Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Тыва
0

Железная дорога в Туву развернулась вспять

В поисках нового инвестора для строительства железнодорожной трассы Курагино – Кызыл решено расширить участок магистрали от Междуреченска до Тайшета

Глава Тувы Шолбан Кара-оол выступил со специальным заявлением, в котором отверг инсинуации о закрытии проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл. Руководитель республики не считает нужным посыпать голову пеплом из-за того, что Минрегионразвития России исключило железную дорогу в Туву из перечня инвестпроектов, которым оказывается господдержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол выступил со специальным заявлением, в котором отверг инсинуации о закрытии проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл. Руководитель республики не считает нужным посыпать голову пеплом из-за того, что Минрегионразвития России исключило железную дорогу в Туву из перечня инвестпроектов, которым оказывается господдержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ. По его словам, изменился только метод реализации проекта, значимость которого никто не ставит под сомнение. Эксперты считают мудрым принятое решение о разработке новой правовой формы для реализации проекта, а также предложение направить освободившие средства на расширение участка железной дороги Междуреченск – Абакан – Тайшет, без реконструкции которого магистраль в Туву все равно бы не заработала в полную силу. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«По поводу этого ажиотажа сохраняю спокойствие, – привела пресс-служба правительства Тувы слова главы республики Шолбана Кара-оола. – В данной ситуации мы считаем верным выполнять задачу, поставленную главой государства по реализации проекта, имеющего огромное значение для дальнейшего социально-экономического развития республики, южных районов Красноярского края, использования богатейшего потенциала Тувы в интересах страны».

Комментируя события последних двух недель, глава Республики Тува не случайно назвал случившееся ажиотажем. «Выходит, зря ВВП серебряный костыль забивал», «Бюджет сошел с полпути», – такими заголовками пестрел в конце октября Рунет, рассказывая о событиях, связанных с судьбой строительства железной дороги в Туву. Российская желтая пресса едва ли не топталась на останках проекта, который еще некоторое время назад называла «вторым БАМом».

Правда, первые появившиеся рано утром 30 октября сообщения о том, что с проектом творится что-то неладное, были довольно корректны. В них со ссылкой на анонимный источник говорилось, что специальная комиссия Минрегиона предложила правительственной комиссии по инвестпроектам прекратить финансирование строительства дороги за счет средств инвестфонда РФ. Утверждалось, что решение, которое было зафиксировано протоколом от 18 октября, было принято после выезда на место, а его инициаторами были названы Минтранс и Росжелдор.

Однако официальных подтверждений описанных событий пришлось ждать более двух недель. Федеральные структуры, отвечавшие за строительство железной дороги, как будто набрали в рот воды. Хранил молчание полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, который еще в прошлом году назвал проект «неизбежным». О возможном прекращении финансирования проекта ничего не знали в ООО «Стройновация» из группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, которое в конце прошлого года выиграло конкурс на возведение первых 147 километров железнодорожной трассы и уже вело там работы.

Официальное подтверждение информации о том, что правительством РФ было принято решение об исключении железной дороги Курагино – Кызыл из перечня инвестпроектов, реализуемых за счет средств Инвестиционного фонда, появилось во вторник, 13 ноября. Об этом в ходе рабочей встречи с сибирским полпредом Виктором Толоконским сообщил министр регионального развития РФ Игорь Слюняев, который подчеркнул, что сделано это было «во избежание неэффективного использования бюджетных средств». Ответственность за срыв проекта министр возложил на инвестора в лице Енисейской промышленной компании, не выполнявшей свои обязательства как по строительству железнодорожной линии, так и в отношении угледобывающего комплекса.

В последний год дела у Енисейской промышленной компании, в зоне ответственности которой находится 255 километров дороги, вообще разладились. До конца года компания планировала освоить около 13,5 млрд рублей, но, по данным Минрегиона, к 1 июля ЕПК вложила в проект в общей сложности только 2,24 млрд рублей. На строительство дороги она заключила контракт с НПО «Мостовик», но теперь научно-производственное объединение в суде требует, чтобы ЕПК вернула более 800 млн рублей за невыплаченный аванс и стоимость выполненных подготовительных работ. Показательные взрывные работы, которые компания проводила в начале лета в районе Элегестского месторождения, некоторые наблюдатели вообще называли очковтирательством, справедливо полагая, что строительство железной дороги должно начинаться с мостов и тоннелей, а не с грузовой станции, которая по плану должна быть сооружена в самую последнюю очередь.

«Енисейская промышленная компания в лице нового руководства оказалась в непростой ситуации из-за скрытых крупных долгов и определенной позиции ее предыдущего владельца», – отметил в четверг, 15 ноября, глава республики Шолбан Кара-оол.

Он не стал ничего говорить о том, как еще лет пять назад казалось, что ЕПК станет участником уникального эксперимента в области частно-государственного партнерства, в результате которого начнется промышленное освоение природных ископаемых Тувы. Совладелец компании Сергей Пугачев, бывший тогда сенатором, назывался главным лоббистом проекта (хотя проверить эту информацию сегодня не представляется возможным). Но все эти годы проект железной дороги в Кызыл, инвестиционный паспорт которого был одобрен еще в 2007 году, откровенно буксовал, поскольку дела у экс-сенатора год от года ухудшались, а его Межпромбанк вообще был объявлен банкротом.

Республиканские власти предпринимали отчаянные попытки спасти положение, пытаясь вовлечь в проект новых инвеститоров в лице «Евраза» и «Северстали», которые также владели несколькими угольными месторождениями республики. Однако проблема состояла в том, что совладельцем технического проекта дороги по-прежнему оставалась Енисейская промышленная компания. Сдвинуть дело с мертвой точки не смогли ни партнеры по Русской медной компании – Руслан Байсаров и Игорь Алтушкин, которые летом прошлого года выкупили ЕПК, ни Владимир Путин, который 20 декабря прошлого года лично вбил первый символический костыль в шпалу на участке около Кызыла.

Теперь, как подчеркнул премьер Шолбан Кара-оол, федеральные министерства и ведомства ведут работу по подготовке новой структуры, которая займется реализацией данного проекта путем привлечения частных инвестиций под государственные гарантии. «Останавливаться на достигнутом нет смысла, – заявил руководитель республики. – Для начала реализации железнодорожного проекта Кызыл – Курагино всеми была проделана колоссальная работа».

Эксперты считают правильным принятые Минрегионразвития РФ решения. Во-первых, подведена итоговая черта под проектом частно-государственного партнерства с Енисейской промышленной компанией, которая так и не смогла полноценно включиться в реализацию проекта. Во вторых, освободившиеся средства решено направить в проект расширения участка Междуреченск – Абакан – Тайшет.

«Думаю, что принято довольно мудрое решение, – заявил «ФедералПресс.Сибирь» бывший заместитель генерального директора Енисейской промышленной компании Сергей Мельниченко. – Работая над проектом дороги в Туву, мы совершенно зря не обращали внимания на реплики РЖД о том, что участок железных дорог от Междуреченска до Тайшета не готов для того, чтобы дорога Курагино – Кызыл к перспективным полезным ископаемым Тувы заработала на полную мощность».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.