Как снизить градус напряженности в ходе избирательных кампаний, предотвратить конфликты и гарантировать легитимность избранных депутатов? О подготовке к выборам-2016 рассказал председатель прикамского крайизбиркома Игорь Вагин.
Как снизить градус напряженности в ходе избирательных кампаний, предотвратить конфликты и гарантировать легитимность избранных депутатов? О подготовке к выборам-2016 рассказал председатель прикамского крайизбиркома Игорь Вагин.
2016 год обещает стать уникальным для Пермского края. Наверное, никогда больше в регионе не будут проходить одновременно выборы в Госдуму РФ, краевое заксобрание и городскую думу Перми. Крайизбирком готов к таким перегрузкам?
Конечно, этот год станет непростым испытанием для организаторов выборов. Кроме перечисленного пройдут еще 14 избирательных кампаний в земские собрания. Надо понимать, что это серьезная нагрузка на избирателя. Жители Перми и Чусового, например, получат по шесть бюллетеней – три по одномандатным округам и три по партийным спискам. Считаю, что все это накладывает повышенную ответственность на всех участников избирательных кампаний, включая партии и кандидатов.
У меня нет сомнений, что крайизбирком со своей стороны выполнит поставленную задачу: обеспечит комфортные, безопасные условия для голосования избирателям и соблюдение закона для участников выборов. В единый день голосования будет задействовано 16 тысяч членов избирательных комиссий. Каждый из них должен знать, что он делает на избирательном участке, и владеть избирательным законодательством. Мы впервые решили обучить участников избирательных комиссий (хотя бы на уровне руководителей) умению гасить конфликты. Привлекли к работе специалистов в этой сфере, проведем серию лекций, распространим обучающий видеофильм.
Была существенно изменена нарезка округов в пермскую гордуму.
Да, в связи с изменениями устава города, принятого самими депутатами, количество округов уменьшилось с 36 до 22. Была разработана новая схема, в основу ее формирования был положен принцип удобства избирателей. Округа включают в себя целые территории микрорайонов, не деля их на части. Например, Ленинский район – это один округ, микрорайон Садовый – один округ. Кроме этого ориентировались на то, чтобы не делить на части ТОСы, действенные формы самоорганизации жителей. В таком формате избирателям и депутатам удобнее выстраивать рабочие отношения друг с другом. За решение местных, районных проблем будет отвечать конкретный депутат.
Какие меры принимают избирательные комиссии для обеспечения открытости процесса голосования?
Доверие избирателей к выборам – ключевой показатель эффективности нашей работы. Это напрямую определяет легитимность избранных лиц. Как повысить доверие к выборам в условиях устоявшихся стереотипов? Прежде всего, не давать повода заподозрить избирательную систему в незаконных решениях и ангажированности. Мало кто будет отрицать тот факт, что в Прикамье конфликтов в этой части в последнее время не было. В системе избирательных комиссий сейчас нет людей, которые ориентируются на иные моменты, нежели требования закона и позиция краевой комиссии. Кроме того, мы серьезно поработали над повышением профессиональной грамотности коллег. Как результат, мы не проиграли ни одного дела в суде.
Важным направлением работы комиссии стало информационное взаимодействие с участниками процесса и общественностью. Например, мы регулярно встречаемся с лидерами профсоюзов, которые формируют позицию своих коллег на местах. Из новаций отмечу появление пермского крайизбиркома в социальной сети «ВКонтакте». По инициативе членов молодежных избирательных комиссий создано порядка пятидесяти страничек, на которых обсуждается местная муниципальная повестка, молодежные события и проблемы конкретно взятой территории. Мы никого туда не загоняем, но благодаря интересному контенту число их подписчиков за год выросло до 8 тысяч активных пользователей. Несомненно, эта сеть сыграет свою роль в повышении доверия к выборам.
Отдельный блок работы связан с обучением всех участников избирательного процесса. Чем больше знают наши коллеги, тем меньше будет неприятной работы у нас. Мы уже ведем встречи с журналистами, разъясняем им азы – терминологию, права и обязанности представителей СМИ в период агитационной кампании и в единый день голосования.
