Top.Mail.Ru
Политика
Уральский ФО
0

«Нам не до «Майбахов». Мы выбрали экстенсивный путь развития, ждем инвестора»

Крупнейший свердловский ресурсник стоит на пороге масштабных перемен. Об итогах отопительного сезона, «исторических» проблемах и революционных переменах, а также о приходе нового инвестора РИА «ФедералПресс» рассказал генеральный директор «Облкоммунэнерго» Дмитрий Буданов.

Крупнейший свердловский ресурсник стоит на пороге масштабных перемен. Менее чем за год системообразующему предприятию «Облкоммунэнерго» дважды пришлось менять вывеску – в 2014 году из ГУП СО оно превратилось в ОАО, а совсем недавно, 5 мая, стало публичным акционерным обществом (ПАО). Об итогах отопительного сезона, «исторических» проблемах и революционных переменах, а также о приходе нового инвестора РИА «ФедералПресс» рассказал генеральный директор «Облкоммунэнерго» Дмитрий Буданов.

В кризис на первом плане – сбор платежей

Дмитрий Владимирович, «Облкоммунэнерго» можно назвать «ресурсником-универсалом» – он отвечает за электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение 43 муниципальных образований области. Зона ответственности огромная. Первый вопрос – как перезимовали жители этих территорий?

Отопительный сезон пройден нормально – уже не первый год идет снижение аварийных случаев в водоснабжении и водоотведении. Эта тенденция наблюдалась и в прошлом отопительном сезоне, сохраняется и сейчас. Мы решили, что, начиная отопительную кампанию, не будем затевать больших строек и глобальных реконструкций, главное – надежная работа того, что есть. Конечно, у нас есть «исторические» проблемы – например, проблемы с горячей и холодной водой в Кировграде. Зато в поселке Баранчинском этот отопительный сезон мы прошли на шести блочных газовых котельных. Они отработали хорошо. Правда, и в Баранчинском есть проблемы, которые мы не могли решить. Например, три улицы частного сектора должны были быть газифицированы по программе, однако пока остались на центральном отоплении. Администрация построила угольную котельную, которую мы в октябре подхватили, топим, но проблема пока не решилась…

Пик кризиса пришелся на зиму, сказалось ли это на собираемости платежей?

Для нас вопрос сбора платежей всегда непростой, но в кризисные времена он выходит на первый план. Принципиально сбор растет, не семимильными шагами, потому что мы уже перешли на прямые поставки и ничего нового не ожидаем, но понемножку, по 1–2 %. Конечно, проблема дебиторской задолженности сохраняется. И нам приходится судиться с физлицами и с остальными потребителями. Причем судьи уже не справляются с тем количеством исковых заявлений, которые мы подаем, – как и судебные приставы. Но другого выхода у нас нет, иначе тупик. Не секрет, что в большинстве своем счета не оплачивают неблагополучные, асоциальные элементы, зачастую и администрацию привлечь не получается. Выселить людей за неуплату тоже нельзя – во многих небольших городах просто нет обменного фонда.

Сколько процентов составляет население среди потребителей?

По теплу с водой – около 60 процентов. Я сейчас не беру управляющие компании, которые зависли с долгами, например, управляющие компании Артемовского задолжали нам более 200 миллионов в чистом виде. Откровенно говоря, мы ожидали худшего, думали, в декабре и январе платежи значительно упадут – ведь кризисные времена, есть сокращения. Но пока население платит на уровне прошлых лет.

Максимальная сумма задолженности у физического лица сколько достигает?

Есть должники, за которыми висит долг в 50 тысяч рублей, есть и те, у кого больше. Рекордсменом пока остается жительница Артемовского с пятью детьми – ее долг составляет 214 тысяч. Думаю, что за лето мы дебиторку пособираем, а дальнейшее покажет новый сезон – в октябре уже будет видно. Пока что платежи на уровне прошлого года.

Кстати, как идут дела в Артемовском – одной из непростых территорий?

Ситуация не изменилась. Немного увеличилась собираемость – мы активно работаем с общественниками города, Советом домкомов. Выстраиваем отношения, ведь уходить оттуда мы не собираемся. Часть управляющих компаний – должников проходят процедуры банкротства. Хотя, как мы и ожидали, денег там как не было, так и нет. Многотомные уголовные дела расследуются, передаются в суд, а это процесс небыстрый. Думаю, что раньше октября окончательные решения приняты не будут – много свидетелей, уже год дела находятся в суде. Надеемся, что мошенники будут наказаны, получат реальное наказание. Схема теплоснабжения пока остается прежняя - Артемовская ТЭЦ (по сути котельная), одна блочная газовая котельная. Город продолжают будоражить «политические» вопросы, не решенные властью, – это отражается на людях, да и на нас тоже.

