Top.Mail.Ru
Томская область
0

Рейтинг эффективности губернаторов СФО: Москва далеко, но все видит

Самым успешным губернатором эксперты назвали Тулеева, самым перспективным – Толоконского

Постепенное возвращение нашей страны от назначения губернаторов к выборной системе предполагает, что главы регионов обретут большую самостоятельность. В то же время вырастет и их ответственность перед избирателями и теми силами, которые их будут поддерживать – как непосредственно во время выборов, так и в период самого срока правления, во время формирования долгосрочной политической репутации.

Постепенное возвращение нашей страны от назначения губернаторов к выборной системе предполагает, что главы регионов обретут большую самостоятельность. В то же время вырастет и их ответственность перед избирателями и теми силами, которые их будут поддерживать – как непосредственно во время выборов, так и в период самого срока правления, во время формирования долгосрочной политической репутации. В то же время полностью на предвыборные технологии никто из губернаторов полагаться не может, и их стабильность можно оценивать как умение балансировать между интересами населения, региональных экономических и политических элит и, по-прежнему, федеральной власти. РИА «ФедералПресс» продолжает свой проект – рейтинг эффективности губернаторов по отдельным федеральным округам, публикуя экспертную оценку труда глав регионов, сравнивая их эффективность и предоставляя нашим читателям анализ текущей политической ситуации во всех округах. Первый материал был посвящен Приволжскому федеральному округу, сегодня настала очередь СибФО.

В преддверии единого дня голосования наибольший интерес вызывают оценки тех глав субъектов Федерации, которым будет необходимо доказать свою состоятельность на выборах. Вряд ли кто-то сомневается, что действующие губернаторы уступят свои посты представителям оппозиции, но усилия в предвыборной гонке им придется прилагать разные. 14 сентября выборы пройдут в Республике Алтай (глава – Александр Бердников), Новосибирской области (врио губернатора – Владимир Городецкий), Красноярском (врио губернатора – Виктор Толоконский) и Алтайском (губернатор – Александр Карлин) краях.

Рейтинги по Приволжью и Сибири будут публиковаться регулярно, раз в три месяца, что позволит оценить эффективность глав субъектов Федерации в динамике. Сегодняшний выпуск является первым для Сибирского федерального округа, мы предложили нашим экспертам прокомментировать работу губернаторов в целом, но уже в следующем выпуске рейтинга сконцентрируемся на более конкретных и актуальных проявлений работы региональных руководителей.

Для составления рейтинга мы опросили 28 экспертов, в число которых вошли руководители российских социологических и политологических агентств, бывшие чиновники высшего уровня и ведущие региональные политологи. Их вниманию мы предложили анкету, в которой попросили поставить оценки по десятибалльной шкале каждому главе региона по четырем параметрам: умению работать в «вертикали», выстроенным отношениями с местной элитой, эффективности поддержки бизнеса и работе в социальной сфере. Разумеется, работа по развитию экономики, в частности, привлечение инвестиций, является самым наглядным фактором, позволяющим непосредственно судить об эффективности или неэффективности того или иного администратора. Однако региональному политическому лидеру приходится постоянно искать баланс между интересами трех источников власти. Власть над всеми политиками Конституцией формально закреплена за народом, и он не так давно вернул себе право выбора губернаторов, в то же время федеральный центр вряд ли позволит регионам быть слишком самостоятельными в ущерб соседним областям и общему курсу страны. Третьим источником власти следует считать местные экономические, политические и медийные элиты, которые держат настоящие рычаги управления и работают «в команде», только если это выгодно им самим.

Оценка «10», которую мы описали как «работа губернатора в этой сфере может являться примером для его коллег по всей стране», встречалась редко, но все же встречалась, как и жесткие оценки – «2» и «3». Понятно, что итоговые результаты оказались усредненными и колеблются от «четырех» («удовлетворительно, но есть отдельные недочеты») до «восьми» («отлично»).

Первая таблица представляет среднюю оценку и учитывает результаты по всем четырем критериям.

