Top.Mail.Ru
Курганская область
0

Нефтегазовое машиностроение УрФО. Июль-2008

Консолидация – важнейшее условие развития нефтегазового машиностроения

Рынок нефтегазового машиностроения является стратегическим для российского топливно-энергетического комплекса. О ситуации в отрасли и ее перспективах – в материале «УралПолит.Ru». По оценке заместителя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, объем рынка нефтегазового оборудования в 2007 году составил 240 млрд. руб., из них 75 % – доля отечественных производителей. В настоящее время в стране активно идет формирование рынка нефтегазового машиностроения. Предприятия Уральского федерального округа принимают активное участие в этом процессе.

Рынок нефтегазового машиностроения является стратегическим для российского топливно-энергетического комплекса. О ситуации в отрасли и ее перспективах – в материале «УралПолит.Ru».

По оценке заместителя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, объем рынка нефтегазового оборудования в 2007 году составил 240 млрд. руб., из них 75 % – доля отечественных производителей. В настоящее время в стране активно идет формирование рынка нефтегазового машиностроения. Предприятия Уральского федерального округа принимают активное участие в этом процессе.

От отдельных заводов – к крупным холдинговым структурам

Нефтегазовое машиностроение – относительно молодая отрасль российского машиностроения. В Советском Союзе большая часть предприятий нефтегазового машиностроения была расположена в Азербайджане и на Украине. Из крупных производителей нефтегазового оборудования только Уралмашзавод, выпускающий буровые установки, находился на территории Российской Федерации.

После распада СССР, когда из-за отсутствия необходимых мощностей в России страну наводнило импортное нефтегазовое оборудование, федеральные власти совместно с Газпромом и нефтяными компаниями разработали программу конверсии. В рамках программы значительная часть предприятий бывшего Миноборонпрома и ряд предприятий Минсредмаша, Минобщемаша, других министерств, работающих на ВПК, была переориентирована на выпуск нефтегазового оборудования. В качестве примеров успешного проведения конверсии можно назвать Уралвагонзавод (Нижний Тагил), Воткинский завод, Мотовилихинские заводы (Пермь) и ряд других предприятий ВПК.

По словам президента Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина, в настоящее время в стране порядка 400 заводов работает на нефтегазовый комплекс. Большая часть этих заводов одновременно изготавливает и другую продукцию. Так, Мотовилихинские заводы, кроме нефтегазового оборудования, производят автомобильные краны, экскаваторы, системы залпового огня и т. д. Уралтрансмаш выпускает не только станки-качалки, но и лифты, сварочное оборудование и т.д.

Основной тенденцией трех последних лет стало формирование крупных холдинговых структур – в отличие от ранее действовавших разрозненных игроков. Отдельные предприятия не в состоянии сегодня конкурировать на рынке с иностранными фирмами. Необходимо вкладывать средства в разработку и внедрение новой техники, нужно создавать и финансировать маркетинговые службы, продвигать оборудование на рынки. Требуется обновлять станочный парк заводов, привлекать квалифицированный персонал, взаимодействовать с иностранными партнерами, финансовыми организациями. Необходимо формировать региональную сеть сбыта, сервисного обслуживания и ремонта поставляемой техники. Все это по силам только крупным структурам.

«Я твердо убежден, что производители нефтегазового оборудования должны иметь возможность на равных разговаривать со своими заказчиками. До настоящего времени этого не происходило – весовые категории слишком отличались. На проводимых нефтяниками тендерах заводы падали по ценам «ниже плинтуса», работали с минимальной прибылью и, естественно, у них совсем не оставалось средств для инвестиций в развитие. Отдельным заводам сложно привлекать дешевые иностранные кредиты, чтобы быть конкурентоспособными на тендерах. Словом – такие предприятия не развивались, а выживали», – отмечает Романихин.

