Top.Mail.Ru
Политика
Уральский ФО
0

«Работать с нами должно быть удобно, а не платить – и невыгодно, и стыдно»

Летом коммунальщики – уже, к сожалению, традиционно – начинают пытаться вернуть просроченные задолженности. Перед началом нового отопительного сезона это необходимо, иначе тепло может до квартир дойти только в морозы. О том, насколько сложно работать с потребителями – юридическими лицами, нам рассказывает заместитель генерального директора по реализации услуг ПАО «Облкоммунэнерго» Евгений Волков.

Летом коммунальщики – уже, к сожалению, традиционно – начинают пытаться вернуть просроченные задолженности. Перед началом нового отопительного сезона это необходимо, иначе тепло может до квартир дойти только в морозы. Однако кроме большого пула физических лиц каждая коммунальная компания снабжает теплом и юридические лица. О том, насколько сложно работать с потребителями – юридическими лицами, нам рассказывает заместитель генерального директора по реализации услуг ПАО «Облкоммунэнерго» Евгений Волков.

Евгений Сергеевич, потребители – физические лица примерно все однородны: кто-то потребяляет чуть меньше, кто-то больше, кто-то платит лучше, кто-то – нет. И с ними меры воздействия придуманы, кажется. «Облкоммунэнерго» может отключать теплоснабжение и даже водоотведение. С юридическими лицами такая же ситуация?

Тут все немного сложнее. Большую группу потребителей можно условно разделить на три категории: финансируемые из бюджетов всех уровней, промышленность и другие. Сразу необходимо обозначить, юридические лица потребляют 40 % всей вырабатываемой нами тепловой энергии.

Промышленные предприятия – это, как правило, отдельно стоящие строения, поэтому без проблем можно применять меры воздействия в случае злостного нарушения платежной дисциплины. Основные принципы в работе – контроль оплат и своевременное принятие мер.

Есть и исключения. Например, есть у компании злостные неплательщики: птицефабрика «Первоуральская» и агрофирма «Уральская». Мы понимаем, что целиком, в силу специфики деятельности этих предприятий, их не отключить от системы теплоснабжения. Поэтому и отключаем административные корпуса, технические помещения, но не те, где находится поголовье. Надо сказать, ситуация с такими предприятиями все же улучшается. Кстати, долг птицефабрики сейчас составляет 3 миллиона рублей.

А агрофирма? Как у нее дела?

Агрофирма «Уральская» задолжала нам около 10 миллионов рублей. Ранее она принадлежала Уральскому электрохимическому комбинату, который, видимо, в какой-то мере субсидировал ее. Сейчас компании приходится выкручиваться из жизненных передряг самостоятельно, и это не всегда удается. Долг большой – часть помещений отключили, разбираемся в суде. Помещения, где содержатся животные или выращиваются растения, не трогаем. Надеемся, они решат свои проблемы сами или поможет профильное министерство.

Еще есть один особенный потребитель – Баранчинский электромеханический завод. Долг для Облкоммунэнерго феноменальный – 40 миллионов. Ранее успешное предприятие теперь лежит на дне. Все, что можно отсудить, – отсужено. Все, что можно отключить, – отключено. На сегодня денег не вернуть.

А насколько хорошо платит малый и средний бизнес? Из-за проблем в экономике не стало ли больше должников?

Для нас этот так называемые прочие потребители. Платят более-менее исправно. Особенно когда предприятие находится в отдельно стоящем помещении.

Проблемы появляются тогда, когда бизнес использует встроенные в жилой дом помещения. Если есть долги, то такого должника уже не отключить, действовать приходится только через суд, что долго и намного сложнее. Причем ситуация еще более осложняется, когда предприниматель решает демонтировать батареи и не платить уже на этом основании.

