Top.Mail.Ru
Политика
Челябинская область
0

Нельзя быть снобом в разговоре о высокой музыке

Всемирно известный скрипач, художественный руководитель второго международного фестиваля «Дни высокой музыки на Южном Урале» Дмитрий Коган в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал о своих впечатлениях от челябинской публики, планах пригласить в будущем году на фестиваль фольклорный коллектив «Бурановские бабушки» и признался, для чего ему нужна должность советника губернатора Челябинской области.

Всемирно известный скрипач, художественный руководитель второго международного фестиваля «Дни высокой музыки на Южном Урале» Дмитрий Коган в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал о своих впечатлениях от челябинской публики, планах пригласить в будущем году на фестиваль фольклорный коллектив «Бурановские бабушки» и признался, для чего ему нужна должность советника губернатора Челябинской области.

Первый фестиваль «Дни высокой музыки на Южном Урале» прошел в 2011 году с большим успехом. Залы были полны, а билеты раскуплены задолго до концертов. Скажите, фестиваль изначально задумывался как традиционный?

Этот фестиваль родился в нашем диалоге с губернатором. Это была наша идея: его и моя. Но успех первого фестиваля превзошел все даже самые оптимистичные ожидания. И поэтому мы решили, что он должен стать ежегодным.

И вы видите сейчас, какой огромный интерес к этому событию. Думаю, для всех очевидно, насколько высокая музыка востребована и как ждали этих дней на Южном Урале.

Какое на вас впечатление производит челябинская публика?

Публика у вас очень теплая, очень хорошая. Я очень полюбил ее. И это относится не только к Челябинску, но и малым городам области, где я играю в рамках фестиваля. (Концерты Дмитрия Когана запланированы не только в Челябинске, но и в Златоусте, Миассе, Озерске и Магнитогорске, – прим. ред.). И мне огромное удовольствие доставляет выступать перед публикой в небольших городах. Она так долго этого ждала, она, можно сказать, изголодалась по высокому искусству.

Что вы можете сказать о концертных площадках, на которых вам приходится выступать?

Вы знаете, я еще не все площадки видел. Челябинский театр оперы и балета я очень люблю, но и местная филармония – тоже достаточно удобная площадка. В Озерске очень приятный театр. Остальные площадки я просто не готов оценить, так как не видел их. Но у меня нет поводов сомневаться в том, что они соответствуют высоким требованиям фестиваля.

Как подбирался репертуар фестиваля?

Он не ориентирован на какую-то определенную категорию. Тут есть оратория митрополита Илариона и оперные арии, итальянские песни и Зураб Соткилава, а также Сергей Мазаев, которого мы вообще не привыкли видеть в классическом амплуа. Есть детский оркестр. Каждый человек найдет в этом репертуаре что-то для себя. Мы, наверное, хотели сказать тем, кто только ищет дорогу к высокой музыке, что этих дорожек много. Ее можно чувствовать и понимать через разные жанры.

Расскажите, как складывается ваше сотрудничество с митрополитом Иларионом? И что вы можете сказать о его оратории «Страсти по Матфею», которая представлена в программе фестиваля?

Митрополит Иларион – образованнейший, высокодуховный человек, и в своей музыке он проявляет себя и как богослов, и как церковный историк. Он написал несколько музыкальных произведений, и они достойны внимания.

Оратория «Страсти по Матфею» пользуется потрясающим успехом у слушателей, чего нельзя сказать про музыку многих современных композиторов. Но говорить о достоинствах музыки в интервью... Е надо прийти и послушать. И тогда, может быть, вы сможете донести до ваших читателей свои эмоции, ваш взгляд на нее.

Сам митрополит Иларион будет на концерте?

Да, я только сегодня созванивался с ним. Мы его ждем. Он прилетит в Челябинск. Чтобы лично представить публике свое сочинение на концерте, который состоится 27 сентября.

Как вам удается привлекать к участию в фестивале столь блестящих исполнителей?

Тут есть один секрет. Часто руководство того или иного фестиваля строит политику фестиваля из личных отношений. Вот у меня есть друзья, мне приятно с ними проводить время, и поэтому они будут тут играть.