Как и в Приволжье, в СибФО можно выделить лидера, чьи оценки серьезно отличаются в лучшую сторону от оценок коллег – им является старожил российской политики Аман Тулеев. Превосходство кемеровского губернатора над «пелотоном» выражается в гроссмейстерских двух баллах. Некоторым сюрпризом можно назвать второе место главы Республики Хакасия Виктора Зимина – как правило, места в наших рейтингах коррелируют с бюджетными показателями регионов, однако губернаторы более богатых Иркутской области и Красноярского края, Сергей Ерощенко и Виктор Толоконский, остались позади. Не соответствующее статусу региона место занял и. о. губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий, которого подвела экспертная оценка взаимоотношений с областными элитами. Возможно, сказывается и усталость от этого политика – он уже много лет возглавлял город, а теперь и регион.

Политолог Павел Клачков объясняет показатели губернатора Кемеровской области так: «Если говорить о конкретных именах сибирских политиков, Аман Тулеев первый приходит на ум – он выстроил у себя в регионе уникальную систему управления. Традиционно большое внимание Тулеев уделяет социальной защите населения, вопросам поддержки человека труда. У него нет замашек на элитарность, на оторванность от людей, снобизма. И народ отвечает ему взаимностью».

Он же выделяет и занявшего в итоговой таблице второе место Виктора Зимина: «Хакасия – уникальный субъект (хотя все сибирские регионы по-своему уникальны), ее глава считается успешным руководителем. На мой взгляд, это связано с тем, что в решениях Зимина нет радикализма и порывистости. Он работает спокойно, несмотря на то, что приходилось справляться с внешними вызовами по поводу его нахождения на посту главы. Секрет устойчивости Зимина в том, что он умеет выстраивать отношения с представителями не только местных промышленных и финансовых структур, но и в том числе с федеральными группами влияния».

Из второй таблицы можно узнать, как оценивались нашими экспертами отдельные параметры, составившие основу нашего рейтинга. «Работа в вертикали» показывает, кто наиболее эффективно и с наибольшим усердием проводит в жизнь идеи и распоряжения федеральной власти, «Отношения с местными элитами» – кому из действующих губернаторов удалось наиболее бесконфликтным образом настроить отношения власти с высшими политическими и экономическими кругами региона и отношения элит друг с другом, оценка за развитие экономики региона демонстрирует, кто, по мнению экспертов, наиболее успешен в решении задач по привлечению инвестиций в экономику своего региона, и последняя – «Работа в социальной сфере» – отражает усилия глав регионов по повышению социальных показателей, вводу бюджетного жилья, помощи малому бизнесу и другим первоочередным факторам развития социальной сферы, сформулированным Владимиром Путиным в своих «майских тезисах» 2012 года.

Аман Тулеев оказался первым во всех четырех номинациях. Виктор Зимин попал в тройку лучших по трем показателям – работа в вертикали, отношения с элитами и экономическое развитие. Глава Республики Алтай Александр Бердников дважды занимал последние места – эксперты низко оценили его усилия как по выстраиванию отношений с федеральной властью, так и по исполнению социальных программ. Неровными можно назвать оценки Сергея Ерощенко (Иркутская область) – он занял второе место в экономической номинации, но получил низкий рейтинг за отношения с элитами, и тувинского главы Шолбана Кара-оола, отличная оценка за работу с элитами которого компенсируется низкой за проведение социальной политики.

Нестабильные оценки Сергея Ерощенко могут объяснить причину, по которой он не рискнул принять участие в досрочных выборах, на которые пошли многие губернаторы во всех федеральных округах, однако Александр Гимельштейн, главный редактор «Восточно-Сибирской правды» уверен, что позициям иркутского лидера ничего не угрожает и в долгосрочной перспективе: «У Сергея Ерощенко высокий уровень популярности, я в этом абсолютно убежден. Потому что любой глава региона, который работает без серьезных ошибок и раздувания конфликтов, а также имеет возможность грамотно заниматься своим пиар-сопровождением, в состоянии обеспечить себе приличный уровень популярности. Этой осенью в Иркутской области выборов не будет – Ерощенко назначенный губернатор, ему еще работать 2,5 года, а прошения о досрочной отставке он не подавал. Хотя, на мой взгляд, случись выборы этой осенью, действующий глава одержал бы безусловную победу. Ерощенко очень мобилен, много ездит по территориям, нашел соответствующую интонацию, разговаривая с населением. Форс-мажорных ситуаций в регионе нет. Ажиотаж вокруг главной проблемной точки Иркутской области – Байкальского целлюлозно-бумажного комбината – сошел на нет. Экономическое положение региона весьма пристойное, коррупционных скандалов нет, главы местного самоуправления достаточно эффективно сориентированы на волю регионального правительства. А с федеральным центром у Ерощенко складываются вполне позитивные отношения».

