Top.Mail.Ru
Политика
Новосибирская область
0

Бюджет подкрался незаметно. Российские регионы пытаются справиться с дефицитом

Пока на это выделено 150 млрд рублей, и этого мало

Из российского бюджета в регионы поступят новые денежные транши. Они предназначены для погашения кредитов, которые области брали у российских и международных банков. Главная цель – за два с половиной года, к началу 2017-го, в доходной части бюджетов вдвое сократить долю денег, взятых в долг.

Из российского бюджета в регионы поступят новые денежные транши. Они предназначены для погашения кредитов, которые области брали у российских и международных банков. Главная цель – за два с половиной года, к началу 2017-го, в доходной части бюджетов вдвое сократить долю денег, взятых в долг. Аналитики считают: регионы берут деньги в банках, чтобы покрыть бюджетные дефициты. Трансферы из федеральной казны помогут выправить ситуацию, но лишь на время, уверены федеральные эксперты. В регионах не унывают и пытаются понять, как же им исправить положение с катастрофическими дефицитами. Отметим, что в наш обзор попали в основном области, которые принято считать крепкими, регионами-донорами. О том, как они справляются с ситуацией, – в материале РИА «ФедералПресс».

Российский кабмин принял решение увеличить бюджетные ассигнования регионам. Средства предназначены для расчетов по займам, взятым у коммерческих банков и международных финансовых организаций. Региональные бюджеты получат 150 млрд рублей. Одновременно власти субъектов РФ должны будут взять на себя обязательства о поэтапном сокращении доли долгов по коммерческим кредитам к началу 2017 года – до уровня половины доходов регионального бюджета, говорится в постановлении российского кабмина, подписанном 26 августа.

Выделение 150 миллиардов – логичное продолжение принятого в августе финансового пакета документов. Около 40 регионов получили деньги на социально-бытовое обеспечение украинских беженцев, находящихся в пунктах временного размещения. Общий размер субсидии составил 365,9 млн рублей, из них солидный кусок – 111 млн рублей – получила Ростовская область, принимающая основной поток вынужденных переселенцев. Кроме того, около 43 миллионов досталось Воронежской области, 37 миллионов – Белгородской, еще 21,5 миллиона получил Севастополь. Всего же в федеральной казне на текущий год предусмотрено до 230 млрд рублей на предоставление бюджетных кредитов. Плата за пользование такими кредитами установлена в размере 0,1 процента годовых. «Долг регионов беспрецедентно высокий. Я не исключаю, что на каком-то этапе его даже придется списывать», – говорит директор Института экономики РАН, профессор Московской школы экономики МГУ имени Ломоносова Руслан Гринберг.

Краснодарский край: банкам кредитовать неинтересно

Бюджет Краснодарского края на 2014 год предусматривает доходную часть в сумме 175,9 млрд рублей, расходную – 186,3 млрд рублей, дефицит – 10,4 млрд рублей. При этом сумма внутреннего долга растет: за 2013 год его задолженность увеличилась на 61 %, на 1 января 2014 года внутренний долг составил 119 млрд рублей, а на 1 июля этот показатель достиг 128 млрд рублей. В структуре внутреннего долга Кубани бюджетные кредиты со сроком возврата до 2032 года составляют 54,5 млрд рублей, долг кредитным организациям, иностранным банкам и международным финансовым организациям (срок погашения – сентябрь 2014-го – июнь 2019-го) – 51,1 млрд рублей. Государственные гарантии края – 12 млрд рублей, ценные бумаги – 10,4 млрд рублей. В предыдущие периоды кредиты региону предоставляли ВТБ и Сбербанк России.

Но край не планирует больше занимать деньги у коммерческих банков – это, к сожалению, неинтересно и самим финорганизациям. Так, в апреле из-за отсутствия заявок банков были отменены торги на право открытия Краснодарскому краю невозобновляемой кредитной линии с лимитом 1,2 млрд рублей. Средства планировалось привлечь на пять лет, исходя из ставки 8,9 % годовых. Не состоялись аукционы и в мае – на право открытия кредитных линий общим лимитом 3,6 млрд рублей по ставке 10,17 % годовых. Более того, банки проигнорировали и объявленные краевым минфином в июле аукционы на право открытия невозобновляемых кредитных линий на общую сумму 5,4 млрд рублей со сроком погашения в 2017–2018 годах по ставке до 10,83 % годовых. Деньги требовались на финансирование дефицита казны и погашение долговых обязательств. В результате было принято решение, что регион получит кредитный транш Минфина РФ в сумме 4,2 млрд рублей с целью замещения неполученных коммерческих кредитов.
 
