Top.Mail.Ru
Экономика
Ханты-Мансийский автономный округ
0

Омникомм24 следит за тобой. Пермские компании рассказали, как спасти топливо от воришек

Как в Прикамье предприятие сэкономило 77 млн рублей, предотвратив хищения ГСМ корпоративного автопарка

К сожалению, практически любой автопарк сталкивается с необходимостью контроля над транспортом в части потребления топлива, а также с махинациями со стороны водителей. Это касается как небольшой компании, имеющей всего несколько автомобилей, так и крупной, с многотысячным автопарком.

К сожалению, практически любой автопарк сталкивается с необходимостью контроля над транспортом в части потребления топлива, а также с махинациями со стороны водителей. Это касается как небольшой компании, имеющей всего несколько автомобилей, так и крупной, с многотысячным автопарком. Речь идет о строительных, дорожно-ремонтных, горнодобывающих, нефтяных предприятиях и логистических компаниях – любых, деятельность которых подразумевает содержание собственного автотранспорта. Нередко в муниципальных предприятиях складывается ситуация, когда слитое топливо становится едва ли не основной валютой для расчетов между местными жителями, а водители считают этот «левак» почти законной прибавкой к жалованию. В компании «Омникомм24» «ФедералПресс.Приволжье» помогли разобраться, как эти проблемы решают на крупнейших предприятиях Пермского края.

Затраты на ГСМ, как правило, – крупнейшая расходная статья любого автопарка. Но кроме легальных затрат, в нее включается и воровство топлива, и использование техники в личных целях (в том числе и работа на конкурентов), и даже «неэкономичный» стиль вождения. Эти проблемы появились не сегодня, и до недавних пор действенного способа борьбы с ними не было. Дедовские способы вроде пломбировки баков, введения нормативов на расход топлива или даже современные топливные карты переставали действовать еще в момент их появления. Любой водитель знает миллион способов надуть начальство – и своей изобретательностью хвастается, поминая знаменитую русскую смекалку.

Современные технологии позволяют вывести производственную дисциплину на новый уровень. «Глонасс»/GPS фиксируют все передвижения транспорта, реальный расход топлива, а также режимы работы техники. Все данные с системы передаются на компьютер, а специальные программы способны сопоставить и проанализировать их показатели. Спутниковое слежение позволяет забыть и про отсыпанный «не туда» щебень или ПГС, и про использование техники на чужих объектах, и про приписанный километраж. Производители систем уверяют, что с помощью их приборов можно сократить расход топлива чуть ли не на 80 % и сэкономить на этом совершенно фантастические суммы. Желая узнать, насколько эффективны современные технологии, мы пообщались с руководителями крупных пермских предприятий.

Большинство используют подобные системы – в комплексе или по отдельности, как например, дорожный подрядчик КТ «Пермская ДПМК». По словам гендиректора компании Сергея Титова, он обходится без датчиков на топливном баке. Предприятие отслеживает только километраж, пройденный техникой в течение смены, при помощи  «Глонасс». «Да, проблемы с перерасходом и сливами топлива всегда возникают, – говорит Сергей Титов, – и мы пошли по такому пути: километраж известен, нормы расхода топлива на километр утверждены, так и рассчитываем. А датчики в бак ставить не стали – мы же доверяем нашим людям».

Как показывает практика, говорят в «Омникомм24», люди доверие оправдывают далеко не всегда. Вообще, рассказывать о воровстве на предприятиях не любят, поэтому расчет окупаемости «из первых рук» нам удалось получить только на условиях анонимности в одной из крупных строительных компаний, но цифры говорят сами за себя. «При норме расхода топлива 30 л на 100 км водитель заявлял пробег около трех тысяч километров в месяц, что составляет расход 900 литров солярки, – говорит собеседник «ФедералПресс.Приволжье». – Однако реальный пробег оказался меньше – водитель привычно «подматывал» спидометр в среднем на 50 км каждую смену. В среднем с одной машины «налево» уходило около 300 литров топлива в месяц. При стоимости комплекта в 20 тысяч рублей установка на одной машине окупается за два месяца».