В результате, говорит эксперт, сейчас все предприятия – изготовители оборудования для нефтегазового комплекса делятся на три группы. В первую входят крупные холдинги; во вторую – многочисленные разрозненные заводы, которые пока еще не вошли в холдинги; третью составляют Федеральные государственные унитарные предприятия либо акционерные общества с государственным участием, которые пока не подлежат приватизации – Уралвагонзавод, Воткинский завод, судостроительные заводы и другие. Многие из них будут курировать Ростехнологии.

«Создание холдингов является большим плюсом для отрасли, – убежден президент Союза. – Крупные структуры более конкурентоспособны, нежели отдельные предприятия. Они могут привлекать высококвалифицированные кадры и платить им достойную зарплату. Они также имеют гораздо больше возможностей для продвижения на внешний рынок, работы с нашими естественными монополиями. Такие компании могут привлекать средства в значительных объемах, в том числе и с мирового фондового рынка».

В качестве примера можно провести аналогию с трубной отраслью, где ситуация изменилась к лучшему именно после создания холдингов. Известно, что нефтегазовый комплекс потребляет более половины производимых в стране труб, а на трубном рынке действуют всего три крупных игрока: Объединенная металлургическая компания (ОМК), Трубная металлургическая компания (ТМК) и группа ЧТПЗ. Естественно, трем игрокам гораздо проще договориться о цивилизованных правилах игры на рынке, нежели многочисленным разрозненным заводам.

Еще одно убедительное свидетельство эффективности крупных структур – деятельность таких гигантов как Трансмашхолдинг и концерн «Силовые машины». ЗАО «Трансмашхолдинг» – крупнейший поставщик подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги», мировой лидер железнодорожного машиностроения по физическим объемам производства. Компания «Силовые машины» – национальный лидер в области энергомашиностроения, входит в десятку крупнейших мировых производителей энергооборудования.

Успехи Трансмашхолдинга в области железнодорожного машиностроения обусловлены тем, что он был создан как холдинг. РЖД проще иметь с ним дело. То же самое относится и к концерну «Силовые машины» – его достижения были бы невозможны без объединения в холдинговую структуру.

В сфере производства нефтегазового оборудования уже начали появляться такие холдинги. К ним можно отнести инвестиционно-промышленную группу «Гидравлические машины и системы», группы компаний «Интегра», «Кунгур», «Волгабурмаш» и «Борец».

Эти холдинги во многом определяют ситуацию на рынке. Так, компания «Уралмаш – Буровое оборудование» (группа «Интегра») лидирует по тяжелым буровым установкам, а «Кунгур» – по мобильным буровым установкам среднего класса. «Волгабурмаш» – работает на рынке долот. Группа «Борец» является лидером в области производства промышленных компрессорных установок и насосов для нефтедобычи. Компания «Гидравлические машины и системы» уже стала транснациональным холдингом: ее предприятия работают не только в России, но и за рубежом.

По итогам 2007 года лидерами по темпам роста объемов производства в российском нефтегазовом машиностроении стали группа «Гидравлические машины и системы» и группа «Интегра».

Основные игроки отрасли в УрФО

Уральский федеральный округ занимает заметное место в России по объемам продукции, производимой для нужд нефтегазовой отрасли. Здесь представлены все группы предприятий, работающих в данной сфере: крупные холдинги («Интегра», «Волгабурмаш», «Борец»), государственные предприятия (ОАО «Уралвагонзавод», ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» и ряд других) и большое количество отдельных заводов, не входящих в состав глобальных структур.

Следует отметить, что нефтегазовая отрасль потребляет массу различной промышленной продукции. Как отмечалось выше, нефтегазовый комплекс потребляет более половины производимых в стране труб. Нефтяники и газовики являются крупными покупателями КамАЗов, «Уралов», железнодорожных цистерн и большого количества другой машиностроительной продукции. Многие не схожие по профилю заводы в той или иной степени работают на нефтегазовую отрасль.

Так, в Свердловской области Уралвагонзавод выпускает для нужд нефтяников и газовиков автотехнику и дорожно-строительную технику, причем, по словам Александра Романихина, это госпредприятие «демонстрирует просто фантастические успехи: на рынке подвижного состава для перекачки жидких углеводородов это бесспорный лидер рынка».