У меня совсем другой подход. Я не руководствуюсь личными отношениями. Я приглашаю людей по принципу их профессиональной состоятельности и интереса. Среди исполнителей (участников фестиваля «Дни высокой музыки на Южном Урале», – прим. ред.) есть мои близкие друзья, есть те, с кем у меня более или менее ровные отношения, а есть те, с кем я даже не знаком.

Соткилава в интервью челябинскому СМИ сказал, что не был знаком с вами до фестиваля. Это правда?

С Соткилавой я лично не был знаком. Он человек другого поколения. Ему 75 лет, а мне 33 года, он певец, а я скрипач. Поэтому мы не сталкивались ни на сцене, ни за сценой. Я его позвал из-за его профессиональных качеств. И я так рад, что он сюда приехал. И впредь эта традиция будет продолжаться. Никакого дружеского междусобойчика быть не должно.

В прошлом году в числе участников фестиваля был аккордеонист Петр Дранга, в этом – рокер Мазаев. Вы намеренно провоцируете публику, ломаете стереотип, вязанный с понятием «высокая музыка»?

Ну а чем Мазаев с оркестром – это не высокая музыка? Высокая музыка та, что высококачественная. Да, это не классическая музыка. Но он сегодня будет играть классические произведения на кларнете. Да, нужно говорить о необходимости размывания границ фестиваля. Мы не должны быть столь консервативны, мы не должны быть такие снобы.

Чего же в таком случае нам следует ждать в следующем году?

Я сейчас был во Владивостоке, на саммите АТЭС играл концерт и познакомился там с «Бурановскими бабушками». Давайте в следующем году их под оркестр сделаем?

Вы не шутите?

Пока шучу, а там посмотрим.

Вы говорили, что цель фестиваля – дать импульс дальнейшему развитию классической музыки на Южном Урале. Мой вопрос прозвучит наивно, но все же… Получается?

Ну, смотрите сами. Двенадцать городов, в которых пройдут 28 концертов, огромное количество мастер-классов, педагоги. Область сейчас практически живет этим событием. Она погружена в классическую музыку.

Понимаете, проведение фестиваля это еще идеологический сигнал. Губернатор дает понять, что классическая музыка желанна, она поддержана и будет поддерживаться в этом регионе, потому что на это есть политическая воля.

И моя задача, выступая в малых городах, донести этот позитивный сигнал до местных руководителей с тем, чтобы подвигнуть их на своих территориях уделять как можно большее внимание высокому искусству.

В одном из своих интервью вы говорили о том, что федеральное Министерство культуры не выполняет свои задачи по финансированию высших учебных заведений культуры…

Я это говорил при прошлом составе министерства, которое возглавлял Авдеев. Что там греха таить, министерство сконцентрировалось на спецпроектах и мало внимания уделяло финансированию и инновациям в своих же федеральных учреждениях культуры.

Я очень надеюсь, что с обновлением руководства министерства тенденции будут гораздо более позитивные. Потому что Мединский – он молодой, перспективный управленец, которому ситуация очень хорошо знакома. Я уверен, что через некоторое время мы увидим позитивные сдвиги.

Вы также говорили о том, что недостаток федерального финансирования институтов культуры могли бы восполнить региональные бюджеты. Вы будете это обсуждать с челябинским губернатором?

В Челябинской области ситуация не настолько критическая, как в других регионах. Тут достаточно сильная академия. Буквально вчера давал там мастер-класс, пока необходимости менять балансодержателей здесь нет.

Каковы ваши впечатления от челябинских музыкантов, с которыми вы выступаете на одной сцене?

Было бы неверно просто приглашать заезжих звезд, которые вот приехали, подарили свое искусство челябинцам и все. Ваш камерный оркестр «Классика», которым руководит Адик Абдурахманов, за один вечер сотрудничал с Зурабом Соткилавой, с Александром Гиндиным… Вы понимаете, какая это честь для музыкантов? И какой внутренний стимул появляется у музыкантов, когда они репетируют, осознавая свою причастность к самым лучшим, самым звездным исполнителям. Я думаю, это очень важно для них.

На днях челябинскому министру культуры задавали вопрос по поводу возможности создания еще одного, второго симфонического оркестра? Считаете, он будет востребован в провинциальном Челябинске? В Америке во многих небольших городках есть свои симфонические оркестры, чем мы хуже?

