Top.Mail.Ru
Политика
Республика Адыгея
0

«Нашли обалденного экстремиста!» В Адыгее закрыт популярный независимый интернет-сайт

Редактора сайта «Свободное слово Адыгеи» обвиняют в экстремизме за критическую статью о состоянии дел в период правления президента Тхакушинова

В Республике Адыгея возбужденно уголовное дело по факту экстремизма (часть 1 статьи 282) в отношении редактора блога «Свободное слово Адыгеи» Василия Пурденко. Сотрудники адыгейского Следственного комитета и республиканского УФСБ изъяли у журналиста все его документы, электронные носители информации и компьютер. Интернет-ресурс «Свободное слово Адыгеи» прекратил свою работу.

В Республике Адыгея возбужденно уголовное дело по факту экстремизма (часть 1 статьи 282) в отношении редактора блога «Свободное слово Адыгеи» Василия Пурденко. Сотрудники адыгейского Следственного комитета и республиканского УФСБ изъяли у журналиста все его документы, электронные носители информации и компьютер. Интернет-ресурс «Свободное слово Адыгеи» прекратил свою работу. В чем увидели экстремизм адыгейские власти, как на это смотрят независимые политики и юристы экспертного канала, а также что на самом деле происходит сейчас в республике – в материале «ФедералПресс.Юг».

После визита с обыском у 59-летнего Василия Пурденко резко ухудшилось состояние здоровья, он попал в республиканскую больницу. Там его уже ждали следователи, которые устроили журналисту допрос с пристрастием, несмотря на его состояние.

«Учтите, наш разговор прослушивается»

Корреспондент «ФедералПресс.Юг» связался по телефону с редактором интернет-ресурса «Свободное слово Адыгеи» Василием Пурденко. В начале разговора собеседник экспертного канала предупредил: «Учтите, есть официальное постановление прокуратуры на прослушивание моего домашнего и сотового телефона, так что имейте это ввиду».

Редактор блога рассказал, что на адрес его электронной почты пришла статья «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно», ее автор – некий А. Иванов. «В ней говорилось о том безобразии, которое творится в нашей республике, о неверной кадровой политике, о том, что русские превращены в людей второго сорта. В общем, бойкая статья», – поделился Василий Пурденко. Оценив материал, редактор разместил его в своем блоге «Свободное слово Адыгеи» 5 сентября 2012 года.

По словам Пурденко, особой полемики по поводу этой статьи не было. Она набрала чуть более 1000 просмотров, притом что популярные материалы его блога в среднем собирали по 12-16 тысяч. «Проходит девять месяцев с момента публикации этой статьи, и ко мне вламываются ребята из ФСБ. Нашли обалденного экстремиста!» – восклицает редактор «Свободного слова Адыгеи».

Обыск в квартире адыгейского журналиста проходил 18 июля в 7 часов утра и длился до 12:30. После изъятия документов и личных вещей, Василия Пурденко пригласили отправиться в следственный комитет на допрос в качестве подозреваемого. По версии следователей, Пурденко сам написал скандальную статью «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно» и умышленно разместил ее на своем блоге в целях разжигания межнациональной розни.

Накануне обыска журналист перенес сложную операцию и физически сам не смог явиться на допрос. Переживая визит ФСБ и следователей, Василий Пурденко попал в республиканскую больницу, находясь в предкоматозном состоянии. «В приемной меня уже оформляли на лечение, и тут ко мне подходят с улыбкой и говорят: «Здравствуйте, так вы уже здесь? Вы что, меня не помните? Я был вчера у вас на обыске, – вспоминает журналист. – То есть меня сопровождали сотрудники ФСБ до самой приемной». По словам Пурденко, позже в его палату влетел капитан юстиции и начал давить: «Да я тебя насквозь вижу, под дурака косишь! Ни черта ты не больной, решил отлежаться». Из больничной палаты журналиста вызвали на допрос в кабинет заведующей отделения медицинского учреждения. Через две недели Пурденко выписали из больницы и начали таскать по допросам.

«Статья не моя, разместил ее на своем блоге не умышленно», – устало повторяет следователям Василий Пурденко. «Они постоянно требуют от меня признательных показаний, – рассказывает журналист, – говорят: «Ну, признайтесь, признайтесь хотя бы частично. Не слушайте своего адвоката, идите на сделку со следствием. И эта тягомотина продолжается уже два месяца».

«Поймите, я не дурак, я все-таки закончил МГУ, кандидат наук… Я много лет работаю в журналистике и очень тщательно слежу за каждым словом. Потому что понимаю, в какой республике я работаю», – делится Пурденко.

Большинство адыгейских СМИ молчит об острых проблемах республики. Блог Василия Пурденко «Свободное слово Адыгеи» был своеобразным информационным кислородом для региона, пользовался большой популярностью. «Как мне сказали в следственном управлении, лучший выход – это признаться, – говорит Пурденко. – Только мне непонятно, в чем? В любви к России что ли? Это раздутое, позорное дело. И эти претензии ни им чести не делают, ни мне здоровья не прибавляют».


Следователи посоветовали Василию Пурденко во всем признаться и не слушать адвоката

Чиновники – отдельная нация Адыгеи

В Майкопе местные политики и правозащитники относятся к истории Василия Пурденко неоднозначно.

