Политика
Свердловская область
30 августа 2012, 14:33 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Соблюдение авторских прав, или как не попасть на пять миллионов

В Екатеринбурге обсудили один из самых социально острых и политизированных вопросов: где заканчивается частная собственность и начинается авторское право?

На прошлой неделе, 24 августа, в Екатеринбурге прошел круглый стол, на котором юристы совместно с журналистами и представителями творческих профессий обсудили вопросы, касающиеся авторского права. Организаторами мероприятия выступили редакция «Областной газеты» Свердловской области, Центр правовых практик (город Екатеринбург) при поддержке Ассоциации юристов России. Подробности прошедшего мероприятия – в материале «УралПолит.Ru».

На прошлой неделе, 24 августа, в Екатеринбурге прошел круглый стол, на котором юристы совместно с журналистами и представителями творческих профессий обсудили вопросы, касающиеся авторского права. Организаторами мероприятия выступили редакция «Областной газеты» Свердловской области, Центр правовых практик (город Екатеринбург) при поддержке Ассоциации юристов России. Подробности прошедшего мероприятия – в материале «УралПолит.Ru».

Вопрос авторского права актуален сегодня как никогда. Можно ли спеть песню на публике, скопировать музыку с диска в iPod – не будет ли это преступлением? Как быть с торрентами и видео «ВКонтакте»? Электронные библиотеки: пиратство или культурное просвещение?

В ходе проведения круглого стола участники обсудили два вопроса. Первый из них: что делать с размещением результатов творческого труда в сети Интернет. Ведь формально любое транслирование, любое копирование считается воспроизведением, что без согласия правообладателя недопустимо. Получается, что, скачав какой-нибудь клип в социальной сети или на торрентах, любой из нас может попасть под привлечение к ответственности и ему будет грозить выплата компенсации от 10 тыс. до 5 млн рублей. С другой стороны, сами авторы произведений – композиторы, музыканты, актеры, писатели – зачастую готовы поделиться своим творчеством, если это происходит в некоммерческих целях. Так, Свердловской государственной филармонии композиторы или исполнители часто дарят право на воспроизведение записей своего исполнения через Интернет. Во всяком случае, подавляющее число авторов (авторов, а не правообладателей) не готовы выходить на тропу войны со своими поклонниками.

«Когда мы начинали организовывать Виртуальный концертный зал, года четыре тому назад, первым делом обратились в РАО, но они сказали, что «мы не знаем, как это регулируется, делайте, что хотите», – отметил в ходе дискуссии директор Свердловской государственной академической филармонии, вице-президент Союза концертных организаций России, лауреат госпремии Александр Колотурский. – В Сети РАО на нас не обращает внимание. То есть интернет-пространство требует большой проработки регулирования. Кроме того, надо обращать внимание, с какой целью это делается: есть просветительская миссия, а есть и коммерческое направление. Как из этой ситуации выходить – вопрос сложный. Может быть, здесь не нужно выбирать свой путь и выходить в мировое пространство, где уже система налажена. Но как оценивать этот «товар»? Искусство же у нас всегда принадлежало народу, поэтому оно бесплатно. А в мире искусство – это самый дорогой продукт. Поэтому там этот мировой продукт позволяет устанавливать свои правила, которые могут удовлетворять всех. Что касается РАО. Ведь, действительно, это хорошее, благое дело. Авторы должны на что-то существовать, сейчас же нет государственной поддержки. Это нормально. Но сейчас РАО превратилось в закрытую, полувоенную организацию».

В ходе круглого стола был приведен пример с Творческим объединением «Уральские пельмени». Несмотря на то что выкладывание записей выступлений и приносит определенные убытки, начинать преследовать поклонников, сделавших это, руководство коллектива не готово. Юрист ТО «Уральские пельмени», кандидат юридических наук Андрей Незнамов рассказал о своем видении ситуации: «Объяснение нужно искать в законе, правда, не ясны до конца мотивы законодателя. В том же РАО дают объяснения, что это все уходит корнями в те времена, когда кино было немое и музыка играла большое значение. И в законодательстве многих стран появилась оговорка о дополнительном вознаграждении автору музыки».

Второй вопрос, который обсуждался в рамках круглого стола, вытекал из первого. Он коснулся коллективного управления авторскими правами. Согласно Гражданскому кодексу, такие организации, получив соответствующую государственную аккредитацию, выступают в интересах авторов. При этом автор может об этом и не знать, это происходит априори, в силу закона. Он только может отказаться от такого представительства по определенной юридической процедуре. Чаще всего, конечно, упоминалось Российское авторское общество, организация, ставшая уже скандальной в сфере музыкального творчества. Была приведена масса курьезных примеров их работы: это и взимание авторских отчислений за музыку композиторов, чье творчество уже стало общественным достоянием (таких как Бах, Моцарт, Бетховен и т. д.), и требование в отношении кинотеатров оплатить отдельно авторские отчисления за музыку из кинофильма, и множество других.

«Недавно Верховный суд отменил нормы постановления правительства, по которым РАО имело возможность требовать с концертных организаций выплаты вознаграждения за неохраняемые произведения», – сказал Александр Колотурский.

Директор юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков добавил, что эта модель бездоговорного автоматического представительства не только вторгается в интересы организаций, пользователя, но и в интересы самих авторов.

В целом участники круглого стола отметили, что данной организации не хватает прозрачности ведения дел, авторы не знают, каким образом осуществляется представление их интересов, зачастую получают вознаграждение с большой задержкой или не в полном объеме.

По итогам обсуждения собравшиеся пришли к выводу, что проблемные вопросы, касающиеся авторского права, нужно обсуждать как представителям юридического сообщества между собой, так и юристам совместно с творческими работниками. Ведь именно их интересы в данном вопросе могут быть затронуты наибольшим образом. Было принято решение продолжать работу по исследованию мнений авторов, исполнителей, писателей и других творческих людей, а также направить предложения по учету обобщенного мнения в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ.

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1