Компания «Уралмаш – Буровое оборудование» производит тяжелые буровые установки. Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» изготавливает трубы и металлопрокат, емкостное и теплообменное оборудование.

В Тюменской области почти треть машиностроительных предприятий работает в секторе нефтегазового машиностроения. В числе крупнейших – Тюменский опытно-экспериментальный завод геофизического приборостроения, завод «Электрон», ТюменНИИгипрогаз, Сибнефтегазмаш, Сибнефтемаш. На Тюменском судостроительном заводе, с 2006 года входящем в ГК «Интегра», налажено производство металлоконструкций для буровых вышек, а также сборка комплектных буровых установок. Первая буровая установка, собранная на этом заводе, будет представлена заказчику – ОАО «Газпром» – 31 июля 2008 года. Изготавливает оборудование для ремонта и обслуживания трубопроводов ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» (Свердловская область).

В Челябинской области постоянным поставщиком автомобилей для предприятий нефтегазовой отрасли является АЗ «Урал». К примеру, парк вахтовых автобусов Газпрома на 62% сформирован за счет продукции уральского автозавода. ООО «Уралтяжпром» изготавливает опоры трубопроводов, ООО «Нефтегазпром» – оборудование для ремонта скважин.

В Курганской области работает один из крупнейших российских производителей арматуры для нефтегазодобычи ОАО АК «Корвет». Это предприятие является лидером рынка фонтанной арматуры для добычи нефти и газа. ОАО «Варгашинский завод ППСО» поставляет на предприятия нефтегазовой отрасли автотехнику и дорожно-строительную технику. ОАО «ШЗТМ» выпускает оборудование для ремонта и исследования скважин.

Потенциал предприятий Урала и Западной Сибири пока используется далеко не в полной мере. Одна из важнейших причин – износ станков и оборудования. К примеру, в Тюменской области, по оценке компании «Прэфиш» (разработчика концепции инновационного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года), этот износ достигает в среднем 60 %, а на ряде предприятий – 94–100 %. Процесс обновления идет медленно и не носит комплексного характера. Даже те предприятия, которые начали модернизацию, нуждаются в серьезных инвестициях, отмечает руководитель компании «Прэфиш» Сергей Шатохин.

Другая не менее важная проблема – кадровый дефицит, который является следствием не только старения персонала (большая часть работников предприятий – люди предпенсионного возраста), но и отсутствием системы подготовки рабочих кадров.

Неслучайно стратегическими целями российского нефтегазового машиностроения эксперты считают формирование инновационной структуры, расширение объемов производства и повышение конкурентоспособности. В условиях интенсивного развития нефтегазового комплекса отечественным производителям, для того чтобы достойно противостоять иностранным конкурентам, просто необходимо выпускать современное и высокотехнологичное оборудование, как это уже делают ведущие игроки рынка. Так, в компании «Уралмаш – Буровое оборудование» спроектирована и изготовлена мобильная буровая установка нового поколения, которую в прошлом году приобрел известный немецкий буровой концерн КСА Deutag. Кстати, это первый случай приобретения западным буровым подрядчиком российских буровых установок.

Потому в отрасли и должны работать крупные холдинги. То, что не под силу каждому отдельно взятому заводу, вполне по плечу структуре, сконцентрировавшей в своих руках значительные оборотные средства и объединяющей предприятия в разных регионах и странах. По оценкам участников рынка, технологическое отставание в секторе нефтегазового сервиса России от мирового уровня составляет как минимум десять лет, и для его преодоления нужны серьезные инвестиции, привлечь которые мелкие фирмы не в состоянии. Такие расходы могут позволить себе только игроки с большим оборотом.

Отметим, что общий для России процесс консолидации отрасли характерен и для Уральского федерального округа. Мы уже говорили о приобретении ГК «Интегра» Тюменского судостроительного завода, который на момент покупки находился в полном упадке, а сейчас переживает возрождение. Кстати, в Костромской области «Интегра» тоже приобрела завод «Стромнефтемаш», состояние которого можно было охарактеризовать одним словом – разруха. За два года предприятие выведено из процедуры банкротства, производство реанимировано, и в прошлом году завод представил нефтяникам цементировочный комплекс нового поколения, изготовленный по собственному инжиниринговому проекту.