Эксперты отмечают, что рост внутреннего долга края связан с Олимпиадой. Для его капитализации потребуется время, тогда как расходы по содержанию построенных объектов ложатся на регион. Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко рассказал «ФедералПресс», что сейчас в российских регионах постепенно нарастает проблема, связанная с бюджетным дефицитом, который может возникнуть в ближайшие годы на фоне стагнации национальной экономики и роста доли нефтегазовых доходов (цены на нефть же остаются стабильно высокими). Также, по его словам, правительством учитывается тот факт, что сейчас заимствование на внешнем рынке для российских властей проблематично, а значит, использовать расширение долговой нагрузки для покрытия дефицита пока достаточно сложно. Наиболее сильное снижение доходов бюджета – по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей в 2013 году существенно снизили свою маржинальность.

«Сейчас региональным властям стоит в первую очередь работать над собираемостью налогов, то есть проводить оптимизацию администрирования данных процессов, а не сразу просить помощи у федеральных властей. Заимствования на открытом рынке, как показывает практика, сейчас планировать сложно – на фоне повышения ключевой процентной ставки (уже до 8 %) ликвидность в российской экономике сжимается, зарубежные кредитные организации с опаской смотрят на аффилированных с государством заемщиков, а отечественные кредитные организации готовятся к отлучению от международного рынка капитала, то есть они тоже сейчас не горят желанием расширять свои кредитные портфели. В такой ситуации российским регионам становится действительно сложно получать заемные средства, особенно под достаточно низкие проценты – с учетом текущей долговой нагрузки, кредитных рейтингов и динамики доходной части бюджета. При этом Краснодарский край уже несколько лет имел существенную долговую нагрузку, которую в текущей макроэкономической ситуации у него пока не получается сократить. Проблема долгосрочная, и в текущей ситуации быстро ее решить вряд ли удастся. Главное сейчас – не усугублять ситуацию, стараясь не наращивать суммарный долг края», – заключил эксперт.

Прикамье: занимает второй год

Пермскому краю банки кредиты дают, но пермяков это совершенно не радует. Уже второй год подряд приходится латать дыры в бюджете, и это становится темой для все новых и новых политических баталий. В Прикамье много лет не знали, что это такое – дыры в бюджете. Но в конце прошлого года депутаты Законодательного собрания Пермского края приняли главный финансовый документ на 2014 год и прогнозный бюджет на 2015 и 2016 годы. Тогда цифры были таковы: доходы – 99,3 млрд рублей, расходы – 110,5 млрд рублей, дефицит – 11,33 млрд рублей (13,03 %).

В этом году правительство несколько раз вносило изменения в бюджет 2014 года. В результате основные параметры были скорректированы. Согласно последним правкам, доходы казны Прикамья составляют 98 млрд рублей, расходы – 111 млрд рублей, а дефицит вырос до 12,99 млрд рублей (15 % от доходов). Напомним, 15 % – это предельный максимум дефицита, за которым могут последовать как экономические, так и политические решения со стороны федеральных властей.

В сентябре расходы бюджета могут уменьшиться на 1,754 млрд рублей, а доходы – на 1,046 млрд рублей. Дефицит также предполагается уменьшить на 708 млн рублей. В результате он составит 12,119 млрд рублей (14,6 % от доходов).

Чтобы покрыть дефицит, Пермский край впервые за много лет использует такой инструмент, как банковские кредиты. В течение этого года пермские власти взяли в банках несколько займов. Первые аукционы на кредитование Пермского края выиграл «СМП Банк». В январе – аукцион на предоставление кредита в 1 млрд рублей, а в июне – уже в 2 млрд рублей.

