горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Челябинская область
21 сентября 2012, 09:50 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Иван Петриди: Репутация Южного Урала в глазах Путина зависит от выводов АСИ

На этой неделе в Челябинске прошло первое открытое заседание экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) 1, состав которой был сформирован при паритетном участии АСИ и областного министерства экономического развития.

На этой неделе в Челябинске прошло первое открытое заседание экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ)1, состав которой был сформирован при паритетном участии АСИ и областного министерства экономического развития.

В эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru» руководитель экспертной группы Иван Петриди рассказал о том, как будет строиться работа «путинского» Агентства в регионе, от чего будет зависеть рейтинг Челябинской области и о каких выводах Агентство планирует доложить в конце этого года президенту страны.

В чем суть продвигаемой АСИ инициативы по улучшению инвестиционного климата в России?

Давайте уточним, на сегодня есть двадцать две Национальные предпринимательские инициативы, направленные на совершенствование системы защиты прав инвесторов, таможенного и налогового администрирования, оптимизацию процедур регистрации собственности и предприятий, повышение доступности инфраструктуры и финансовых ресурсов, а также расширение спроса на продукцию компаний, обеспечение предпринимателей квалифицированными кадрами и внедрение Стандарта деятельности региональных органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах Российской Федерации. Эти инициативы появились как результат анализа опросов предпринимателей. Плюс учли наработки по линии международных рейтингов инвестиционного климата2.

Кто занимается реализацией проектов в рамках НПИ?

В рамках каждой из двадцати двух НПИ на федеральном уровне созданы рабочие группы. В одной из них – группе по снятию административных барьеров в строительстве – на протяжении последнего года я работаю заместителем председателя.

В нескольких пилотных регионах, где реализуется Стандарт инвестиционной привлекательности, созданы экспертные группы. Одна из них – у нас. В ее состав вошли представители бизнеса и ведущих предпринимательских объединений, экспертного сообщества, общественных организаций. В чем принципиальное отличие наших рабочих групп от всех, созданных ранее: их возглавляют, ими управляют и отвечают за результат не чиновники, а сами предприниматели. И Агентство стратегических инициатив – координатор этого процесса.

Можно ли подробнее рассказать о том, как формировался персональный состав группы?

Рабочая группа состоит из представителей бизнес-сообщества, экспертов, предпринимательских объединений («Деловая Россия», «Опора России», ЮУТПП). Всего на сегодня в состав экспертной группы входят пятнадцать человек. Координатором работы группы стал проректор по научной работе ЧелГУ Андрей Витальевич Мельников, руководителем – я.

Инициатором при формировании группы с одной стороны выступало Агентство стратегических инициатив, с другой – министерство экономического развития региона. Меня добавили туда одним из последних именно по предложению АСИ – как человека, имеющего опыт работы в рабочей группе на федеральном уровне.

Ключевая роль в группе, еще раз обращаю внимание, отведена самим предпринимателям, то есть тем людям, которые сталкиваются с конкретными проблемами и барьерами в своих областях бизнеса каждый день. И это принципиально новый подход в деятельности такого рода рабочих групп.

Обсуждение мероприятий, указанных в «дорожной карте», мы планируем сделать максимально публичным, АСИ приглашает к диалогу всех заинтересованных лиц. Предполагается, что общественное обсуждение каждого пункта «дорожной карты» пойдет в социальных сетях, в том числе, надеюсь, и на моей страничке в Livejournal.ru и в Twitter.

Откровенно говоря, в России на сегодня немало организаций – и именно предпринимательских объединений, ставящих своей целью ограничение административных барьеров и повышение инвестиционной привлекательности территорий. В чем ваше отличие?

Есть понимание на уровне руководства страны – малый и средний бизнес обделены вниманием власти. Давайте честно скажем, крупный бизнес всегда имеет достаточно четкое позиционирование на уровне органов власти и региональных администраций. Так, руководители крупных компаний напрямую заходят к губернаторам… Все их знают, все им помогают, к ним ездит руководство страны и пытается взаимодействовать эффективно. А вот малый и средний бизнес – здесь, на мой взгляд, существует определенный провал. Если со средним еще как-то работают субъекты, муниципалитеты, то малый бизнес – это такие брошенные люди, которые вынуждены выживать.