Хотя о проблеме со сливами топлива знает любой руководитель, на то, чтобы прийти к решению разрубить этот гордиев узел, у многих предприятий уходят годы. В ЗАО «Юкон Груп», объединяющем две крупнейшие дорожные компании региона – «Пермдорстрой» и «Пермавтодор», этим вопросом всерьез занялись только после смены собственника. К решению проблемы подошли основательно. «Мы используем сразу и датчики «Глонасс»/GPS, и датчики уровня топлива в топливных баках, – пояснил корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» гендиректор «Юкон Груп» Ильдар Мубаракшин. – Датчики Omnicomm исключают всякую возможность слива, более того, они являются сертифицированными измерительными приборами, и их показания в любом суде примут в качестве доказательства. А терминалы «Глонасс»/GPS позволяют идентифицировать местоположение транспорта и километраж, который можно сопоставить с расходом топлива и сравнить с утвержденными нормативами расхода».

Далее Ильдар Мубаракшин называет с трудом укладывающиеся в уме цифры: «Начали мы внедрение в ноябре 2012 года, оснастили 90 % техники. Эффект – до 35 % снижение расхода топлива плюс 15 % за счет исключения сливов. Мы инвестировали в этот проект порядка восьми–десяти миллионов, и эти вложения окупились за три месяца. А за год мы сэкономили порядка 65 млн рублей в «Пермдорстрое» и около 12 млн рублей – в «Пермавтодоре». Кроме того, сейчас мы имеем возможность централизованно отслеживать движение всего нашего транспорта и составлять линейно-маршрутный график для техники. На основе команды, которая реализовала этот проект совместно с «Омникомм24», создана новая компания, на 100 % принадлежащая группе ЮКОН. Эта компания сейчас на рыночных условиях предоставляет нам услуги по анализу данных системы, а в дальнейшем планируется, что она выйдет с этими услугами на рынок».

Пермский завод силикатных панелей (ПЗСП), который также является одним из клиентов компании «Омникомм24», сейчас находится в процессе оснащения всех транспортных средств системами контроля. «Сетью контрольных приборов планируется охватить весь транспорт ПЗСП, – рассказали «ФедералПресс.Приволжье» в пресс-службе завода. – Транспорт оснащаем контрольными приборами систем Hiton и Omnicomm. Окупаемость одного прибора на одном автомобиле – два месяца. Hiton устанавливается преимущественно на автобусы и легковые автомобили – там, где нам нужно контролировать только пробег. Omnicomm используется для оснащения спецтехники и там, где доказать ущерб сложнее».

Генеральный директор ООО «Автотранскалий» (транспортная «дочка» «Уралкалия») Алексей Дегтярев рассказал, что в прошлом году компания оснастила системами мониторинга 42 единицы техники, на этот год запланировано оснащение еще 90 единиц, а окончательно завершить процесс установки планируется в 2015 году.

«В «Автотранскалии» используется на сегодняшний день самая, на мой взгляд, оптимальная и точная система – Omnicomm, – рассказывает Алексей Дегтярев. – До внедрения этой системы осуществлялся выборочный физический замер. При выезде техники на линию смотрели, сколько топлива в баке. По возвращению в гараж вновь замеряли, сравнивали, сколько израсходовано, выводили некую норму с учетом фактического километража или отработанных машино-часов. Очевидно, что точность таких измерений оставляла желать лучшего. Установка систем мониторинга позволяет сократить эту статью расходов порядка на 10 % в год, а это несколько десятков миллионов рублей экономии. Система Omnicomm позволяет в режиме реального времени следить за каждой единицей техники: где находится, заведен ли двигатель, какой у нее расход топлива. Система работает через веб-интерфейс, что тоже очень удобно: можно находиться в другом городе и следить за всей информацией. Подобные датчики практически на 100 % обеспечивают невозможность несанкционированного слива топлива».

«Самое главное – на технике, где произведена установка датчиков, нам удалось снизить расход топлива на 7 %, – говорит Алексей Дегтярев. – Гарантия на сами датчики от компании пожизненная; если датчик ломается, его меняют бесплатно».