Обсуждая со специалистами «ФедералПресс» готовящийся рейтинг, наши эксперты часто упоминали в качестве ключевого для нынешних глав регионов показателя именно умение выстроить отношения с федеральной властью (любопытно, что их коллеги из Приволжского федерального округа больший акцент делали на работу губернаторов с местными элитами). Так, известный красноярский политолог Андрей Копытов заявил: «С учетом предстоящих выборов руководителей субъектов РФ отношение населения к главам – вопрос хоть и недалекого, но будущего. Главное сегодня – умение выстроить хорошие отношения с Москвой. Если, например, говорить о врио губернатора Красноярского края Викторе Толоконском, то он достаточно решительно взялся за проблему, связанную с дефицитом бюджета. Она ему досталась «в наследство», но без ее решения развитие региона невозможно. Это касается и социальной политики, и вопросов экономики, и различных платежей, и так далее. То есть все данные моменты так или иначе завязаны на бюджет.

Отмечу – ему удаются переговоры с федеральным центром, он умеет проводить взвешенную политику в части экономии бюджетных средств и модернизации экономики. На мой взгляд, для глав регионов сегодня это самое главное. Кроме того, для любого главы очень важен управленческий опыт. В этом смысле отношения того же Толоконского с федеральным центром были достаточно плотными, что крайне важно для региона».

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, соглашаясь с важностью работы в вертикали, все-таки обращает внимание и на важность нашего второго показателя: «В любом регионе, а не только сибирском, региональный лидер держится на поддержке Москвы и местной элиты. Если такая поддержка есть, народ убеждают, что все трудности его жизни случайны или, наоборот, объективны, а власть в них неповинна, успехи же – заслуга власти. Если руководитель не имеет поддержки в Москве или у местных элит, обязательно находится тот, кто обвиняет его во всех грехах. Причем в дотационных регионах более важна поддержка Москвы, а в донорах – поддержка элиты. А популярность у избирателей вторична».

Охотнее сибирские эксперты в качестве определяющего для губернаторов фактора называли экономический. Например, аналитик компании «Ресурс-консалт» Александр Чернявский: «На мой взгляд, сегодня одной из стратегических проблем, характерных практически для всех регионов СибФО, являются проблемы с бюджетом. Дефицит нарастает у большинства субъектов. В этих условиях, пожалуй, одним из главных качеств успешного губернатора является способность наладить конструктивные отношения с федеральным центром. Именно от этого сегодня зависит развитие экономики и социальной сферы. В оценках деятельности глав регионов именно этот фактор я ставил бы на первое место. Вообще, на мой взгляд, популярность главы определяет его умение быть лидером. При этом определенный авторитаризм должен сочетаться с умелым пиаром в плане коммуникации с населением, но не с «показухой», а с реальной работой».

Впрочем, Чернявский соглашается и с предыдущими ораторами в плане зависимости региональных глав от Москвы, а также предрекает Аману Тулееву конкуренцию со стороны Виктора Толоконского: «Однако лидерские качества нужны не только для популярности среди населения. Безусловный лидер сегодня – человек, который умеет говорить и с федеральным центром, и с народом. Для Сибири это одно из самых важных качеств. Для примера могу привести Хлопонина (экс-губернатор Красноярского края, – прим. ред.), который был по-настоящему сильным лидером. И небольшая ремарка по поводу оценок Толоконского. Врио губернатора Красноярского края руководит регионом меньше двух месяцев, поэтому он попал не во все номинации по одной причине – слишком рано давать оценки, например, выстраиванию отношений с местными элитами. Но потенциально, на мой взгляд, он является одним из самых сильных руководителей в СибФО и вполне может соперничать в этом смысле с сегодняшним бесспорным лидером среди сибирских губернаторов – главой Кемеровской области Тулеевым».

Для того чтобы картина экономического развития регионов СибФО стала более ясной, приведем некоторые статистические данные Министерства финансов: общий доход регионов, определяющий, какие регионы на данный момент можно считать «богатыми», и процент поступления в бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Те области, в которых этот процент выше, можно условно назвать «дотационными». Данные в таблице приведены на 1 апреля 2014 года.

