Top.Mail.Ru
Экономика
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Дешево или сердито? Как уральский общественный транспорт въехал в новый год

Пассажиры морально готовятся к повышению цен

Транспортные предприятия Урала по-разному встретили 2015 год, а также экономические санкции, введенные Западом против России. Пока в большинстве своем муниципальные предприятия стараются сдерживать тарифы на проезд в общественном транспорте, но все прекрасно понимают, что долго это не сможет продлиться.

Транспортные предприятия Урала по-разному встретили 2015 год, а также экономические санкции, введенные Западом против России. Пока в большинстве своем муниципальные предприятия стараются сдерживать тарифы на проезд в общественном транспорте, но все прекрасно понимают, что долго это не сможет продлиться. И вслед за пригородным транспортом, где стоимость проезда с января уже подорожала, поднять цену будут вынуждены и городские перевозчики – если ситуация в российской экономике не изменится к лучшему.

Подробности – в материале «ФедералПресс».

Екатеринбуржцы содрогнутся от стоимости проезда

Стоимость проезда в общественном транспорте в столице Урала по-прежнему остается одной из самых высоких в федеральном округе – 23 рубля. В соседних регионах ситуация значительно демократичнее: так, в Челябинске цена одной поездки сегодня составляет 15 рублей, в Кургане – 16 рублей, в Тюмени – 18 рублей. При этом власти Екатеринбурга не исключают, что стоимость проезда может значительно повыситься.

Администрация Екатеринбурга подготовила запрос в Региональную энергетическую комиссию с просьбой пересмотреть стоимость проезда в общественном транспорте, напоминает «ФедералПресс». Во время заседания рабочей группы по транспорту вице-мэр города Александр Высокинский предположил, что цена на проезд в Екатеринбурге может вырасти до 50 рублей, то есть практически до себестоимости проезда в городе.

Нынешним положением дел транспортные компании недовольны. Напомним, в конце прошлого года сразу несколько частных перевозчиков высказали свои претензии мэрии Екатеринбурга по поводу имеющейся задолженности муниципалитета за перевозки льготников. Администрация города за свои долги рассчиталась, но по минимуму. В результате компании были вынуждены обратиться в Арбитражный суд Свердловской области, чтобы полностью взыскать с мэрии сумму долга, составляющую десятки миллионов рублей. Ситуацию осложнило то, что количество льготников и тех, кто пользуется социальными картами, сегодня превысило число пассажиров, оплачивающих проезд живыми деньгами.

Вместе с тем ранее министр финансов региона Галина Кулаченко отмечала, что Екатеринбург имеет самый высокий уровень бюджетной обеспеченности в области: «Бюджет Екатеринбурга достаточно устойчив, и в его рамках можно решить те проблемы, которые городские власти сейчас называют в качестве острых. Бюджет Екатеринбурга сейчас менее напряженный, чем бюджет Свердловской области, в том числе благодаря помощи области».

Профицит городского бюджета в новом году может составить примерно 800 млн рублей, при том что объем межбюджетных трансфертов из областной казны Екатеринбургу предусмотрен в размере 12,7 млрд рублей. Еще примерно 1,4 млрд рублей уральская столица может получить благодаря государственным программам поддержки.

Кроме того, к 2018 году система оплаты проезда в общественном транспорте в Екатеринбурге может принципиально измениться. Сегодня чиновники рассматривают варианты перехода с оплаты разовой поездки на почасовую оплату. Тогда придется полностью изменить схему транспорта, чтобы связать воедино все виды: автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.

При этом стоимость проезда на электричках в Свердловской области уже выросла на 10 % (как и во всех регионах УрФО). Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе Региональной энергетической комиссии, сохранен льготный проезд в размере 25 % от стоимости для федеральных и региональных льготников, а также для детей; оставлены без изменения тарифы на перевозки багажа.

Пересмотр действующих тарифов в электропоездах пригородного сообщения произошел после соответствующего обращения ОАО «Свердловская пригородная компания», поддержанного минтрансом области. В итоге с 1 января 2015 года были утверждены новые тарифы с индексом в среднем 109,8 % к действующим.

«Решение принято в соответствии со сценарными условиями основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанными Минэкономразвития Российской Федерации в сентябре 2014 года», – отметили в РЭК.