Интересно, где живут самые аккуратные плательщики?

У нас из двенадцати тепловых территорий области есть пять самых больших – Артемовский, Кировград, МО Алапаевское, Тулугым и поселок Баранчинский. Самая хорошая собираемость из них, как ни странно, в Артемовском. Мы добились там 90 процентов собираемости – это очень неплохо, если учесть, что сначала было всего 64 процента. В остальных территориях чуть хуже – 88–89 процента. Однако мы заметили, что самые благополучные территории в этом плане – небольшие, где люди живут дружнее. Там платят практически все жители.

«Животрепещущий» диалог завершен

А как расплачиваются местные бюджеты?

В некоторых территориях они действительно начали «хромать». Как правило, задолженности по федеральному, областному бюджетам нет. Но в некоторых МО есть задолженности местного бюджета – где не один месяц длится такая ситуация. Понятно, что если должны нам – тогда и мы испытываем трудности с расчетами.

Вы имеете в виду долги «Облкоммунэнерго» перед «Уралсевергазом»?

Диалог по расчету за топливо с «Уралсевергазом» можно назвать животрепещущим, но мы его успешно завершили. К нашей чести и к чести «Уралсевергаза» мы решили этот вопрос: сблизили наши позиции и пришли к единому знаменателю, это произошло также с помощью правительства области, губернатора.

К какому результату вы пришли?

Принципиально мы с газовиками договорились так: закрыли задолженность, которая была в производстве у судебных приставов, вышли на график. Сегодня платим за текущее потребление и закрываем накопленный долг. Рассчитываем, что к середине будущего года задолженности у нас не будет, или она будет текущей. Это был сложный момент, потому что мы дошли до предела – у нас уже и выручка, и движимое, и недвижимое имущество были арестованы. Могу проиллюстрировать ситуацию цифрами. Долг перед «Уралсевергазом» на март у нас перевалил за 500 млн рублей. Сегодня долг составляет 339 миллионов – это без майского и апрельского взноса. А заплатили мы в пользу «Уралсевергаза» в марте 170 млн рублей. Это то, что находилось в производственных листах. Начиная с 2011 года, мы входили в каждый следующий год с долгом, и он ежегодно увеличивался перед началом очередного отопительного сезона. Мы договорились с «Уралсевергазом», что мы его уменьшаем – за счет выручки, потому что мы закредитованы полностью. Считаем большим плюсом выход из этой ситуации.

Какие стратегические задачи на ближайшие годы ставит компания?

С 2012 года мы снижаем убытки, ужимаемся в своих расходах и пытаемся увеличить выручку. Планово снижаем свою себестоимость. В этом году мы чувствуем себя уверенно, живем этот год если не с плюсом, то хотя бы с контролируемым небольшим убытком. Могу добавить, что есть понимание, как минимизировать его в последующие годы. Что касается наших стратегических планов, то мы выбрали экстенсивный путь развития. В первую очередь мы будем расширять свое присутствие по территориям – наращивать электросетевой сектор.

То, что приносит наибольший доход?

Вспомните, что происходило, когда мы из небольшого коммунального предприятия стали заметным игроком на рынке. Тогда нам отдали электрику, тепло, мы стали большими, но не сбалансированными. Ни для кого не секрет, что существует некая «перекрестка». Однако доля тепла у нас настолько велика и настолько оно убыточно, что даже электрика не может в полной мере помочь. Самое большое достижение в этих условиях – работа с контролируемым убытком.

Однако есть намерение расширяться?

Дело в том, что небольшие сетевые компании с небольшим тарифом не смогут в полной мере обеспечить развитие территории. У них возможностей для инвестиционного развития гораздо меньше, чем у компании, которая охватывает большое количество территорий и имеет довольно большой тариф. Это плюс не только для нас, но и для территорий. Мы встречаемся с главами, обсуждаем, договариваемся о том, чтобы проводить конкурсы, выставляем свое имущество на конкурс, чтобы можно было его взять в аренду.

