Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Конец прекрасной эпохи: «Аврора» покинула вечную стоянку

Один из главных символов Петербурга отправился на ремонт

Тысячи петербуржцев стали свидетелями уникального исторического события – буксировки крейсера «Аврора» с вечной стоянки. Судно будут ремонтировать в Кронштадте. Буксировка превратилась в шоу с многотысячной зрительской массовкой, дневным разводом мостов и морскими «зайцами», спрятавшимися в трубе. Когда корабль вернется обратно, пока неизвестно, но опасения, что ремонт окажется бесконечным, уже возникают.

Тысячи петербуржцев стали свидетелями уникального исторического события – буксировки крейсера «Аврора» с вечной стоянки. Судно будут ремонтировать в Кронштадте. Буксировка превратилась в шоу с многотысячной зрительской массовкой, дневным разводом мостов и морскими «зайцами», спрятавшимися в трубе. Когда корабль вернется обратно, пока неизвестно, но опасения, что ремонт окажется бесконечным, уже возникают. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Не факт, что крейсер вернется к месту стоянки до ледостава»

Горожане и гости города с утра потянулись на Петроградскую набережную, к месту стоянки самого известного корабля Балтфлота. К девяти часам набережная была заполнена зрителями. Молодежь лезла на деревья и столбы. На корабле выстроилась команда в оранжевых жилетах, нахимовцы.

Проводить «Аврору» пришли первые лица города – врио губернатора Георгий Полтавченко, спикер закса Вячеслав Макаров, начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков, представители Западного военного округа и Центрального военно-морского музея.

В 9:40 ведущий мероприятия, народный артист Николай Буров объявил в микрофон: «Команда корабля приступает к отшвартовке крейсера «Аврора» от места стоянки». На крейсере прозвучала команда: «На флаг! Гюйс спустить, флаг перенести!». В небо взмыл жужжащий квадрокоптер. Николай Буров напомнил историю легендарного крейсера и зачитал посвященные ему стихи.

К десяти часам буксировочные суда отодвинули корабль от Петровской набережной. Стремительно покинув Северную столицу, «Аврора» разрушила городскую легенду о своем бетонном основании. После ремонта 1987 года крейсер не имеет собственного хода, поэтому двигаться ему помогали два основных и два дополнительных буксира.

К этому времени три моста уже были разведены, чтобы «Аврора» смогла пройти к месту докового ремонта. Командир корабля доложил о готовности к началу буксировки, экипаж отдал швартовые.

Через 15 минут крейсер в сопровождении 11 судов и четырех буксиров проходил разведенный Троицкий мост. Когда «Аврора» проплывала под Дворцовым мостом, студенты «Корабелки» вместе с горожанами дружным хором исполнили гимн Петербурга и песню «Что тебе снится, крейсер «Аврора?».

В Финском заливе судно сопровождали десятки частных катеров и яхт.

Начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков объяснил, что двигаться «Аврора» может только с помощью буксира, и пообещал, что возвращение будет праздноваться еще торжественнее.

В гавань Кронштадта символ революции благополучно прибыл после полудня. Еще час понадобился, чтобы завести крейсер в док морского завода. Таким образом, весь поход занял около пяти часов.

«Докование планируется провести в течение 45 суток, – рассказал врио генерального директора ОАО «33 судоремонтный завод» (является заказчиком работ) Илья Самарин. – После проведения дефектации будет определен объем дальнейших работ, составлена ремонтная ведомость. Экипаж корабля в соответствии с регламентами Минобороны будет принимать участие в ремонте».

На первом этапе планируется провести работы на подводной части корабля, оценить состояние донно-забортной арматуры – кингстонов и цистерн, очистку и окраску наружной обшивки подводной части корпуса корабля, общая площадь которой составляет 2800 квадратных метров.

Для ремонта будет использован исторический док имени Велещинского, который ранее назывался «Алексеевский». В этом году доку исполняется ровно сто лет. В 1914 году во время Первой мировой войны именно в нем доковались линкоры Балтийского флота, а сейчас вместе с «Авророй» будет ремонтироваться ледокол «Красин».

Пока на проведение комплекса первоочередных работ на «Авроре» военное ведомство выделило от 120 млн рублей, но при необходимости сумма может быть скорректирована. «Мы еще не вполне понимаем, что именно предстоит сделать, – отметил Антон Губанков, – поэтому не факт, что крейсер вернется к месту стоянки до ледостава». Второй этап работ планируется в 2015 году.

Последний раз культурный объект федерального значения крейсер «Аврора» покидал стоянку на Петроградской набережной 27 лет назад.