В Америке нет ни одного государственного симфонического оркестра. Когда челябинские бизнесмены соберутся и скажут: «Давайте вместе, сами создадим оркестр», то прекрасно. Можно создать хоть двадцать оркестров.

То есть проблема – в отсутствии финансирования, а отнюдь не в невостребованности симфонической музыки?

Я говорил про Америку. Теперь про создание оркестра. Нельзя просто так подписать постановление о создании оркестра... А где взять кадры? Где взять 120 человек, которые в этом высококлассном оркестре будут играть? Их надо откуда-то везти. Из Екатеринбурга, из Москвы… А где они будут жить? Вы представляете, какая сумма затрат? Это колоссальные вложения.

Это очень сложный системный вопрос, решение которого займет годы. И я понимаю областное министерство, которое не может сейчас делать авантюрные заявления в духе «Вот мы через полгода создадим...» Нет, это очень сложно. Более того, здесь есть уже профессиональный оркестр оперного театра и руководит им хороший дирижер Гришанин. Вы понимаете, что вот эта искусственная конкуренция в одном регионе, когда люди будут бегать... Создастся новый оркестр, половина из театра уйдет туда. Как бы этот оркестр не разрушился. Надо очень осторожно и внимательно к этому вопросу подходить.

Сказать, что есть острая необходимость в создании здесь еще одного симфонического оркестра, означало бы покривить душой. Я ее лично не вижу. Культурных событий достаточно, зрителей достаточно.

Отличительная черта этого фестиваля – система мастер-классов, с которыми приезжают исполнители. У вас уже были мастер-классы?

Да, лично у меня уже был в Челябинске и будет в Магнитогорске.

Расскажите, как они проходят? Можно ли за одно занятие чему-то научить?

Научить, наверно, нет. Но можно дать импульс, толчок и таким образом перед человеком открыть новые границы… Так хороший врач за один прием может изменить ваше отношение к жизни.

У нас достаточно внушительный состав профессоров, дающих мастер-классы… в их числе два ректора консерваторий – уральской и нижегородской.

Вы советник губернатора Челябинской области по культуре. Вы общаетесь с ним за пределами темы Дней высокой музыки, даете ему какие-то советы?

Моя должность внештатная, общественная. Моя задача информировать губернатора о тех интересных вещах, проектах, которые могут быть осуществлены на территории Челябинской области. За этот год-полтора мы достаточно эту тему – высокой музыки – раскачали. Понятно, что я музыкант, а не театрал или художник. Но это не значит, что другим видам искусства не будет уделено внимание.

Губернатор всегда спрашивает мое мнение, я его всегда искренне высказываю.

Каких советов он у вас спрашивает?

От покупки нового концертного рояля до, например, модернизации музейного дела в Челябинской области.

Не знаю, говорили ли вы с ним о судьбе Органного зала? Планы властей по его переносу из занимаемого им здания Александра Невского вызвали очень эмоциональную дискуссию.

Вопрос сложный. С одной стороны, Русская православная церковь, конечно, заинтересована, чтобы в центре города Челябинска в православном храме были богослужения. С другой стороны, есть любители классической музыки, любители органа. Единственный выход из этой ситуации – построить по-настоящему современный, высокоуровневый зал, в котором люди смогут слушать орган. Внимательно должны работать акустики.

Не забывайте, мы почему-то всегда боимся чего-то нового, новое нас отпугивает. Когда-то в Париже проходили демонстрации горожан, возмущенных строительством Эйфелевой башни, конструкцию которой называли уродливой. Прошло время – и это главный символ города. Так что не надо отвергать с порога все новое, нужно просто внимательно подойти к строительству зала, и люди будут вам благодарны.

Можно ли сейчас сказать, каким фестиваль будет в следующем году?

Ну конечно, надо играть не на понижение. В этом году двенадцать городов? Значит, должно быть пятнадцать. В этом году десять дней? Значит, в будущем он должен быть больше по времени. Мы все хотим, чтобы фестиваль рос. Но пока рано об этом говорить, мы сделаем разбор полетов и приступим к формированию политики следующего фестиваля, когда завершится этот.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.