Так, в Челябинской области стоимость проезда в пригородном транспорте за первую зону составит 21 рубль вместо 19 рублей. В Курганской области сейчас проезд составляет 2 рубля за километр. С вводом новых тарифов стоимость проезда будет формироваться из расчета 2,2 рубля за километр. В Тюменской области стоимость проезда в первой зоне останется на текущем уровне – 22 рубля, но возрастет стоимость дальних поездок – в среднем она составит 98 рублей вместо 88. В Югре стоимость проезда в пригородном поезде в первой зоне составит 35 рублей вместо 33. Дополнительно в Свердловской области начали планировать маршрутную сеть скоростных поездов «Ласточка», которые будут курсировать между Тюменью, Екатеринбургом и Пермью.

Курган остался без рогатого перевозчика

В Кургане, согласно декабрьскому решению гордумы, тарифы на проезд в общественном транспорте в январе абсолютно не изменились. Стоимость поездки в автобусах и маршрутках осталась равна 16 рублям, в троллейбусе – 12 рублям. При этом, как отмечала заместитель сити-менеджера Ольга Печерина, реальная стоимость одной поездки на троллейбусе составляет примерно 27 рублей 30 копеек. Компенсация выпадающих доходов предприятия курганского электротранспорта была предусмотрена в городском бюджете на 2015 год.

Но начиная с новогодних праздников в Кургане всю мощь пассажиропотока ощутили на себе автобусы в связи с тем, что МУП «Городской электротранспорт» вступило в процедуру банкротства. Как уже сообщал «ФедералПресс», на 1 декабря 2014 года долги транспортной компании составляли 90 млн рублей, счет был заблокирован, имущество арестовано. Директор МУПа Алексей Кирпищиков подтвердил, что предприятие само подало заявление о признании банкротом, так как это, по его убеждению, единственная возможность сохранить троллейбусы в областном центре.

Сейчас электропитание рогатого транспорта отключено за долги перед ресурсоснабжающей компанией.

«Отказываться от использования троллейбусного движения в городе не планируется», – сообщил корреспонденту «ФедералПресс.Урал» директор Транспортного управления Лев Сомов. Начальник управления по информационной политике и связям с общественностью аппарата главы Кургана Жанна Чумакова нам также подтвердила, что разработанная и принятая в августе прошлого года программа по финансовому оздоровлению «Горэлектротранспорта» выполняется. Хотя, возможно, главных проблем она не решит. Ведь основной причиной убыточности МУПа является высокий тариф на электроэнергию.

В МКУ «Транспортное управление» корреспонденту «ФедералПресс.Урал» сообщили, что решение о введении процедуры внешнего наблюдения принято в связи с арестом расчетного счета и невозможностью погасить текущую задолженность предприятия – на 1 декабря она составляла 93 млн 832 тыс. рублей. При этом подчеркивается, что «имущественный комплекс планируется сохранить и выйти на этап финансового оздоровления предприятия, а штат предприятия – 200 человек – сокращать не будут».

Как нам стало известно, Арбитражный суд Курганской области удовлетворил иск МУПа и ввел наблюдение на предприятии на шесть месяцев – до 13 июля. Ожидается, что троллейбусы возобновят движение в ближайшие дни после разблокирования счета МУП «Городской электротранспорт». Глава города Сергей Руденко убежден, что «троллейбусный парк в городе должен быть». Но не исключено, что стоимость проезда возрастет.

Власти Челябинска передали за проезд 200 миллионов

В начале недели глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев на аппаратном совещании в мэрии объявил, что в городе не повысится плата за проезд в общественном транспорте. Это касается как муниципального транспорта, так и частных перевозчиков – маршрутных такси.

Поводом для такого заявления послужило то, что в выходные дни сразу в нескольких маршрутках появились объявления о повышении стоимости проезда в ближайшее время до 25 рублей. Однако без распоряжений единого тарифного органа цена проезда не может быть изменена.

