горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
Россия и мир
16 сентября 2003, 16:29 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Октан готовится к прыжку / С Нового года цены на бензин вновь возрастут

За прошедшую неделю стоимость бензина на автозаправках России выросла на 9-11%.Эксперты считают, что цены взвинтили отечественные нефтяные компании, которым при существующих сегодня пошлинах на нефть выгодно ее экспортировать, а не перерабатывать на своих НПЗ и продавать на внутреннем рынке.Ожидать умиротворения стоимости бензина на АЗС можно лишь в октябре, когда российское правительство повысит экспортные ставки на нефть.В среднем по России стоимость бензина выросла на 9-11% за литр.Сейчас топливо марки Аи-80 на московских заправках стоит в среднем 9,2 рубля за литр, Аи-92 - 11,5, Аи-95 - 12,5. Средняя цена на топливо на АЗС Сургута на 16 сентября была АИ-95 - 13.65 рубля, АИ-92 с - 11.94, АИ-80 - 9.48, дизельное топливо - 9.63, АИ-98 - 16.90 рубля.По данным Русского топливного агентства, повышение цен вызвано ростом экспорта нефти, который сейчас очень выгоден из-за низкой пошлины на экспортные операции (25,1 доллара с 1 тонны).Российским нефтяникам гораздо выгоднее не перерабатывать сырье на собственных НПЗ, чтобы впоследствии отправить его на внутренний рынок сбыта, а реализовать нефть в сыром виде за рубежом.Снижение загрузки отечественных НПЗ вызвало топливный дефицит на российском рынке (по данным Госкомстата, только за последнюю неделю августа запасы бензина на розничном рынке России сократились на 5,3%). Заставить людей покупать бензин в меньших количествах топливные компании могли только повышением цен на него.И это компенсировало потери от снижения объемов продаж.Поэтому и нефтетрейдеры, в том числе крупные нефтяные компании, по-прежнему получают около трети прибыли с каждого проданного литра бензина.Рост цен на бензин традиционно вызывает удорожанию товаров и услуг.По подсчетам экономистов, цена на топливо в себестоимости товаров составляет 7-10%.Динамику роста цен на топлива и факторы, влияющие на это, мы обсуждаем с вице-президентом Российского топливного союза, президентом Тюменского топливного союза Олегом Симоновым: -Определилась тенденция повышения стоимости бензина (в Москве до 10%).Москов

За прошедшую неделю стоимость бензина на автозаправках России выросла на 9-11%.

Эксперты считают, что цены "взвинтили" отечественные нефтяные компании, которым при существующих сегодня пошлинах на нефть выгодно ее экспортировать, а не перерабатывать на своих НПЗ и продавать на внутреннем рынке.

Ожидать "умиротворения" стоимости бензина на АЗС можно лишь в октябре, когда российское правительство повысит экспортные ставки на нефть.

В среднем по России стоимость бензина выросла на 9-11% за литр.

Сейчас топливо марки Аи-80 на московских заправках стоит в среднем 9,2 рубля за литр, Аи-92 - 11,5, Аи-95 - 12,5. Средняя цена на топливо на АЗС Сургута на 16 сентября была АИ-95 - 13.65 рубля, АИ-92 с - 11.94, АИ-80 - 9.48, дизельное топливо - 9.63, АИ-98 - 16.90 рубля.

По данным Русского топливного агентства, повышение цен вызвано ростом экспорта нефти, который сейчас очень выгоден из-за низкой пошлины на экспортные операции (25,1 доллара с 1 тонны).

Российским нефтяникам гораздо выгоднее не перерабатывать сырье на собственных НПЗ, чтобы впоследствии отправить его на внутренний рынок сбыта, а реализовать нефть в сыром виде за рубежом.

Снижение загрузки отечественных НПЗ вызвало топливный дефицит на российском рынке (по данным Госкомстата, только за последнюю неделю августа запасы бензина на розничном рынке России сократились на 5,3%). Заставить людей покупать бензин в меньших количествах топливные компании могли только повышением цен на него.

И это компенсировало потери от снижения объемов продаж.

Поэтому и нефтетрейдеры, в том числе крупные нефтяные компании, по-прежнему получают около трети прибыли с каждого проданного литра бензина.

Рост цен на бензин традиционно вызывает удорожанию товаров и услуг.

По подсчетам экономистов, цена на топливо в себестоимости товаров составляет 7-10%.

Динамику роста цен на топлива и факторы, влияющие на это, мы обсуждаем с вице-президентом Российского топливного союза, президентом Тюменского топливного союза Олегом Симоновым: -

Определилась тенденция повышения стоимости бензина (в Москве до 10%).

Московские аналитики связывают это со снижением экспортных пошлин на нефть и недозагруженность НПЗ.

Заставить нефтяников увеличить поставки на отечественные АЗС можно лишь одним способом - увеличением экспортной ставки на нефть.

Такая мера предполагается.

Но стоит ли надеяться на снижение цен после того, как стоимость уже состоялась и даже стабилизировалась?

Как складывается ситуация в нашем регионе? -

Общероссийское повышение розничных цен - событие давно ожидаемое.

И определяется в первую очередь экономической привлекательностью экспорта нефти.

Кроме этого, краткосрочный ажиотаж вызывается методикой расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Известно, что с первого октября экспортная пошлина на нефть возрастает на 8,7 евро за одну тонну (на 34.66%), поэтому экспортеры пытаются максимально получить свой доход, вывозя в сентябре за рубеж все, что возможно еще вывезти из страны.