Летом два аукциона на предоставление кредитной линии для покрытия дефицита бюджета выиграл уже Связь-банк. Входящий в группу ВЭБ, он предоставит краю двухмиллиардный кредит в период с 18 августа по 10 октября, еще четыре миллиарда – с 25 сентября по 30 октября.

Множество региональных экспертов раз за разом указывают, что бюджет Прикамья перегружен затратами на крупные проекты, средства расходуются неэффективно, замены выпадающим источникам доходов так и не найдено. Очевидно, что расставить точки над i получится только в конце года – ведь в 2013 году правительство как-то сумело выкрутиться и формально исполнить все свои расходные обязательства.

В Башкирии расходы растут быстрее, чем доходы

Только за четыре месяца текущего года расходы консолидированного бюджета Башкирии профинансированы в объеме 48,9 млрд рублей и выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,8 %. Отметим, что бюджет республики в 2014 году принят с дефицитом 10,8 % от расходов: прогнозируемый объем доходов на этот год составит 123,9 млрд рублей, расходов – 138,9 млрд рублей, дефицит – 15 миллиардов.

Государственный долг региона к концу 2016 года может вырасти до 30 млрд рублей, но, как уверяет зам премьер-министра республики Рустэм Марданов, Башкирия входит в число регионов с низкой долговой нагрузкой.

И все-таки врио главы региона Рустэм Хамитов на заседании правительства республики вынужден был заметить, что Башкирия недобирает по отношению к налоговым планам примерно 4–4,5 миллиарда. Среди основных проблем в текущей сфере Хамитов выделил сокращение налоговой базы, недостаточный рост фонда заработной платы в реальном секторе экономики, а также снижение объемов реализации спиртоводочной продукции. «Мы видим, что растет доля контрафактного продукта, растет доля нелегальных ликероводочных изделий, которые присутствуют на нашем рынке. Борьба с этим явлением будет довольно сложной, здесь должны действовать совместно правоохранительные органы, контрольно-надзорные структуры. Отраслевые возможности надо использовать», – заявил Хамитов.

Хамитов: Башкирия недобирает по отношению к налоговым планам примерно 4–4,5 миллиарда

Поступление налогов снизила и модернизация производства в нефтяной отрасли: для того чтобы заинтересовать производителей в выпуске нового бензина «Евро-5», предусмотрены налоговые преференции.

Башкирия входит в число 11 субъектов Российской Федерации, где формируются почти две трети налоговых доходов консолидированного бюджета страны, в ней мобилизуется более 2 % всех налоговых и неналоговых доходов РФ.

Нижегородская область ищет, на чем сэкономить

Нижегородская область второй год считает потери после введения на федеральном уровне консолидированных групп налогоплательщиков, в число которых входят структуры «ЛУКойла», Ростелекома, Росатома, «Транснефти» и другие. Часть потерь по налогу на прибыль компенсирует федеральный бюджет, но размер компенсации – не гарантированная на сто процентов величина, а сокращение темпов роста российской экономики вряд ли станет причиной увеличения вливаний из центра.

В августе в ходе обсуждения исполнения бюджета текущего года в областном правительстве глава региона заявил о необходимости экономии средств. «В соответствии со «Стратегией-2020» необходимо постоянно направлять бюджетные средства на развитие области. Поэтому я поручил всем министерствам продумать, на чем можно сэкономить без ущерба для уровня жизни населения, чтобы иметь ресурс для развития региона с запасом», – заявил Валерий Шанцев.

Шанцев: в соответствии со «Стратегией-2020» необходимо постоянно направлять бюджетные средства на развитие области

Помимо того, что Нижегородская область ищет, на чем сэкономить, она продолжает использовать кредитные ресурсы – этим летом врио вице-губернатора Владимир Иванов рассказал об очередном бюджетном займе в 6 млрд рублей, который ожидается в сентябре. Описывая финансовое положение дел, Иванов заметил, что область включена в число регионов с серьезной долговой нагрузкой, – госдолг приближается к 55 миллиардам, а дефицит бюджета в текущем году составит более 15 миллиардов. Что касается доходов, то с учетом ближайших поправок они должны составить 119 млрд рублей, расходы – 134,9 млрд рублей.