«Заработать можно, но деньги длинные»

В прошлом году вы акционировались, шла речь о приходе инвестора…

Да, все это время совместно с правительством области мы занимались поисками инвестора. Сегодня могу сказать, что поиски увенчались успехом. Правительство области приняло решение, что мы будем работать с корпорацией СТС. Сейчас мы готовим документы, идут корпоративные рабочие мероприятия, чтобы инвестор в конце года вошел в уставный капитал компании. А с 2016 года можно будет представить правительству области инвестпрограммы для согласования по территориям.

Что представляет собой компания СТС?

Управляющая компания управляет сетевыми активами на территории Урала, Сибири – это сети, тепло, вода. Поэтому после прихода инвестора по всем нашим видам деятельности мы сможем не только использовать свою выручку для инвестиций, но и привлекать сторонние инвестиции для развития территорий. Повторю, все наши виды деятельности и все наши территории у нас остаются, мы не уходим ни из тепла, ни из воды, продолжаем эксплуатировать сети. Ведь сейчас невозможно просто так привлечь инвестора или прокредитоваться в банке. Предприятие планово убыточное, территории у нас сложные, срок возврата инвестиций составляет от десяти лет. Заработать можно, но деньги длинные.

Что произойдет с имущественным комплексом «Облкоммунэнерго»?

На сегодняшний день он принадлежит «Облкоммунэнерго» и будет принадлежать ему и в дальнейшем. Но доля области тоже останется. Мы присутствуем от севера до юга области – в непростых муниципалитетах, поэтому решение отдавать все это в частные руки было бы не совсем верным. Область должна контролировать такую деятельность, ведь тепло и вода – это социальные проекты. Повторю – сделать бизнес на воде и тепле сложно, резко поднять тарифы не получится. Невозможно поднять тариф так, чтобы разом переложить все сети водоснабжения, допустим, в Кировграде. А вот планово, постепенно – это возможно.

Вы можете назвать новые территории, куда планируете зайти?

Нам принципиально интересна любая новая территория. Например, недавно мы участвовали в муниципальном конкурсе по Заречному – конкурс на аренду сетей. Победить не удалось, но тем не менее получили определенный опыт. Повторю, нам интересна любая территория. Мы в состоянии сделать больше.

Покупки «Майбаха» в планах нет

Ваш опыт уже копируют. Например, в Артемовском вы перешли на прямые расчеты по теплу, сейчас вашему примеру последовали остальные поставщики.

Действительно, после нас на прямые расчеты там перешли второй «Энергосбыт», местный Водоканал, который занимается еще и водоотведением, и тот, кто вывозит мусор. У всех свои собственные квитанции.

Насколько оптимален метод прямых расчетов?

Это выход из ситуации на сегодняшний день. Но я не уверен, что все так и останется в дальнейшем. Мы подаем по неплательщикам–жителям очень много заявлений в суд, много исполнительных листов относим приставам. По сути, берем работу управляющей компании на себя. Местным УК проще работать на месте, ресурснику сложнее, ведь с каждым жителем не поговоришь, мы можем только послать квитанцию, а такая работа требует большего числа работников. Думаю, что если ситуация с управкомпаниями отрегулируется на законодательном уровне, станет меньше УК, которые наживаются на деньгах ресурсников, тогда мы изменим эту систему. Можем перейти на работу своего расчетного центра, которому доверяем, например. У нас есть свой центр, но не в Артемовском.

Впереди лето – период ремонтов. У вас, наверное, давно составлен график работ. Что предстоит сделать?

План давно составлен, мы ясно понимаем, что нужно делать в летнюю ремонтную кампанию. Больших строек и громадных реконструкций у нас не будет. Предстоит решать обычные рабочие вопросы. Например, в Кировграде построена новая котельная для снабжения горячей водой – в течение лета старую котельную будем закрывать и уходить на новую.

16 января 2016 года «Облкоммунэнерго» исполняется пятнадцать лет, юбилей. Отпразднуете с размахом?

С размахом – это как? «Майбах» закупать в качестве коммунальной техники мы точно не планируем. О юбилее еще не думали – некогда и пока не на что. Индексации зарплаты в компании не было четыре года. Радует, что удалось хотя бы избежать сокращений – штат у нас оптимальный. Вообще были бы деньги – мы бы реализовали многие планы.

Какие, например?

Скажем, есть идея уйти от Артемовской ТЭЦ, построив взамен десять блочных котельных. Это позволит избавиться от протяженных артемовских магистралей. Но деньги сейчас дорогие, а окупаемость составляет 15 лет, к тому же цена такого суперпроекта – более миллиарда рублей. Только повышение тарифа приведет к тому, что мы будем уверены в стабильности тепла и не получим в области второй Сухой Лог.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.