Кроме этого будем делиться знаниями с наблюдателями. Надеюсь, что это снимет недопонимание на избирательном участке. С большим уважением отношусь к работе наблюдателей, но бывает, мы говорим с ними на разном языке, по-разному понимаем нормы закона.
Насколько массовым будет видеонаблюдение на избирательных участках?
В Перми и во всех крупных городах Пермского края будет организовано видеонаблюдение с онлайн-трансляцией и сохранением записанного видео на серверах, в том числе и для формирования доказательственной базы при необходимости. В краевой столице планируем задействовать комплексы обработки избирательных бюллетеней. Как показывает практика, на участках, оборудованных системой видеонаблюдения и КОИБами, значительно меньше жалоб со стороны участников избирательного процесса.
Сейчас часто пугают новыми правилами аккредитации журналистов.
Определенные изменения в законах есть, но сути работы прессы они не меняют. Права и обязанности журналиста остаются прежними, по-новому регламентируется только порядок аккредитации. Изменения вызваны подменой понятий «общественный наблюдатель» на «представитель СМИ». Честнее, наверное, добиваться введения института общественного наблюдения, а не искать лазейки в законе тем, кто декларирует своей основной задачей соблюдение этого самого закона. В итоге законодатель более четко регламентировал порядок появления на избирательном участке журналиста, реально таковым являющегося. Он должен находиться в штате СМИ за два месяца до официального объявления избирательной кампании. При этом процесс аккредитации остается уведомительным, никаких ограничений не вводилось, все права журналиста остались прежними.
Из этой же оперы – регламентация по числу наблюдателей на участке. В прошлом году ряд регионов столкнулись с тем, что кандидат под маркой наблюдателей, с которыми у него был заключен договор, заводил на участок избирателей, проживавших в его округе. То есть была применена форма подкупа избирателей. Таких «наблюдателей» набиралось несколько десятков на каждом участке. В итоге ограничения по числу наблюдателей появились в связи с необходимостью пресечь такую схему подкупа, а права и обязанности наблюдателей остались прежними.
В части регламентации работы со СМИ еще один момент касается сетевых изданий. Недавние изменения в федеральном законодательстве позволяют распространять к сайтам СМИ те же требования, что и к средствам массовой информации даже в том случае, если сайт как СМИ не зарегистрирован.
Как выстраивается работа краевого избиркома с самыми активными участниками избирательной кампании – партиями?
Мы активно с ними сотрудничаем и предлагаем им различные форматы взаимодействия, направленные на повышение грамотности в вопросах законодательства о выборах. Это и семинары, это и методички и постоянные рабочие контакты. Скажу, что такой подход позволил нам уменьшить число отказов в регистрации на прошедших муниципальных выборах в отношении партийных кандидатов. У нас в этой части один из самых низких процентов в стране – не более 6–7 % .
В начале апреля мы проведем семинар с представителями всех партий для того, чтобы еще раз проговорить все законодательные новации. Нюансов много. Например, мы ранее требовали, чтобы судимые кандидаты указывали полные данные о судимости, включая часть и номер статьи. Это вызывало возражение со стороны ряда товарищей, но сформированная нами судебная практика сегодня нашла отражение в федеральном законодательстве.
Кроме этого мы по своей инициативе внедряем для выборов депутатов Законодательного собрания Пермского края электронную форму подачи документов на регистрацию. Здесь сложнее допустить ошибку, чем в документах, заполненных от руки, потому что программа указывает на многие неточности. Однако отмечу, что и старый вариант подачи документов в письменном виде никто отменять не собирается.
Праймериз «Единой России» вам мешают или помогают?
Сразу расставим все точки над i – праймериз «Единой России никакого отношения к единому дню голосования не имеют, это не выборы, это внутрипартийный проект, направленный на то, чтобы определить сильнейших партийных кандидатов. Это означает, что избиркомы к этим процессам отношения не имеют. Хотя наблюдать за этим процессом мы будем в плане оценки готовности помещений и служб к проведению главного политического мероприятия года – Единого дня голосования 18 сентября 2016 года.
Фото: permkrai.izbirkom.ru
Дмитрий Барков