Самарская область: серьезный бюджетный дефицит

Самарская область, по информации Счетной палаты, относится к регионам с низкой бюджетной обеспеченностью. Согласно данным регионального минфина, налог на прибыль организаций от консолидированной группы налогоплательщиков по сравнению с прошлым годом – меньше на 10 млрд рублей. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прошлом году. В регионе отмечается снижение поступлений в бюджет от акцизов на нефтепродукты. Кроме того, эксперты предрекают снижение в текущем году доходов от акцизов с продажи алкоголя из-за лишения нескольких крупных компании лицензий. По акцизам из запланированных 20,8 млрд рублей, по состоянию на 1 июня, собрано 5,9 миллиарда. Доходы от налога на прибыль организаций – в размере 14,3 млрд рублей при плане в 44,3 миллиарда.

Тем не менее по сравнению с другими регионами госдолг Самарской области не так велик. По состоянию на 1 июля он составляет 37 млрд рублей. Ссуды из федерального бюджета для региона – 7 млрд рублей, кредиты коммерческих банков – 11 млрд рублей. За полгода госдолг снизился на 2,5 млрд рублей.

Самарская область является регионом с серьезным бюджетным дефицитом. Область пытается снизить долг за счет помощи из федерального центра. Доходы губернии на июль составили 140 млрд рублей, расходы – 159 млрд рублей. За 7 месяцев года бюджет освоен лишь на треть.

Урал: режем, как перед кризисом
 
Доходы казны Свердловской области падают – и в этом году они на 1 %  ниже уровня аналогичного периода 2013 года, а годовой прогноз исполнен на 44 % (подробнее здесь).

Поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 4,7 млрд рублей, или на 19 %. «Это связано со снижением налогооблагаемой базы у крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в следующих отраслях: металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь. Поступления по налогу на доходы физических лиц по сравнению с прошлым годом выросли на 18,7 % (на 4 млрд рублей) и составили 25,4 млрд рублей.

Долг Свердловской области составляет 34,7 млрд рублей. При этом уровень долговой нагрузки – 23 % со снижением к уровню начала года на 2,2 процентного пункта. Министр правительства Галина Кулаченко заявила, что осенью правительство вынесет на рассмотрение законодательного собрания вопрос о внесении изменений в бюджет региона – его планируется урезать на 10 млрд рублей. Отметим, что в последний раз областной бюджет урезали на такую внушительную сумму перед кризисом в 2008 году.

Кулаченко: бюджет планируется урезать на 10 млрд рублей

Сибирь: от дефицита страдают дороги

В Новосибирской области доходы бюджета составят 103 млрд рублей, или 106 % к уровню 2013 года. Расходная часть увеличится на 25,3 млн рублей – до 116 млрд 934 млн рублей. Дефицит бюджета предусмотрен в размере 13 млрд 249 млн рублей. Как сообщил временно исполняющий обязанности министра финансов и налоговой политики Виталий Голубенко на заседании заксобрания, снижение на 2,5 млрд рублей поступлений налога на прибыль объясняется отрицательной динамикой деятельности предприятий обрабатывающего производства, финансовой сферы, сферы услуг и сделок с недвижимостью, а также предприятий транспорта и связи. На 1,2 млрд рублей снизились поступления от акцизов на нефтепродукты. Сокращение на 685 млн рублей поступлений налога на имущество также произошло в связи с законодательными изменениями: сегодня из налоговой базы предприятий и организаций исключено движимое имущество.

Как сообщил Виталий Голубенко, для пополнения областной казны в первую очередь необходимо собрать недоимку по транспортному налогу на физических лиц, которая на данный момент составляет 911 млн рублей. Председатель законодательного собрания Иван Мороз подтверждает: доходы дорожного фонда уменьшились на 1,117 млрд рублей. Депутаты убеждены, что необходимо активизировать работу по пополнению доходной части бюджета. Тем более по тем направлениям, где регион отстает. «В частности, по транспортному налогу, ведь автовладельцы – отнюдь не бедная категория населения. Думаю, что будут предприняты меры и по другим направлениям, чтобы к концу года как-то сократить недоимку в бюджет», – считает спикер заксобрания.