Внутреннему рынку достаются остатки.

В нашем регионе большие проблемы с поставками дизельного топлива и высокооктановых бензинов.

Остроту проблемы несколько сглаживает снижающееся из-за окончания полевых работ потребление ГСМ.

Оптовые цены поставщиков - в основном это нефтекартели, владеющие нефтеперерабатывающми предприятиями - растут еженедельно на 200-300 рублей за тонну.

Уровень рентабельности торговли топливом снижается и подходит к черте, при которой повышение розничных цен станет неизбежным.

Следует учитывать, что на юге Тюменской области цена на ГСМ была несколько выше среднероссийской.

Поэтому, розничная цена в Тюменской области возрастет, скорее всего, тогда, когда цены в окрестных регионах сравняются с тюменскими или превысят её.

В настоящий момент цена на юге Тюменской области стабильна. -После того, как начали действовать "новогодние" поправки в Налоговом Кодексе РФ, нефтетрейдеры обязаны выплачивать акцизы или по месту приобретения топлива, то есть на НПЗ, или по месту продажи.

Как правило, нефтеперерабатывающие предприятия просто изначально включили акцизы в стоимость бензина.

Отчего в регионы, где расположены НПЗ, дополнительные доходы полились рекой.

В это же время региональные власти требовали от работающих на их территории трейдеров своей доли акцизов.

Произошло множество конфликтов, в том числе и на территории Тюменской области.

Сейчас наблюдатели отмечают, что итогом так называемой "акцизной войны", уже сегодня можно назвать продажу представителями малого бизнеса АЗС крупным компаниям, увеличивающих собственную сеть сбыта, провал плана пополнения дорожных фондов, смещение акцизных сборов в регионы, где размещаются нефтеперерабатываюшие заводы.

Оцените, пожалуйста, ситуацию в регионе? -

Да, действительно, все отмеченные вами негативные тенденции есть.

Особенностью работы трейдеров на территории Тюменской области является то, что из-за её уникального положения - равноудаленность от трех крупных НПЗ (Омск, Уфа, Сургут), а также и от железнодорожной магистрали ведущей с Севера, делает положение субъектов малого бизнеса более устойчивым, чем в других регионах.

Хотя процесс укрупнения сетей АЗС идет.

С финансированием дорожного строительства в области полный провал.

Хотя в России сбор акцизов увеличен.

По оценкам Российского топливного союза, в стране сейчас собирается около 50% акцизов.

Если правительство не изменит в 2004 году порядок распределения акцизных сборов (планируется забирать в центр все 100% , а потом делить по длине автомобильных дорог) "акцизная" война вспыхнет с новой силой. -

С момента введения акцизов участились (или начали чаще выявляться?) случаи торговли топливом, "доведенном" после прямой возгонки.

Предназначенный для нужд нефтехимии бензин продается неконтролируемо и может использоваться нечистоплотными нефтетрейдерами.

Согласно различным подсчетам, крайне дешевый суррогатный бензин составляет примерно пятую часть всего продаваемого в России топлива.

Катализаторы -ацетон, нафталин или же органический спирт, свинцовые, марганцевые и железосодержащие присадки - позволяют доводить низкооктановый прямогонный бензин до уровня АИ-92, при этом топливо остается некачественным и не только портит двигатель и систему зажигания, но резко увеличивает вред автомобильного выхлопа.

Стоит ли связывать попытки фальсификации бензина с введением акцизов? -

Конечно, об этом эксперты Российского топливного союза много говорили и писали.

Более того - с введением акцизов в 2003 году и с их увеличением с 1 января будущего года экономическая привлекательность производства некондиционных топлив возрастает.

Все дело в том, что акциз на прямогонный бензин равен нулю, таким его и планируют оставить в 2004 году.

Сохранить акциз на прямогонку равным нулю заинтересован в первую очередь газовики. -

Ваши прогнозы на развитие ситуации на топливном рынке региона? -

Прогнозировать что-то сложно .

Ситуация не устойчивая.

В ближайшее время возможно повышение цен, но, если цены на рынке продержатся на этом уровне еще месяц, то более вероятно, что следующее повышение будет связано лишь с изменением акциза в январе.

Справка:

"Прямогонка" - это топливо с октановым числом 54-66 единиц и большим количеством примесей.

Стоимость "прямогонки" всего 4,5 тыс. рублей за тонну (в два с лишним раза меньше, чем стоимость бензина).

Производители утверждают, что прямогонное топливо используется исключительно в нефтехимической отрасли.

Трейдер покупает прямогонное топливо на НПЗ якобы для последующего производства этилена или другого нефтехимического продукта.

Затем "догоняет" его до нужного октанового числа (это стоит около 400 рублей за тонну) и реализует уже как Аи-92 или Аи-95.

По сведениям ФСЭНП МВД РФ, производители самопального бензина не только не пострадали от введения акцизов, но, наоборот, расширили свое "производство".

В этом году 800 подобных дельцов привлечено к уголовной ответственности и почти 9000 - к административной.

Из незаконного оборота изъяты нефтепродукты на 28,5 млн. рублей, приостановлено действие 122-х лицензий, дающих право работы на рынке. ° 2003 | www.uralpolit.ru | Сергей Шевалдин



Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1