Top.Mail.Ru
Политика
Россия и мир
0

Александр Долинин: Депутаты не будут голосовать с закрытыми глазами / Член группы восемнадцати о будущем правительства Свердловской области

В среду губернатор Эдуард Россель был объявлен избранным главой области на четыре следующих года.И тут же возникла новая интрига - кто же станет премьером, насколько легко кандидатура, предложенная губернатором, пройдет через думу, не подставит ли парламент Росселя перед Путиным и Шредером, какова будет судьба спикера Воронина, кто получит в управление министерство финансов и ждать ли роспуска думы.За ответами на эти и другие вопросы, мы обратились к председателю комитета по законодательству облдумы Александру Долинину. -Александр Аркадьевич, каков ваш прогноз относительно голосования думы по кандидатуре премьера?Правда, что есть настроения завернуть его? -Я не думаю, что дума завернет кандидата, потому что консолидированной, достаточно представительной количественно группы людей, которая несмотря ни на что, завернула бы предложение губернатора, сейчас нет.То, что у депутатов есть необходимость получить конструктивные ответы и от губернатора, и от кандидата на пост председателя правительства - это верно. -Но совет думы так и не определился с датой ее заседания.А без этой определенности возникает правовая коллизия - дума на своем заседании должна одобрить кандидатуру премьера.Нет думы - нет правительства. -Если исходить из нашего законодательства, то губернатор вступает в должность в момент дачи присяги на совместном заседании палат Законодательного собрания.Как я понял, оно состоится 26 сентября в 14 часов во дворце молодежи.Следовательно, после этого в течение 15 дней он должен предложить облдуме кандидатуру председателя правительства.Я думаю, что он сделает это раньше - Эдуард Эргартович говорил, что в этом плане уже определился и считает необходимым внести кандидатуру Алексея Петровича Воробьева.В соответствии с законом О правительстве мы должны рассмотреть эту кандидатуру в течение недели с момента ее внесения.Поэтому я думаю, что если губернатор предложит нам кандидатуру после присяги, или 27 сентября, то мы должны проводить внеочередное заседание в достаточно жестком режиме - в течение недели.Это перв

В среду губернатор Эдуард Россель был объявлен избранным главой области на четыре следующих года.

И тут же возникла новая интрига - кто же станет премьером, насколько легко кандидатура, предложенная губернатором, пройдет через думу, не подставит ли парламент Росселя перед Путиным и Шредером, какова будет судьба спикера Воронина, кто получит в управление министерство финансов и ждать ли роспуска думы.

За ответами на эти и другие вопросы, мы обратились к председателю комитета по законодательству облдумы Александру Долинину. -

Александр Аркадьевич, каков ваш прогноз относительно голосования думы по кандидатуре премьера?

Правда, что есть настроения "завернуть" его? -

Я не думаю, что дума "завернет" кандидата, потому что консолидированной, достаточно представительной количественно группы людей, которая несмотря ни на что, завернула бы предложение губернатора, сейчас нет.

То, что у депутатов есть необходимость получить конструктивные ответы и от губернатора, и от кандидата на пост председателя правительства - это верно. -

Но совет думы так и не определился с датой ее заседания.

А без этой определенности возникает правовая коллизия - дума на своем заседании должна одобрить кандидатуру премьера.

Нет думы - нет правительства. -

Если исходить из нашего законодательства, то губернатор вступает в должность в момент дачи присяги на совместном заседании палат Законодательного собрания.

Как я понял, оно состоится 26 сентября в 14 часов во дворце молодежи.

Следовательно, после этого в течение 15 дней он должен предложить облдуме кандидатуру председателя правительства.

Я думаю, что он сделает это раньше - Эдуард Эргартович говорил, что в этом плане уже определился и считает необходимым внести кандидатуру Алексея Петровича Воробьева.

В соответствии с законом "О правительстве" мы должны рассмотреть эту кандидатуру в течение недели с момента ее внесения.

Поэтому я думаю, что если губернатор предложит нам кандидатуру после присяги, или 27 сентября, то мы должны проводить внеочередное заседание в достаточно жестком режиме - в течение недели.

Это первая сложность рассмотрения кандидатуры премьера.

Вторая - непонятная ситуация с председателем думы Николаем Ворониным, который за август и сентябрь не провел переговоры и не пошел навстречу депутатам.

Третья - проблемы с бюджетным процессом.

В соответствии с областным законом о бюджетном процессе, правительство области должно своим решением до 20 сентября направить проект бюджета губернатору.

Он может еще месяц рассматривать этот документ, а в конце октября предложить его облдуме.

У меня нет данных о том, что правительство рассматривало проект бюджета.

Это означает, что когда кандидатура премьера будет внесена в думу, сразу возникнет вопрос: а как же бюджетный процесс? -

Но правительство может рассмотреть его и в нынешний временной промежуток. -

Да, конечно.

Но это не снимет новых вопросов, уже по методике формирования бюджета.

Вы знаете, что у нас прошли депутатские слушания, консультации с главами муниципальных образований по формированию бюджета, но все наши предложения не учтены в методике, утвержденной правительством.

