Top.Mail.Ru
Политика
Санкт-Петербург
0

Градозащитники опасаются вторжения пришельцев со стороны Варшавского вокзала

Экспертиза всех застроек объекта будет закончена к концу февраля

На пресс-конференции по проблеме сохранения исторического облика Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге специалисты обсудили, достаточно ли защищены памятники, какая судьба ждет соседнюю территорию Митрофаньевского кладбища и есть ли альтернативы высотному строительству на месте вокзала. Подробности – в репортаже корреспондента «ФедералПресс».

На пресс-конференции по проблеме сохранения исторического облика Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге специалисты обсудили, достаточно ли защищены памятники, какая судьба ждет соседнюю территорию Митрофаньевского кладбища и есть ли альтернативы высотному строительству на месте вокзала. Подробности – в репортаже корреспондента «ФедералПресс». 

Памятник истории и архитектуры XIX века – ансамбль Варшавского вокзала, включает в себя главное здание, привокзальную площадь, жилые дома, пакгаузы, мастерские, цеха, железнодорожное депо, водонапорную башню и другие служебные постройки, а также объекты инженерно-технической мысли. 

Планируемая застройка территории за Варшавским вокзалом, а также пробивка Измайловского проспекта и новых улиц на этом участке в ближайшее время может внести свои коррективы в исторический облик комплекса. В настоящее время ГК «Размах» по заказу ООО «ЛСС Варшавский» ведет работы по демонтажу отдельных зданий и разборке железнодорожных путей под строительство коммерческого жилья. 

Над концепцией застройки территории возле исторического комплекса зданий Варшавского вокзала и проектом новой площадки «Музея железнодорожного транспорта» около Балтийского вокзала работает Архитектурная мастерская «Студия 44» Никиты Явейна.

Директор по связям с общественностью компании «Размах» Елена Мургина прокомментировала ситуацию на пресс-конференции в четверг, 24 января: «Позиция нашей группы такова – мы подрядчики, а не архитектурные экстремисты. Мы не стремимся ничего уничтожать. Есть четкая задача от инвестора – ждать результатов экспертизы. Сейчас мы движемся от улицы Ташкентской к черте Варшавского вокзала. Мы работаем только с объектами без охранного статуса. Мы не сносим все подряд.  По контракту мы начинаем со зданий, которые сейчас не вызывают никаких вопросов».

Ведущий эксперт по промышленной архитектуре, член президиума петербургского отделения ВООПИиК Маргарита Штиглиц высказала свою позицию: «История с вокзалом очень сложная. Я на своем веку видела несколько этапов борьбы за него. Он был путем в Европу, связью с западной Европой. Жена Достоевского писала, как ее муж приезжал на вокзал. Я сама ездила в Вену с этого вокзала. Это редкий западноевропейский тип. Поворотный круг в ужасном состоянии сейчас. Вряд ли он уже будет работать, но его надо сохранить. Вокруг пассажирского здания две площади – прибытия и убытия. И этот комплекс будет уничтожен, если пробить здесь какую-нибудь улицу». 

Маргарита Штиглиц рассказала, что в 1853 году открылось движение от Петербурга до Гатчины. Это был самый первый участок, связь с царскими резиденциями. «Это все было здесь. До сих пор, как бы смешно это не казалось, никаких статусов, даже у главного здания, нет. Лучшие заводы Европы поставляли сюда свои товары. Тут же был сарай для императорских поездов. Это все единое целое. Составляющие нельзя разъединять», – подчеркнула эксперт.

Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов отметил, что по прилегающим участкам территория связана с историческими кладбищами. «Мы делаем историко-культурную экспертизу на выявление исторической ценности зданий Варшавского вокзала по всем объектам участков собственности «ЛенСпецСМУ». Это примерно половина всего комплекса. Очень много советской застройки и исторических зданий, принадлежащих различным владельцам. Экспертиза будет закончена в конце февраля. Появилось много неточных информационных сообщений о том, что ничего ценного не обнаружено, что уже все снесли. Это далеко от реальности. Пока только разрабатывается проект постройки! Территория, мягко говоря, запущена. Ситуация очень непростая. Наша задача тщательно проанализировать все постройки», – отметил градозащитник. 

Все объекты, которые будут рекомендованы под государственную охрану, после согласования будут включены в реестр. Экспертизе подвергаются около двух десятков объектов. Изначально рассматривали абсолютно все. Исторических построек под государственной охраной, не считая церковь и четыре дома на территории Митрофаньевского кладбища, – 10. Четыре на территории «ЛенСпецСМУ». Шесть – у других правообладателей. 

Еще одной угрозой для исторических построек без охранного статуса стали планы по пробивке Ново-Измайловского проспекта, который должен дублировать Московский проспект. Новая дорога проектировалась в рамках проекта по комплексному освоению территории «Измайловская перспектива», который сейчас фактически потерял свою целостность и разделился на отдельные небольшие проекты. Несмотря на это, дорога значится в градостроительных документах и затрагивает несколько исторически ценных построек на территории Варшавского вокзала и дальше идет по Митрофаньевскому кладбищу, которое петербуржцам не так давно удалось защитить от застройки.

«Когда утверждалась улично-дорожная сеть, Ново-Измайловская перспектива «умерла». Тем не менее, улично-дорожная сеть пока никак не скорректирована. И я пока не вижу причин, чтобы итог нашей экспертизы могли не согласовать. Никаких городских интересов мы не нарушаем. Я гарантирую, что ни один объект под госохраной, в каком бы состоянии он ни был, снят с нее не будет. Пока экспертиза не завершена, будет не корректно называть объекты, которые мы хотим включить в реестр. Комплекс построек Варшавского вокзала будет, но они никак не связаны между собой, и выделить их в отдельную территорию невозможно. В идеале хочется сохранить все до кирпичика. Но собственник РЖД настаивал на расчистке территории для передачи ее другим собственникам», – добавил Александр Кононов.

Территория бывшего вокзального комплекса в мае 2012 годы была выкуплена ООО «ЛСС Варшавский», входящим в группу компаний Etalon Group (ЛенСпецСМУ). На ней планируется строительство жилого комплекса «Галактика» общей площадью 680 тыс. кв м, включающего в себя 22 здания высотой до 18 этажей. Демонтажные работы ведет компания-подрядчик «Размах». 

В ноябре прошлого года петербуржцы обратились с письмом в защиту комплекса к губернатору Георгию Полтавченко. В первую очередь тревогу горожан и градозащитников вызывает судьба исторических зданий, среди которых есть объекты, потерявшие охранный статус и находящиеся под угрозой сноса. Кроме того, общественность беспокоит отсутствие информации о предполагаемых проектах.

Председатель Адмиралтейского районного отделения петербургского отделения ВООПИиК Аля Деконская отметила уникальность Варшавского вокзала: «Это интересный фрагмент Петербурга. Посмотрите на названия, находящихся рядом объектов - Варшавский мост, Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. И тут какая-то «Галактика». Сразу ассоциация чего-то чужого, пришельцев. Мы очень тревожимся за то, что тут будет. В конце прошлого года было написано письмо Георгию Полтавченко. Тогда мы собрали 700 подписей. Как будет выглядеть это здание? Исчезнут нынешние  доминанты. Как 20 тыс. людей будут выезжать на Обводный? Это реально неведомое вторжение. Нужно городское обсуждение этого вопроса».

В ансамбле Варшавского вокзала есть объекты культурного наследия, однако остальные строения на его территории могут быть снесены на законных основаниях – в отличие от центра города, здесь нет запрета на демонтаж любых исторических зданий. 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.