Промышленная группа «Генерация» в 2003 году купила в Свердловской области ОАО «Буланашский машиностроительный завод», после чего была проведена реконструкция предприятия, обновлен парк оборудования. В настоящее время завод успешно работает, поставляя нефтяникам России и СНГ трехплунжерные электронасосные агрегаты, модульные и блочные кустовые насосные станции, буровые насосы и другое оборудование. В состав группы «Генерация», объединяющей активы в российских регионах, на Украине и в Румынии, входят также ЗАО «Уралкотломаш» (г. Березовский Свердловской области), «СибНИИНП» (Тюмень) и екатеринбургский «УралНИИгипрозем».

Холдинг «Волгабурмаш», производящий буровое оборудование и буровой инструмент для нефтегазодобывающей, горнорудной и угольной промышленности, недавно приобрел завод «Уралбурмаш» в городе Верхние Серги Свердловской области.

В состав группы «Борец», изготавливающей всю линейку погружного нефтедобывающего оборудования, входят ООО «Курганский кабельный завод» (производит термостойкий силовой кабель для электронасосов, используемых при разработке нефтяных месторождений) и сервисная компания «Борец – Центрофорс» (Нижневартовск).

МК «Уралмаш» и «Уралмаш – Буровое оборудование» – проблемы взаимодействия

Говоря о положении в секторе нефтегазового машиностроения УрФО, невозможно обойти вниманием нашумевший и до сих пор не завершившийся конфликт между двумя компаниями. Созданная в 2007 году машиностроительная корпорация «Уралмаш» протестует против использования компанией «Уралмаш – Буровое оборудование» (УрБО) бренда «Уралмаш».

Такое заявление о том, что имя «Уралмаш» может использовать только одна единственная коммерческая организация, вызывает некоторое недоумение. «Уралмаш» – название крупнейшего жилого района Екатеринбурга, который по своему масштабу может сравниться со средним европейским городом; такое же название носит станция метро. Если распространенные уральские названия будут и в дальнейшем «разбираться» коммерческими структурами, то может быть, мы скоро станем свидетелями конфликта, например, за имя «Екатеринбург»?

Несмотря на кажущуюся абсурдность данной ситуации, имя «Уралмаш» действительно зарегистрировано в качестве товарного знака. В мирное время разрухи, когда с соседом нечего было делить, ОАО «Уралмашзавод» передало право на имя «Уралмаш» ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование» по лицензионному договору. Однако эта «подробность», о которой на «Уралмашзаводе», безусловно, известно, в заявлении машиностроительной корпорации опущена.

Чтобы понять корни конфликта, обратимся к хронологии событий.

Производство бурового оборудования было выделено в ходе реструктуризации Уралмашзавода в отдельную компанию «ОМЗ-Морские и нефтегазовые проекты» еще в 2003 году. Затем, в конце 2004 года было создано ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование», которое выставили на продажу как непрофильный актив, и в 2005 году компанию приобрела ГК «Интегра». На тот момент предприятие требовало огромных инвестиций: оборудование было изношено, завод имел ограниченные производственные мощности. Поэтому с самого начала компания была ориентирована на тесную кооперацию с другими машиностроительными предприятиями.

За три года ГК «Интегра» реанимировала выпуск буровых установок на ЗАО «Уралмаш – Буровое оборудование». УрБО получило крупные заказы от ОАО «Газпром» на 11 тяжелых буровых установок, а также от ОАО «Роснефть» на четыре тяжелые буровые установки и НОВАТЭКа. Компания получила заказы и от других предприятий отрасли, в том числе иностранных. В результате количество находящихся в производстве полнокомплектных буровых установок с двух штук в 2005 году выросло до 28 штук в 2007 году. В минувшем году в развитие и поддержание предприятия было инвестировано 110,7 млн. руб., перечислено во все уровни бюджетов налогов на сумму 1,139 млрд. руб.