Механик по учету ГСМ Лысьвенского ДСУ Альберт Шакиров рассказал корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье», что выбор системы контроля расхода топлива для компании был непростым. «Мы пробовали разные системы. Ставили и «Автотрекер», и Hiton, и другие системы, но результатов не было вообще никаких – программа говорила, что сливы топлива отсутствуют, а пробег расходился с показаниями прибора значительно, даже при контрольных поездках мною лично. Также была проблема с частыми замыканиями и выходом из строя оборудования. Как оказалось позже, работы по установке проводились неквалифицированно, все провода были на скрутках и не уложены должным образом. Был даже случай, когда провода намотало не вентилятор охлаждения двигателя. В общем, и технику попортили, и расходы на топливо не сокращались. Сплошное разочарование. Поэтому когда нам в компании «Омникомм24» предложили еще раз попробовать поставить систему, лично я был настроен скептически. На деле вышло, что оборудование вроде аналогичное, но подход совсем другой, который сразу дал результаты. Оказалось, что водители сливали солярку маленькими объемами и поэтому программа ничего не показывала. Бывает и сейчас, что что-то где-то не работает, – так приезжают из Перми на диагностику быстрее, чем раньше из Лысьвы. Сейчас все работает правильно. Любой слив фиксируется. Один товарищ у нас за один рейс до Москвы и обратно завысил себе расход топлива на 30 тысяч рублей, сделал чеки. Так вот, увольнять его не стали, пожалели. Но теперь он водит автобус на неликвидном бензине АИ-80».

Omnicomm – российский производитель, один из крупнейших на рынке спутникового мониторинга транспорта в России. Продукция компании применяется транспортными предприятиями на всех континентах. Топливными датчиками их производства, к примеру, был оснащен весь транспорт миротворческих сил НАТО в Афганистане – просто потому, что аналогичных им по точности и надежности в мире нет. Компания производит все необходимое оборудование и программное обеспечение, однако наиболее известны потребителям топливные датчики Omnicomm, так как их применяют практически все конкуренты в отрасли и их доля на российском рынке – порядка 60 %.

«Для нас рынок контроля расхода топлива и спутникового мониторинга, несмотря на общероссийский спад, сейчас находится в фазе активного роста, – говорит директор группы компаний «Омникомм24» Дмитрий Петухов. – Ведь, во-первых, любой грамотный руководитель понимает, что сегодня есть технологии и они не так дороги в сравнении с тем, какие суммы позволяют экономить, – главное то, как эти технологии внедряются. Во-вторых, Omnicomm активно вкладывается и развивает свой продукт, которому, по моему личному мнению, уже сейчас нет равных. Ну а самое главное, мы во что бы то ни стало стараемся не подорвать доверие клиента».

«Кроме всего прочего, мы переоснащаем или заново настраиваем оборудование для компаний, имеющих негативный опыт, которые, установив системы, не получали должного результата. Потому что существует и обратная сторона медали, – сетует Дмитрий Петухов. – Быстро выросший рынок привлекает новых, часто неопытных игроков, которые, не имея за душой ничего, в качестве основного конкурентного преимущества используют низкие цены за счет экономии на персонале, – бывает, что и установкой, и техническими консультациями, и бухгалтерией занимается один человек. Есть и крупные компании, которые демпинговали раньше за счет дешевых комплектующих, набрали большую абонентскую базу и сейчас попросту не справляются с потоком рекламаций на выход из строя некачественного оборудования. Все это, конечно, плачевно сказывается на отношении к услуге. В результате у руководителей складывается предубеждение, что все это фикция, и нам приходится их переубеждать. Например, если говорить о «Пермдорстрое», то мы у них были чуть ли не шестые, кто предлагал такие услуги, и к нам сначала очень скептически отнеслись. А сегодня у нас сложилось тесное сотрудничество. Работа по мониторингу расхода топлива в этой компании поставлена очень грамотно – они создали отдельную структуру, которая ведет всю топливную аналитику. Это гарантия, что человек, занимающийся анализом, не закроет глаза на сливы «по старой дружбе».

«Наше оборудование – это ведь не робот, оно не сделает всю работу за руководителя, – заканчивает разговор Дмитрий Петухов. – Но это очень серьезный инструмент, который помогает решить проблему с воровством топлива. Можно говорить, что, мол, «у меня не воруют», и спать спокойно. А можно экономить большие деньги и спать еще спокойнее».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.