководителей ВЭБа с тем, чтобы восстановить финансирование завода, пока этого добиться не удалось, – заявил гендиректор «Амурметалла» в интервью заводской многотиражке «За сталь». – Сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы в период внешнего наблюдения не остановить завод, чтобы он продолжал функционировать, так как предприятие имеет ценность только как работающий актив. Другой своей важной задачей я считаю освобождение завода от непомерной долговой нагрузки в ходе процедуры внешнего наблюдения. Те обязательства, которые лежат сегодня на плечах предприятия по предыдущему мировому соглашению, принятому в декабре 2009 года, при нынешней схеме производства невыполнимы. Кредитование от ВЭБа приостановлено и до введения процедуры внешнего наблюдения он финансировать нас вряд ли будет. Надежда пока только на собственные силы и на остатки собственных оборотных средств».

Из слов Владимира Лиманкина следует, что разработанная в 2009 году программа господдержки фактически провалилась. Первый транш завод получил в марте 2010 года, через десять месяцев после принятия решений, но за это время уже были накоплены существенные убытки. Примерно через год, с мая 2011 года, пришло время для исполнения мирового соглашения с кредиторами. Деньги на эти цели пришлось брать из перечислений ВЭБа. Не хватало сырья, потому что по условиям кредитного соглашения предоплата за металлолом («Амурметалл» – электрометаллургический завод, работающий на вторичном сырье, – прим. «ФедералПресс.Дальний Восток») не должна была превышать 25 %, а поставщики требовали как минимум 80 %.

Льготный тариф на перевозку металлолома по железной дороге действует, если объемы грузопотока составят по итогам 2011–2012 годов не менее 2,05 млн тонн. Но завод сможет потребить за два года лишь 1,4 млн тонн. Теперь РЖД могут в любой момент потребовать разницу в 450 млн рублей, если не вмешается Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

Гендиректор «Амурметалла» также подтвердил версию экспертов о том, что постановление правительства РФ о переводе таможенного оформления экспорта металлолома в Магадан защищало интересы предприятия. Как сообщал «ФедералПресс.Дальний Восток», документ вступил в силу в феврале этого года и действовал три месяца. За это время все потоки металлолома, вывозимого в Китай через Хабаровск и Владивосток, должны были доставляться морем на Колыму, а оттуда – опять возвращаться на юг. В этой ситуации экспортерам было бы проще продать сырье на «Амурметалл» несмотря на более низкие закупочные цены. Однако и это не сработало: в феврале шли выплаты по мировому соглашению, а с 1 апреля ВЭБ прекратил кредитование. Уже в мае Высший арбитражный суд по иску нескольких экспортеров отменил постановление и вывоз металлолома за рубеж возобновился в прежних объемах.

Наконец, четвертая мера, которая должна была помочь заводу, – это льготный энерготариф. Цена на электроэнергию фактически определяет у предприятия себестоимость продукции. Но Дальневосточная энергетическая компания, входящая в холдинг «РАО ЭС Востока», в 2011 году повысила тариф на треть по сравнению с 2010 годом. Только в прошлом году «Амурметалл» потерял на этом около 400 млн рублей. На стороне ДЭК выступили и ФСТ, и управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, и региональный арбитраж.

Как объясняет Владимир Лиманкин, кредитование в апреле 2012 года было приостановлено из-за вступления в силу двух условий, которые выдвинул ВЭБ. Первое – должны вступить в силу документы, которые бы позволили банку предпринимать действия в целях смены управляющей компании. Второе – нужно продать часть или даже весь пакет акций компании «Амурметалл Холдинг Лимитед», через которую госкорпорация владеет акциями завода. По словам гендиректора, правление ВЭБа 24 мая вроде бы решило отменить эти условия и возобновить кредитную линию. Но финансирование так и не было восстановлено. Банк развития объясняет это тем, что существует опасность списания выделенных средств в пользу кредиторов.
 
Однако, как сообщили «ФедералПресс.Дальний Восток» в пресс-службе ВЭБа, они готовы к любым решениям, которые привели бы к финансовому оздоровлению «Амурметалла». По словам президента Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, вокруг завода складывается «совершенно очевидный конфликт: с одной стороны, банк отвечает за предприятие, а с другой, не имеет возможности влиять на операционную деятельность. Хотя, по сути, мы и не должны претендовать на управление, потому что для банка, пусть даже Банка развития, управлять различными индустриальными проектами неправильно».
 
Похоже, что ВЭБ пытается найти структуру, которой можно передать контроль над «Амурметаллом». В мае этого года была обнародована информация об интересе к металлургическому предприятию со стороны Уралвагонзавода. Однако в августе УВЗ объявил, что в приемлемые сроки договориться не удалось, так что тагильчане готовы строить планы по работе с комсомольчанами лишь после введения процедуры банкротства. В пресс-службе УВЗ прокомментировать данную ситуацию не смогли.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.