Депутат совета-Хасэ Адыгеи Игорь Андреев считает, что статья «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно» не отражает реальную ситуацию в республике. «Никаких притеснений в работе русских я не вижу», – заявил корреспонденту «ФедералПресс.Юг» адыгейский парламентарий. – Если бы Пурденко был правдолюбцем, я бы еще сказал: да, он борец за свободу, но он же таким не является. Этот человек никогда не занимался правозащитной деятельностью. Героем его делать не стоит».

Депутат Тахтамукайского совета народных депутатов Тимур Калакуток рассказал в интервью экспертному каналу, что в Адыгее действительно недовольны политикой нынешнего руководства республики, о чем, собственно, и писал в своем блоге Василий Пурденко. По словам депутата, в одном из краснодарских изданий вышла статья «Довольных в Адыгее нет». Как считает Калакуток, этот заголовок достоверно отражает нынешнюю ситуацию в республике. Как заметил собеседник «ФедералПресс.Юг», сегодня республиканская власть не пользуется большой поддержкой среди местного населения, власть замкнулась. «Чиновники существуют сами для себя, и это вызывает определенную реакцию у людей, – отметил Тимур Калакуток, – а возбуждение в Майкопе уголовного дела по статье «Экстремизм» стало в порядке вещей». По мнению депутата, в республике никакой разницы между адыгейским и русским чиновником нет.

Политик рассказал, что в Адыгее, где население составляет 500 тысяч человек, сформирован огромный штат чиновников. Он сопоставим по количеству чиновников с Краснодарским краем, где население – более 5 миллионов человек.

«Самые богатые люди Адыгеи работают в Краснодарском крае. Весь их основный бизнес сосредоточен в крае, налоги платят в крае. С нашей налоговой предпочитают не иметь никаких отношений», – говорит политик. Как считает депутат, условий в республике для того, чтобы люди были довольны, хотели работать, практически нет. Зато нелегальная миграция, с которой начали бороться в Краснодарском крае, вся переместилась в республику. Все производства, которые край не приветствует – мусорообрабатывающие заводы, нефтехранилища, мазутохранилища, – размещены в Адыгее.

«Самая главная причина миграции – это чиновники, – считает Тимур Калакуток. – Причем они не имеют национальности. Чиновники это уже отдельная национальность в Адыгее, и эта национальность выдавливает все остальные: адыгейцев, украинцев, русских и всех тех, кто ей мешает. Они паразитируют на бюджетных деньгах из Москвы. Им не нужно развивать экономику в республике, увеличивать количество рабочих мест. Они зарабатывают быстрые деньги на незаконной эмиграции и на экологически вредных производствах».

«Нами правят шизофреники и преступники»

Эксперт, пожелавший не называть своего имени в публикации, в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Юг» отметил, что в Адыгее протекают более сложные процессы, и говорить о них в двух словах нецелесообразно. Как считает собеседник экспертного канала, обыски и допросы Василия Пурденко сделаны для того, чтобы лишь поставить «галочку» в борьбе с экстремизмом. По мнению эксперта, скорее всего, журналист «попал под раздачу».

Более радикальных взглядов придерживается заместитель председателя совета славян в Адыгее, координатор регионального офиса «Голос» Владимир Каратаев. «Местный клан у нас уже давно проводит именно такую узко-этническую политику, связанную с рассадкой на все хлебные места свои родственников, – заявляет в интервью для «ФедералПресс.Юг» правозащитник. – Это известно всем, поражает другое: почему об этом неизвестно президенту России, прокурору? Почему местная прокуратура не реагирует?». По словам Каратаева, материал, который выложил в своем блоге Пурденко, возможно, написал адыгеец. «Правоохранители вместо того, чтобы контролировать соблюдение федеральных законов, исполняют прихоти местного клана, – говорит Владимир Каратаев. – Нами правят шизофреники и преступники. Потому что взять чей-то материал и признать его редактора экстремистом могут только наши суды. При большом желании можно и Пушкина признать экстремистом».


У Адыгеи больше нет своего «Свободного слова» (принт-скрин страницы блога)

«Под «экстремизм» подводят любую критику власти»

«Статья «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно» явно заказная. Реактивно преподнесена, – отметил в своем комментарии для «ФедералПресс.Юг» депутат Госдумы РФ, член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Кропачев. – Но я не вижу в ней ничего экстремистского».

Депутат Госдумы согласился с автором материала, что у Краснодарского края и Республики Адыгея есть свои паритеты во власти: часть должностных мест занимают русские, часть адыгейцы. По мнению политика, ключевой же мыслью в тексте является то, что Кремль требует назначить русского на должность председателя Государственного совета-Хасэ Республики Адыгея.

«Изложена статья несколько резко и переходит на личности. Но в какой-то степени это статья отражает мнение большого числа жителей Адыгеи, – говорит политик. – Никто не хочет вражды. Мы все стараемся сохранить наш хрупкий мир. Нужно проверять и взвешивать подобные статьи: кто присылает и зачем присылает. Проблема, отраженная в материале, существует – да, ее надо решать. Но решать ее должна федеральная власть, а не отдавать на откуп местным элитам. Иначе это приведет к бардаку и хаосу». По словам Александра Кропачева, сегодня наше общество сталкивается с тем, что под термином «экстремизм» хотят провести критику власти, любое «против».

Статью «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно» изучили независимые юристы краснодарской компании ООО «Центр правосудия». В своем кратком заключении эксперты указали, что под определение «экстремизм» подходят провокации беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. В данном тексте таких упоминаний и призывов нет, следовательно, статью нельзя признать экстремисткой.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.