Субъект Федерации

Общий доход, млрд руб.

Процент поступлений извне

Республика Алтай

3,8

79,8 %

Бурятия

10,8

64,3 %

Республика Тыва

4,6

99,7 %

Хакасия

4,7

50,9 %

Забайкальский край

10,6

45,0 %

Красноярский край

30,4

20,5 %

Иркутская обл.

25,6

21,6 %

Алтайский край

20,5

51,0 %

Кемеровская обл.

25,3

19,8 %

Новосибирская обл.

28,5

15,1 %

Омская обл.

16,8

27,3 %

Томская обл.

12,0

21,0 %

«Общей ключевой категорией, от которой напрямую зависит популярность главы региона, является социальное самочувствие населения. В это понятие входят экономическое благополучие, культурная составляющая, даже общая психологическая атмосфера на территории. Если люди чувствуют себя комфортно, видят развитие региона, то это, соответственно, переносится и на главу – он пользуется популярностью. Даже при возникновении критических ситуаций, но при умелом их разрешении руководителем, все это идет ему на пользу, особенно при умелом освещении событий в СМИ. Масс-медиа в таком случае могут показать его решительность, твердость в поступках. Все это работает на позитивный имидж руководителя», – так о значимости показателя «Социальная сфера» говорит политолог Павел Клачков.

Традиционно средняя оценка всех губернаторов по этому критерию не слишком высока, но оценки сильно разнятся. В низу таблицы оказались не только главный аутсайдер нашего рейтинга Александр Бердников, но и глава Республики Тыва, получивший более высокие оценки в других графах. Впрочем, причин строить негативные прогнозы для Кара-оола не видит наш тувинский эксперт, член Общественной палаты РФ Эльвира Лифанова: «Глава республики Шолбан Кара-оолв в Тыве очень популярен, поскольку грамотно проводит региональную политику – его знают, ценят, к нему прислушиваются, его уважают. Позитивные изменения, что называется, видны невооруженным взглядом. Это связано не только с частными вопросами, например, с активным строительством дорог, но и с тем, что он активно включился в подготовку мероприятий, связанных со столетием единения Тывы и России. А это – федеральная повестка. Важно и то, что он сумел погасить в республике конфликт между исполнительной и законодательной властью – Верховным Хуралом, наладив взаимоотношения практически со всеми политическими силами, представленными в Хурале. На сегодняшний день в республике обе ветви власти работают на созидание, а это очень важно. Люди все видят, все понимают и делают выводы. Срок полномочий главы, а он был назначен два года назад, рассчитан до 2017 года. Думаю, до этого времени в исполнительной власти Республики Тыва изменений не будет».

Вероятно, показатель работы в социальной сфере для СибФО действительно не так важен по сравнению, например, с ПФО – такие выводы можно сделать из нашего дополнительного рейтинга социальной стабильности (см. таблицу ниже), согласно которому сибирские регионы отличаются редким спокойствием и уравновешенностью. Впрочем, приведенные ниже результаты могут оказаться слишком высокими из-за периода летних отпусков, во время которого активность оппозиции обычно падает – тем интереснее будет взглянуть на нашу таблицу через три месяца.

Рейтинг социальной стабильности регионов СибФО зависит от количества материалов в средствах массовой информации, касающихся протестной активности населения – митингов, забастовок, а также конфликтных новостей с упоминанием имени губернатора. Рейтинг является отдельным продуктом, и его оценки не влияют на общие цифры рейтинга эффективности губернаторов. Как мы видим, в большинстве регионов Сибири внешних проявлений недовольства довольно мало, и ни один субъект Федерации нельзя отнести на данный момент к проблемным в этом плане – даже Новосибирская область и Красноярский край, оказавшиеся в СибФО на нижних строках, имеют на самом деле вполне удовлетворительные оценки.

Приближающиеся сентябрьские выборы не станут для Сибири переломной точкой, и каких-либо изменений в сибирском пантеоне в ближайшее время ждать не приходится. Те перестановки, которые должны были случиться, уже произошли. Стороннему наблюдателю остается только смотреть, как со своей работой справятся «весенние новички», какое место в нашем и конкурирующих рейтингах они займут по прошествии более значительного времени.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.