Они просто проигнорированы, и внятных объяснений этому нет.

Поэтому некоторые вопросы, конечно, возникнут.

Также известно, что 31 тысяча граждан обратилась со своими предложениями относительно бюджета.

Правительству надо ответить на это обращение в течение месяца.

Документы поступили 29 августа, следовательно, 29 сентября истекает срок, когда чиновник обязан на них ответить.

Депутаты будут спрашивать, как правительство относится к предложениям граждан. -

Закон "О правительстве" тоже вспомните? -

Конечно: областная дума его принесла, отдала в ППЗС, палата не проголосовала ни "за", ни "против", отведенный на принятие срок давно истек, председатель ППЗС отдал закон в облдуму, Николай Андреевич Воронин держит его под сукном и, не принимает никакого решения.

Хотя в соответствии с регламентом, если закон не рассмотрен палатой, а срок истек, то председатель обязан отправить его губернатору.

Понятно, что неформально в нынешней ситуации сильно влияние правительства.

Поэтому Алексею Петровичу Воробьеву как кандидату от губернатора будет задан вопрос: что он думает о правительстве и этом законе? -

Дума продолжит бороться с управляющими округами? -

Вопросы по управляющим остаются.

И Эдуард Эргартович, и Алексей Петрович заняли позицию по их сохранению, но, кроме жесткости и волевого начала, рациональными аргументами их слова не подкрепляются.

Они говорят, что управляющие нужны, что они собирают информацию о том, какие проблемы есть у людей.

Но это не убеждает нас в том, что управляющие должны быть членами правительства.

Мы не против округов - это интересный эксперимент, но мы пока не видим, чтобы, выполняя свои задачи, управляющие выходили на тот уровень, когда необходимо быть членом правительства, входить в категорию "А" с соответствующей зарплатой, пенсионным обеспечением и прочими моментами. -

Консультации по снятию этих острых вопросов уже начались? -

Каких-то слушаний на данный момент еще не было.

Переговоров с губернатором, лидерами депутатских фракций, обсуждения процесса сегодня нет.

То, что лидеры фракций не участвуют в этом процессе, конечно, создает сложности.

Возможно, губернатор, вступив в должность, пригласит к себе лидеров, начнет разговаривать о стратегии развития Свердловской области, но пока этого нет. -

Действительно ли есть вариант рассмотрения кандидатуры премьера во время саммита Путина и Шредера? -

Саммит назначен на 8-9 октября, и я думаю, что вряд ли он совпадет по датам с рассмотрением кандидатуры.

Если же совпадение все же будет, то эти процессы между собой не связаны.

При самом большом желании, депутаты не смогут участвовать в саммите - там задействован достаточно локальный круг лиц.

Так что саммит пойдет своей стороной, а работа Законодательного собрания - своей. -

Но ведь в случае отсутствия взаимопонимания с губернатором дума может испортить ему настроение, смазать пафос саммита. -

Если будут холодные, непродуктивные отношения между депутатским корпусом и губернатором, исполнительной властью в целом, то такие проблемы могут быть.

Как известно, дума должна дать согласие на назначение, то есть не менее 15 депутатов должны за это решение проголосовать.

Но если не наберется достаточного числа голосов, то вопрос зависнет.

Дума ведь может не дать согласия и при этом вряд ли примет решение отказать данной кандидатуре.

Естественно, при отсутствии конструктивного разговора может быть принято решение о переносе вопроса на следующее заседание.

Потому что есть серьезные вопросы, и мы должны получить по ним ответы, необходимые для решения ответы.

Такая стратегия возможна. -

Губернатор может вносить свои предложения только три раза.

Отсутствие решения по кандидату считается уже использованной попыткой? -

Если вообще никакого решения не принято, значит, данная кандидатура не получила одобрения.

Следовательно, губернатор должен предложить другую кандидатуру, а эту оставить на третий раз, или предложить еще раз этого же человека, но в следующий раз - другого. -

Роспуск думы за такое своеволие реален? -

На мой взгляд, это маловероятно.

Конечно, по закону "О правительстве" есть решение суда, все установленные сроки прошли, но все понимают, что дума свои обязательства давно выполнила.

На основании того, что два человека не отдают указ губернатору распускать думу достаточно тяжело.

К тому же, даже если будет принято решение о роспуске, в течение трех месяцев должны пройти выборы депутатов обеих палат собрания, при этом они должны начаться не раньше 80 дней с момента принятия решения о выборах.

Получается, что пройдут они в январе-феврале, что довольно смешно, учитывая, что собрание ждут перевыборы в марте.

Если депутатов от областной Думы таким образом разогнать - им надо будет платить деньги до конца срока полномочий.

Добавьте сюда еще то, что остаться без депутатов - это значит, остаться без легитимно принятого бюджета.

Поэтому здесь кроется много негативного.

Мне кажется, что какие-то члены администрации губернатора используют эту тему, миф, угрожая разгоном Думы, но это скорее иллюзия.