В настоящее время проводится комплекс работ по модернизации буровых установок для ОАО «ТНК-ВР». В ближайшие годы планируется увеличение производства до 40 установок в год.

ЗАО «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» создана в 2007 году на базе двух лидеров тяжелого машиностроения России – Уралмашзавода и ОРМЕТО-ЮУМЗ. Решение о возобновлении самостоятельного производства бурового оборудования МК «Уралмаш» приняла в конце прошлого года. Тогда был создан дивизион «Нефтегазовое буровое оборудование», затем совместно с ООО «Промышленные буровые установки» – консорциум «Уралмаш – Промышленные буровые установки».

Как сообщается на сайте компании, первая буровая установка Уралмаша будет изготовлена в 2009 году для Газпрома. Затем МК «Уралмаш» планирует ежегодно производить 10–15 комплектов тяжелых буровых установок грузоподъемностью 250–400 т и 15–20 комплексов грузоподъемностью 125–220 т. К 2015 году производство тяжелых и мобильных буровых комплексов планируется довести до 50–60 штук в год. На реализацию данного проекта предусматриваются инвестиции в производство Уралмашзавода порядка 50–60 млн. евро.

«Средства на модернизацию направят акционеры корпорации, – приводятся на сайте Уралмаша слова его руководителя Назима Эфендиева. – В реализации этого проекта также намерено принять участие и правительство Свердловской области, так как для области его реализация крайне важна».

Казалось бы, все замечательно, и впереди – непочатый край работы. Однако руководство машиностроительной корпорации не жалеет времени на критику своих соседей. Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин недоумевает: «Хотите возрождать производство российских буровых установок – так возрождайте! Зачем только тратить столько сил и времени на критику на тех, кто уже это реально сделал?».

20 мая 2008 года ЗАО «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» опубликовала пресс-релиз под заголовком: «МК «Уралмаш» и ООО «Промышленные буровые установки» создают консорциум «Уралмаш – Промышленные буровые установки».

В пресс-релизе отмечается следующее: «ЗАО «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» и ООО «Промышленные Буровые Установки» заключили Генеральное соглашение о создании консорциума «Уралмаш – Промышленные буровые установки». Цель создания консорциума – разработка, проектирование и строительство современных буровых установок различной модификации с последующим сервисным обслуживанием и обучением персонала.

Действительно, ООО «Промышленные Буровые Установки» в феврале 2008 года в жилом доме на юго-западе Москвы по адресу: ул. Коштоянца, 12, было зарегистрировано иностранными фирмами Dietswell Engineering и Sunray Energy LLP. С этой компанией и подписало «генеральное соглашение» новое руководство МК «Уралмаш».

Известно, какую тяжелую борьбу за собственный рынок ведут российские производители нефтегазового оборудования с иностранными фирмами. Тем российским компаниям, которые вкладывают средства в развитие производства и развивают конструкторскую базу, удается по собственным разработкам, в тесном сотрудничестве с заказчиками, создавать новые буровые установки. ЗАО «МК «Уралмаш» избрало другой путь: так и не наладив выпуск буровых установок, предприятие делает различные громкие заявления для прессы. Заявление о «ежегодном производстве 12–15 комплектов тяжелых буровых установок», по мнению экспертов, знакомых с реальной ситуацией на предприятии и на рынке буровых установок, является блефом. Это «производство» возможно только при одном условии – консорциум с участием московского ООО, превратится в крупнейшего импортера западных буровых установок.

На сайте ООО «Промышленные буровые установки» отмечено, что ООО оказывает услуги по «Модернизации буровых установок как собственного производства, так и других производителей». О каком «собственном производстве» пишет ООО, зарегистрированное в доме на юго-западе Москвы? Вероятно, речь идет о производстве учредителей-иностранцев. Наличие такой рекламы на сайте – нормальное явление – ООО учреждено иностранцами, которые имеют желание проводить экспансию западного оборудования на российский рынок. Вероятно, это совпало с желанием руководства ЗАО «МК «Уралмаш» поскорее начать поставки нефтяникам и газовикам. Вместо того, чтобы развивать собственную конструкторскую базу, они решили прибегнуть к иностранной поддержке.