Тефтелев пообещал лично разобраться в спорной ситуации: «Мы обсудили возможность повышения стоимости проезда в муниципальном транспорте на заседании в гордуме и пришли к выводу, что сегодня это нецелесообразно и с экономической, и с политической точки зрения. Что касается роста цен на проезд в маршрутках, то мы будем в этом разбираться. Для этого есть соответствующие контрольные органы, есть единый тарифный орган».

Как выяснилось, повышение цен перевозчики во многом связывают с произошедшим подорожанием горюче-смазочных материалов и автомобильных запчастей. И если ГСМ подорожали в среднем примерно на 20 %, а запчасти для отечественных машин – на 10 %, то цена на импортные расходные материалы и детали к иномаркам подскочила аж в два-три раза. Но и это, по мнению экспертов, не повод повышать стоимость проезда с 18 до 25 рублей, то есть сразу на семь рублей.

При этом на встрече, состоявшейся в Челябинске неделей раньше, участники некоммерческого партнерства «Ассоциация перевозчиков» совместно решили оставить прежние цены на проезд как минимум до конца января.

Напомним, что в Челябинске последний раз стоимость проезда в общественном транспорте повышалась на три-пять рублей в июле 2012 года. И лишь через несколько месяцев после этого частные перевозчики подняли цены с 15 до 18 рублей. С 1 января этого года полномочиями по установлению тарифов в городском и пригородном сообщении на услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта наделено министерство тарифного регулирования и энергетики. Самовольное увеличение стоимости проезда в маршрутках Челябинска не является правомерным.

20 января на заседании Челябинской гордумы было решено, что муниципальные предприятия пассажирского транспорта получат 200 млн рублей в виде субсидий из городского бюджета. Глава города Станислав Мошаров отметил, что выделение не предусмотренной ранее в бюджете суммы муниципальным транспортным предприятиям – это вынужденная мера: «Мы временно перераспределим средства внутри городского бюджета и направим их на закрытие долгов муниципальных транспортных организаций». Эти деньги планируется направить на решение вопросов, связанных с регулированием тарифа, так как транспортники на сегодняшний день накопили большие долги перед бюджетами разных уровней и ресурсными организациями.

Стоит добавить, что в 2015 году челябинский автопарк пополнят несколько десятков новых машин. Автобусы, выпущенные Нефтекамским заводом, хороши и с экономической, и с экологической точки зрения, так как работают на газомоторном топливе. Свой первый тест-драйв они уже прошли на челябинских улицах во время январских праздников и оставили у автотранспортников приятное впечатление.

Ханты-Мансийск обещанного три года ждал

Поездки на общественном транспорте в столице ХМАО-Югры в новом году подорожали. Как сообщили «ФедералПресс» в управлении общественных связей администрации Ханты-Мансийска, с 1 января увеличилась цена проезда на всех видах городского общественного транспорта. Стоимость билета в автобусах местного АТП теперь составляет 21 рубль (прежде было 19 рублей), в маршрутном такси – 25 рублей (было 20).

«Экономически обоснованный тариф на проезд в городских автобусах на сегодняшний день составляет 40 рублей 40 копеек. Но реальная стоимость одного билета значительно ниже благодаря поддержке администрации города, которая субсидирует предприятию 19 рублей 40 копеек за каждый пассажирский проезд», – подчеркнул главный экономист ОАО «Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие» Виталий Иванов. По его словам, с 1 января в среднем на 7,6 % увеличена также стоимость перевозки пассажиров на пригородных и межмуниципальных маршрутах.

В свою очередь начальник городского управления транспорта, связи и дорог Олег Егоров отметил, что предельные максимальные тарифы на проезд пассажиров автомобильным общественным транспортом устанавливаются региональной службой по тарифам. Новые тарифы были введены еще в октябре прошлого года, но повышение произошло только в этом году и отнюдь не связано с ситуацией на валютном рынке. Сами перевозчики также поясняют, что на увеличение стоимости проезда в основном повлияло повышение себестоимости перевозок: подорожание ГСМ и запчастей.

Однако правом увеличения тарифов пока воспользовались еще не все югорские муниципалитеты. Так, в Сургутском районе билет в автобусе до сих пор стоит 15 рублей, в Октябрьском районе – 19, в Нягани, Пыть-Яхе, Радужном цены на автобусные проезды также остались на прежнем уровне. Но в той же Нягани максимально подорожал проезд в маршрутных такси. Также максимально выросли тарифы за проезд в маршрутках в Ханты-Мансийске, Сургуте, Югорске и Когалыме. А, к примеру, в Мегионе, в Кондинском и Советском районах цена проезда в маршрутных такси осталась прежней – 20–22 рубля.