Для подобного шага нет серьезных оснований. -

А какая судьба ждет министров Голубицкого (министерство управления госимуществом) и Туринского (министерство соцзащиты)? -

У этих двух кандидатур, конечно, есть проблемы и в целом, и по организации управления в их ведомствах.

Скажем, в мингосе - проблемы, связанные с землей.

Безусловно, Вениамин Голубицкий - весьма квалифицированный человек, опытный, талантливый, мы его знаем еще как депутата областной Думы, и он конструктивно решает ряд вопросов, его министерство достаточно интересно работает.

Но есть вопросы, которые не решены, и есть большие неопределенности по земле.

Если все будет приведено в соответствие с законом, и у депутатов будет уверенность в министре, то они за него проголосуют.

Что касается министерства социальной защиты, очевидно, что оно стало лучше работать, но здесь тоже есть свои проблемы.

Вопросы к этим кандидатам, конечно, будут, но каких-то других кандидатур на место этих министров нет. -

Кто может стать министром финансов, которого дума также должна утверждать? -

Неизвестно.

Это должна быть очень серьезная фигура, которая умеет работать с федеральным центром, правительством РФ.

Нам нужен очень пластичный, но в тоже время уверенный в себе, принципиальный управленец, с очень разносторонними знаниями.

Я думаю, что сегодня и у губернатора, и у председателя правительства болит голова о том, кто займет эту должность. -

У думы может появиться свой кандидат? -

Безусловно. -

Что будет, если областная дума трижды откажется принимать предложенных ей кандидатов в министры? -

По сегодняшнему закону губернатор назначает исполняющего обязанности, который возглавляет министерство.

При этом, естественно, и депутаты, и губернатор будут выходить с предложением голосовать еще раз, чтобы перевести и.о. на должность министра. -

А как быть с бюджетом?

Не получится ли так, что, заигравшись с кандидатами, пропустят бюджетный процесс? -

Дело в том, что правительство, вне зависимости от того, назначено оно или нет, будет работать.

Так что никто не остановит бюджетный процесс - депутаты настроены конструктивно участвовать в формировании правительства и быстро сформировать его, но сделать это не с закрытыми глазами. -

Проблемы со спикером могут этому помешать, отвлечь от работы? -

По сути, дума разделилась на две половинки, и большая часть считает, что решение об отставке принято правильное.

Есть мнение, что надо предоставить возможность Заборову (заместитель председателя Думы) вести заседания, поскольку у Воронина все равно заканчиваются полномочия.

Просто написать заявление - если решите, уйду.

Уверен, что если пройдет еще какое-то количество дней и не будет достигнуто договоренности в совете Думы, ее председатель не сумеет найти взаимодействие между правительством, губернатором и депутатами, то найдутся шесть человек, которые напишут письмо и попросят внести в повестку вопрос об отставке Воронина, и вопрос встанет в повестку. -

Возможно ли назначение Воронина на должность вице-премьера по социальной политике, дабы снять остроту проблемы? -

Я не знаю, как к этому отнесется сам Воронин и не могу сказать за губернатора, но исходя из опыта работы Николая Андреевича, думаю, что он мог бы справиться.

Другое дело, что опыт его работы в Думе должен показать - ему надо исправлять систему управления и иначе выстраивать отношения с подчиненными. -

Вы сказали об отсутствии в Думе серьезной консолидированной группы депутатов.

Однако в конце весны вы входили в группу из 18 депутатов, которые голосовали по многим вопросам сообща.

Сейчас эта группа по-прежнему едина? -

Я думаю, что да.

Депутатов, которые хотели бы исходить из принципа, что Законодательное собрание - это один из высших органов государственной власти Свердловской области, имеющий свои полномочия и действующий самостоятельно, отвечая только перед избирателями, а не перед другими органами, достаточное большинство.

Желающих же голосовать аппаратно, кулуарно, с прижатыми ушами, притухшими глазами за что угодно, что бы ни сказали губернатор, председатель правительства, или другой чиновник - нет. -

А что такого произошло с депутатами?

Ведь еще год назад такая позиция была невозможна. -

Раньше было абстрактно-политическое противостояние, когда сталкивались мифы с той и с другой сторон.

Сейчас получается, что население, партии и общественные объединения выдвигают в депутаты людей, имеющих опыт работы, и они уже не говорят красивых слов о бесплатном лечении и другой помощи, а совершенно спокойно обосновывают свои требования, показывая механизмы и процедуры выполнения. -

Но вы же сами видели, что администрация губернатора и правительство не принимают этих перемен! -

Опыт весны-начала лета показал, что у правительства не было готовности таким образом разговаривать с комитетами и депутатами, искать компромиссы.

Закон "О правительстве" показывает, что идет просто лобовая атака.

Во время избирательной кампании мы слышали от премьер-министра, что люди должны управлять властью, идти на выборы.

Сейчас выборы прошли, и значит, позиция власти должна измениться - ведь Законодательное собрание - опосредованное представительство населения. -

Осенняя сессия будет снова интересной? -

Думаю, что да. ° 2003 | www.uralpolit.ru | Михаил Вьюгин



Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.