Да, батарей нет… Но в многоэтажном доме такие вещи запрещены законодательно, это нарушает работы систем. Да и теплосъем ведется через стены, другим жителям требуется больше тепла, чтобы согреть себя. Как быть? Причем судебная практика не в нашу пользу: судьям неведома такая наука – теплотехника, да и физику они, наверное, подзабыли.

Данную ситуацию надо еще раз посмотреть законодателю: нельзя нарушать утвержденный проект дома. И должна быть установлена серьезная ответственность за неисполнение этого положения.

Сталкивались мы в этой категории потребителей и с такими случаями: предприниматель умер, до этого, к примеру, не платил год, кто возместит – непонятно.

Есть ли в этой категории кто-то особенный?

Да, это МУП ЖКХ «Западное», Сысертский г. о. Это теплосетевая организация с функциями управляющей компании. Предприятие всегда получало муниципальную гарантию, и неплатежи населения не сказывались критичным образом на финансовом состоянии и ситуации с расчетами. Но деньги имеют свойство быстро заканчиваться, и муниципалитет уже не готов поддерживать и предприятие, и жителей. Так что три года комфортной работы закончились.

При этом уровень сбора платежей у Западного – около 71 %, это очень мало. Организацией сбора платежей там надо заниматься, подтягивать организацию сбытового подразделения. Предприятие тоже, по сути, из разряда неотключаемых, и с ним надо работать другими методами. Вот ищем, придумываем, думаем и вместе с должником, и за него.

Всегда самыми беспроблемными были те потребители, которые финансируются из бюджетов разных уровней. Эта категория потребителей вот уже долгое время – наш самый надежный партнер. Но иногда происходят изменения, которые совсем не радуют. Так и с этой категорией не все гладко в последние месяцы.

Мы уже свыклись, что платежи начинаются, как правило, с марта, это специфика бюджетного процесса, и мы с пониманием к этому относимся и учитываем при планировании своей работы.

Но все остальное нас волнует. Вот, например, Кушва. Долг местного бюджета – 3 миллиона рублей. А в прошлом году долг доходил да 10 миллионов рублей. Тугулым – долг 7–8 миллионов рублей.

Не такой стабильный уже и областной бюджет, есть задержки с оплатами и по областным бюджетным предприятиям, но это пока единичные случаи.

Предприятия, финансируемые из федерального бюджета, также имеют свои особенности. Такие предприятия, как правило, какое-то время накапливают долги до определенного уровня (3–4 месяца), а затем полностью расплачиваются. Есть у нас исправительная колония в Новой Ляле, которая перебирает средний уровень по периоду неоплаты, приходится с ней работать в особом порядке.

Органы власти помогают нам работать с подведомственными им учреждениями, довольно быстро реагируют на наши письма с напоминаниями о долге.

В качестве отрицательного примера приведу опять-таки Тугулым (хотя общий язык трудно, но находим), Кушву (очень сложно проходят переговорные процессы, понимания нет даже по достижению конкретных значимых и для городского округа, и для нас целей), Сысерть (глава – очень занятой человек, равно как и его заместитель, времени на решение вопросов с энергетиками нет. Считаю, так работа главы строиться не должна).

Положительные примеры также есть: Кировград, глава Александр Оськин всегда открыт для диалога и совместного решения проблем, особо хотелось отметить главу администрации Верх-Нейвинского – Алексея Самофеева. Верх-Нейвинский – единственный город, где мы работаем с населением через управляющую компанию и имеем самые высокие сборы. Управляющая компания там в статусе ООО, но ее деятельность полностью контролируется главой, результат – самая беспроблемная территория.

Сбытовая деятельность предприятия – деятельность уникальная. Надо многое знать, уметь. Быть юристом, технарем, экономистом, психологом, наконец. Уверен, мы и дальше будем совершенствовать, приводить на современный уровень нашу работу с потребителями всех категорий, и с юридическими лицами в том числе. Работать с нами должно быть удобно, просто, оперативно, а не платить должно быть и невыгодно, и стыдно.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.