Стоит отметить, что в последний раз стоимость проезда в общественном транспорте в Ханты-Мансийске повышалась три года назад.

В Тюмени подорожание началось с области

В Тюмени сегодня проезд в автобусе и в маршрутном такси, как и прежде, стоит 18 рублей. Но с начала этого года на 10 % повысились тарифы на пригородные и междугородние автобусные перевозки в Тюменской области. Новая стоимость билетов зависит от расстояния поездки.

Причем если раньше индексация стоимости проезда происходила в регионе 1 июля, то в этом году лета решили не ждать. Вызвано это серьезным сокращением объема перевозок. Так, в 2013 году на пригородных и международных маршрутах было перевезено 4,2 миллиона человек, а в 2014 году эта цифра опустилась ниже 4 миллионов. В основном снижение идет по пригородным маршрутам. По заверениям транспортников, следующего повышения стоимости проезда следует ожидать не ранее 2016 года, а летом нынешнего года дополнительный рост тарифов не планируется.

Напомним, еще в ноябре тюменские автотранспортные предприятия, владельцы маршруток и автобусов потребовали повысить стоимость проезда в областной столице. Частные перевозчики были возмущены тем, что в городе они работают на тех же условиях, что и муниципальные ПАТП-1 и 2, но при этом, в отличие от последних, не получают компенсации затрат на оказание транспортных услуг от муниципалитета.

Возмущенные транспортники даже обратились к губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву с просьбой «взять ситуацию на рынке пассажирских перевозок в городе Тюмени под личный контроль, не допустить ликвидации малого бизнеса и здоровой конкуренции». По мнению перевозчиков, цена на проезд в ноябре должна была составлять в идеале 27 рублей. До этого стоимость проезда на общественном транспорте в Тюмени была повышена с 16 до 18 рублей (в феврале 2014 года).

На требования транспортников тюменцы отреагировали на местных интернет-форумах однозначно: «Перевозчики заколебали уже! Обеспечьте сначала достойные условия проезда пассажиров, поставьте на линии нормальные автобусы, научите правилам приличия своих кондукторов и проверьте знания ПДД у водителей! И вот тогда – МОЖЕТ БЫТЬ – будет смысл поговорить о целесообразности повышения платы за проезд».

Кстати, как уже сообщал «ФедералПресс», в соседнем Омске стоимость поездки в муниципальном транспорте с 1 апреля может вырасти с 18 до 20 рублей.

Ямальцы за проезд платят с удобством

На Ямале сегодня активно внедряется автоматизированная система оплаты проезда (АСОП). Как сообщили в информационно-аналитическом управлении администрации Надымского района, первыми удобства современной технологии ощутили пассажиры общественного транспорта в Надыме. Многие горожане еще в прошлом году приобрели проездные электронные карты и сейчас с удовольствием пользуются ими.

Надымские автотранспортники также остались довольны нововведением. Преимущества очевидны: автотранспортное предприятие исключило затраты на печать ежемесячных бумажных проездных билетов, АСОП позволяет контролировать целевое использование бюджетных средств, выделяемых на субсидирование оплаты проезда, вести точный учет количества оказанных услуг по перевозке пассажиров. Срок действия электронной карты не ограничен, главное – чтобы баланс был положительным.

Сейчас стандартный проездной билет на месяц для жителя Ямала стоит 1200 рублей. Для учащихся школ и средних специальных учебных заведений стоимость проездного в два раза меньше. Для льготных категорий граждан предусмотрены специальные проездные, стоимость которых составляет 174 рубля.

Кроме того, муниципальные автотранспортные предприятия в ЯНАО сегодня активно внедряют в работу и другие современные информационные технологии. Так, к примеру, уже сейчас жители Надыма могут отследить местонахождение автобуса в режиме реального времени на сайте муниципального автопредприятия. Для этого им достаточно выбрать нужный маршрут, нажав на баннер «Где автобус?».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.