Нелегальные пассажиры проплыли на «Авроре» до Кронштадта

Не обошлось столь торжественное мероприятие и без шальной выходки. Оказалось, что на борт крейсера тайно проникли четверо молодых людей. Они были задержаны в Кронштадте.

Один из участников странного акта 20-летний Никита Агапов рассказал о произошедшем в соцсети. «Ночью на лодке мы доплыли до «Авроры», залезли туда, с большим трудом спрятались на одной из самых высоких точек крейсера, и пришло самое мучительное время – время ожидания», – пишет хулиган. После этого молодые люди спустились на палубу для фотографирования, а по прибытии в Кронштадт военный катер доставил их сотрудникам правоохранительных органов.

При движении по Неве они вели онлайн-трансляцию в Интернете. На чем и погорели. На канале YouTube появился ролик о том, как руфер по кличке Неуловимый Кролик проник на крейсер. На видео запечатлено, как человек в костюме зайца вылезает из дымовой трубы во время шествия «Авроры» по акватории Невы.

Трансляцию увидели журналисты и сообщили на корабль. Председатель клуба подводников, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин говорит: «Я по форме доложил об этом командиру, буквально сразу после этого двое ребят выскочили из трубы воздухозаборника. Еще один позже был обнаружен в паровом катере. Ничего страшного не произошло, молодых людей задержали».

«Зайцев» поймали, отвели в кубрик, а на берегу передали полиции.

В своем обращении юноша поблагодарил экипаж крейсера, военных, а также сотрудников ФСО и МВД. «Спасибо за то, что приняли нас, были вежливы и честны. Ради таких сотрудников не хочется даже попадать на объекты, потому что эти ребята не должны возиться с такими, как мы», – сказал Никита Агапов.

В полиции сообщили, что задержанным от 20 до 25 лет. В настоящее время по факту инцидента проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение. В полиции также сказали, что молодые люди вели себя спокойно и адекватно.

«Крейсер перегнали в бывший очаг антисоветского мятежа»

А вот представители КПРФ переездом крейсера остались недовольны: «Власть увела у нас «Аврору». Легендарный крейсер перегнали в Кронштадт – туда, где некогда был очаг антисоветского мятежа. Город осиротел. Мы не отрицаем, что крейсеру необходим ремонт. Однако многие работы могли бы быть проведены без того, чтобы снимать крейсер с вечной стоянки».

Партию беспокоит отсутствие точной информации о сроках ремонта, о дате возвращения корабля на место, об идеологии новой экспозиции, «о которой во все горло кричат реформаторы»: «Вспоминается печальная история монумента «Рабочий и колхозница», чей ремонт затянулся надолго и едва не привел к утрате реликвии».

В Петербургском горкоме компартии заявляют: «Нам известно, что правомонархические реакционные силы, дом Романовых, клерикальные круги хотели бы изъять Аврору из числа неотъемлемых символов Ленинграда-Петербурга. Есть данные о том, что вся затея с ремонтом выдана затем, чтобы сместить в экспозиции корабля-музея акцент с революционной истории на историю кораблестроения. Это недопустимо! Ленинградцы и гости нашего города прежде всего воспринимают крейсер как символ Великого Октября».

Коммунисты собираются вести борьбу за возвращение «Авроры», звонить в пресс-службу Военного округа, приходить к проходной завода в Кронштадте, отправлять телеграммы официальным лицам, писать в блогах и социальных сетях.

Справка «ФедералПресс»:

Крейсер «Аврора» получил свое имя в 1897 году. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю. Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера. Варианты были такие: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Выбор императора нам известен.

Этот крейсер – второй корабль русского флота, носящий имя «Аврора». Первым был трехмачтовый парусный фрегат, построенный в 1835 году на Охтинской верфи в Петербурге.

У моряков на крейсере были свои питомцы: некоторое время на борту обитали два крокодила. Они были взяты в одном из африканских портов. Однажды один из них неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан. Предполагается, что второй погиб во время боя.

Предстоящий ремонт «Авроры» – седьмой по счету. До этого крейсер отправлялся в док в период с 1984 по 1987 год. Пока корабль отсутствовал на привычном месте у Нахимовского училища, а также после его возвращения к 70-летию Октябрьской революции по Ленинграду поползли слухи, что крейсер стоит на бетонном основании, вся подводная часть корабля срезана. Эти сведения стали распространяться еще активнее после того, как в прессе прошел сюжет о том, что жители поселков Ленобласти, расположенных вблизи Лужской губы, распродают куски корабля на сувениры. Но теперь мы знаем, что это выдумки.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.