И, на мой взгляд, АСИ была создана для того, чтобы помогать в первую очередь малому и среднему бизнесу.

В чем помогать?

Во-первых, развивать лучшие практики и тиражировать их на всю страну. Есть у какого-то предпринимателя в Астрахани или в Калининграде перспективный проект или подход – АСИ берет и помогает ему его тиражировать. Она рассказывает об этом ярком примере бизнес-сообществу других регионов.

Во-вторых, Агентство позволяет менять законодательную практику. Например, предприниматель в Екатеринбурге выпускает суперсовременные композитные материалы под автомобильные бензобаки. А во всех российских ГОСТах, существующих со времен Советского Союза, такие технологии не предусмотрены. И он говорит: «Я на рынке эффективный, у меня бак не горит, не взрывается, и так далее… Но в ГОСТах о них ничего не написано. Помогите мне продвинуть это на внутренний рынок, чтобы я мог расширить свои продажи, а страна получила более эффективный продукт!»

И АСИ помогает вписать этот материал в ГОСТ, чтобы предприниматель смог продавать свой продукт на внутренний рынок.

То есть лоббирует интересы предпринимателя?

Нет, лоббировать – это значит продвигать чьи-то частные интересы, а тут интересы отрасли и экономики. Задача как стоит? Чтобы данные предприниматели не уезжали из страны. И в том числе для этого создана проектная площадка АСИ, которая позволяет менять законодательную базу во всех сферах и отраслях предпринимательской деятельности, но не монопольно, а обязательно увеличивать конкурентное поле. То есть менять для всех.

Наша челябинская экспертная группа сосредоточена на продвижении регионального инвестиционного стандарта, предусматривающего создание в области полноценной инвестиционной инфраструктуры.

Получается, будете оценивать работу органов исполнительной власти области?

Правильнее сказать, что на стол президенту лягут обобщенные выводы, которые на самом первом этапе будут представлены оценками экспертной группы. Уже на их основе АСИ вынесет свое заключение, которое на третьем этапе может быть скорректировано независимой консалтинговой компанией.

Кстати, в начале сентября президент подписал указ об оценке эффективности деятельности региональных и федеральных чиновников по созданию благоприятных условий для бизнеса.

Получается, что от выводов экспертной группы АСИ по Челябинской области будет зависеть репутация региона и региональных властей в глазах президента страны?

В некоторой степени, да. И в этом смысле мы, конечно, надеемся на конструктивное сотрудничество с правительством региона, так как синергия с органами власти, по моему мнению, может и должна принести Челябинской области более высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов.

Справка «ФедералПресс»:

1. Агентство стратегических инициатив создано в августе 2011 года в Москве при поддержке тогда премьер-министра, а в настоящий момент президента РФ Владимира Путина. Новая структура призвана изменить в стране инвестиционный климат, увеличить конкурентную среду, защитить бизнес в России и исключить отток талантливых руководителей за границу. В мировом рейтинге оценки бизнеса Россия занимает 120-е место. Владимир Путин поставил перед АСИ задачу изменить характер взаимоотношений власти и бизнеса на законодательном уровне и на местах, а через пять лет подняться на 100 показателей вверх, со 120-го места на 20-е.

2. В 2012 году в международном инвестиционном рейтинге Doing Business Россия заняла 120-е место из 183 возможных. По десяти ключевым позициям наша страна находится на:
• 183 месте – по подключению к энергосетям,
• 105 месте – по налогообложению,
• 111 месте – по регистрации предприятий,
• 111 месте – по защите инвесторов,
• 98 месте – по кредитованию,
• 60 месте – по разрешению неплатежеспособности,
• 45 месте – по регистрации собственности,
• 13 месте – по обеспечению соблюдения контрактов.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1