Подобный альянс весьма опасен для отечественного рынка нефтегазового машиностроения. Зачем российским конкурентам возиться с организацией полноценного производства буровых на весьма проблемном сегодня уральском предприятии? Куда проще под лозунги о возрождении гиганта российской тяжелой промышленности ввозить в страну иностранные буровые установки. Возможно, в Екатеринбурге к ним и будет «привинчен болт», грустно шутят эксперты. Продекларированные в пресс-релизе объемы «ежегодного производства» буровых установок вызывают улыбку у всех, знающих технологию организации производства этого сложного нефтегазового оборудования. Эти объемы совершенно нереальны для Уралмашзавода, который со своими новыми руководителями не собрал ни одной буровой установки, но уже допустил столько нарушений, что к предприятию есть серьезные претензии Ростехнадзора. По данным источника «УралПолит.Ru», перед МК «Уралмаш» даже стоит угроза закрытия предприятия. В то время как многие промышленные предприятия Свердловской области вкладывают значительные средства на внедрение новых, более безопасных с точки зрения охраны природы технологий, на ОАО «Уралмашзавод» «творятся вопиющие нарушения экологического законодательства». Об этом сообщил на пресс-конференции в мае 2008 года заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО Николай Крупинин.

Сегодня генеральным директором Уралмашзавода работает человек, который слабо представляет не только вопросы создания буровых установок, но и вообще проблемы машиностроения. Назим Эфендиев – выпускник института иностранных языков, по образованию переводчик. В истории уральской промышленности назначение генеральным директором машиностроительного завода переводчика по образованию – второй кадровый эксперимент. Уралмашевцы помнят, что когда-то генеральным директором завода работал нынешний грузинский министр, биолог по образованию Каха Бендукидзе. Подобные эксперименты вряд ли могут способствовать развитию промышленности.

Противостояние между Уралмашем и УрБО продолжается. По мнению аналитика УК «Финам» Дмитрия Баранова, ситуация может развиваться в двух направлениях. Первый – конфликт так и продолжит тлеть, то есть компании не будут предпринимать никаких решительных действий, либо возможна подача взаимных судебных исков. Второй – это примирение сторон. «Я считаю, что последнее – наилучший способ разрешения данной ситуации для компаний, – говорит аналитик. – Цивилизованное разрешение конфликта пойдет им обеим лишь на пользу».

Консолидация рынка продолжится

Превращение России в энергетическую державу невозможно без развития и качественной модернизации отрасли нефтегазового машиностроения и сервиса. Потенциал этого рынка – в формировании крупных холдинговых структур, убежден президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин.

Отметим, что глобализация нефтегазового машиностроения – это общемировая тенденция. За рубежом слияния и укрупнения компаний происходят очень активно. Процессы объединения предприятий приводят к появлению крупных игроков и на рынке нефтегазового машиностроения.

Так, в результате десяти лет поглощений и слияний одна из рядовых американских компаний по производству и снабжению подрядчиков буровым оборудованием National Oilwell к 2004 году консолидировала почти 50% мирового рынка бурового оборудования. После присоединения в 2005 году компании Varco на рынке бурового оборудования появился гигант National Oilwell Varco, контролирующий в отдельных сегментах до 90% мирового рынка. По итогам 2007 года National Oilwell Varco впервые вошел в пятерку самых доходных компаний США.

Предприятия Уральского федерального округа с их производственным и научно-техническим потенциалом вызывают интерес у крупных игроков. Поэтому в ближайшие годы стоит ожидать новых приобретений ими местных компаний, обновления производственных мощностей, расширения номенклатуры продукции, выпускаемой для нефтегазового комплекса, и дальнейшего наращивания объемов производства.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.