Голубенко: для пополнения областной казны в первую очередь необходимо собрать недоимку по транспортному налогу на физических лиц

Кстати, на Дальнем Востоке трансферы составляют весомую часть региональных бюджетов. Общая сумма межбюджетных трансферов, заложенных в региональные бюджеты, составила: в Хабаровском крае – 10,37 млрд рублей, в Приморском крае – 14,85 млрд рублей, в Камчатском крае – 37,7 млрд рублей, в Амурской области – 6,8 млрд рублей, в Магаданской – 10 млрд рублей, Сахалинской – 5,79 млрд рублей, в Якутии – 56,8 млрд рублей, Чукотском АО – 8,1 млрд рублей.

Тем временем эксперты уверены, что долги регионов уже беспрецедентно высоки. Пока же в субъектах тушат пожары, и понятно, что 150 миллиардов из бюджета, да еще и в долг, не решат проблемы сложного бюджетного наполнения.

Очевидно только, говорит Руслан Гринберг, что новая рецессия ставит перед нами новые вызовы. «И они в том, чтобы наращивать собственное производство, увеличивать налогооблагаемую базу, поддерживать собственного производителя. Мы, кажется, сейчас на таком участке пути, когда от этого зависит благосостояние не бюджетов конкретных регионов, а жизнь в стране в целом», – считает эксперт.

Москва тратит меньше, чем планировала

В конце июня Мосгордума приняла закон «Об исполнении бюджета Москвы за 2013 год». В прошлом году в закон о бюджете изменения вносились три раза. С учетом корректировок плановые показатели по доходам составляли 1 трлн 458,3 млрд рублей. Фактическое исполнение бюджета по доходам составило 1 трлн 481,5 млрд рублей (101,6 %). При плановых расходах в 1 трлн 663,8 млрд рублей фактически потрачено 1 трлн 528,9 млрд рублей (81 %). Дефицит казны составил 47,4 млрд рублей при планируемых 205,5 млрд рублей.

Глава департамента финансов столицы Елена Зяббарова рассказала, что в течение 2013 года сумма госдолга столицы снизилась на 5 % и на 1 января 2014 года составила 179,2 млрд рублей.

Крыму выделят более 600 миллиардов. «Деньги огромные, но они у нашего государства есть»

Правительство России 12 августа утвердило федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», которая предусматривает выделение 681,2 млрд рублей на нужды полуострова. Документ размещен на сайте российского кабмина.

«Целью данной программы является интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях устойчивого экономического развития», – говорится в сообщении на сайте правительства РФ.

Государственные заказчики программы – Министерство Российской Федерации по делам Крыма, Минтранс, Минэнерго, Минкомсвязь, Минобрнауки, Россвязь, Росграница, Росавиация, Росморречфлот, Росавтодор, Роскомнадзор.

Как отмечается на сайте правительства РФ, решение задач этой программы обеспечит динамичное социально-экономическое развитие Крымского федерального округа, позволит модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона, будет способствовать развитию приоритетных для округа секторов экономики, повышению качества жизни населения.

«Деньги огромные, но они у нашего государства и в нашем бюджете есть, – отметил премьер-министр Дмитрий Медведев. – Их нужно использовать максимально эффективно, каждый рубль, с тем чтобы и крымчане, и все другие жители нашей страны получили от этого пользу».

Медведев: деньги огромные, но они у нашего государства и в нашем бюджете есть

Отметим, что в рамках реализации программы социально-экономического развития Крымского федерального округа планируется ежегодное получение на нужды Крыма 100 млрд рублей из бюджета. Об этом 4 июля в ходе заседания в Симферополе сообщил заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак. «Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма – это чрезвычайно важный и судьбоносный документ, который определит перспективы развития региона в период до 2020 года. Необходимо в ближайшее время завершить эту работу. До конца июля эта программа, имеющая значение для предпринимателей Крыма и для тех, кто планирует свою работу на его территории, должна быть сформирована. Сегодня на ближайшую трехлетку по этой программе в Крыму будет выделяться в год по 100 млрд рублей из федерального бюджета», – рассказал вице-премьер.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.