Политика
Пермский край
17 ноября 2008, 13:04 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «УралПолит.Ru»

Паспорт региона: Пермский край. Выпуск 11

Информационная открытость власти

Представляем вашему вниманию одиннадцатую главу спецпроекта «Паспорт региона: Пермский край», посвященную оценке информационной открытости власти региона. Текст основан на экспертном опросе, проведенном «УралПолит.Ru» весной текущего года, среди представителей политического и бизнес-истеблишмента Прикамья. Основная тема «Паспорта региона: Пермский край» – эффективность управления регионом с точки зрения региональной элиты. Полнотекстовая версия доступна для скачивания здесь.

Представляем вашему вниманию одиннадцатую главу спецпроекта «Паспорт региона: Пермский край», посвященную оценке информационной открытости власти региона. Текст основан на экспертном опросе, проведенном «УралПолит.Ru» весной текущего года, среди представителей политического и бизнес-истеблишмента Прикамья. Основная тема «Паспорта региона: Пермский край» – эффективность управления регионом с точки зрения региональной элиты. Полнотекстовая версия доступна для скачивания здесь.

В общественно-политической жизни Пермского края информационная открытость исполнительной власти играет значительную роль по той причине, что определяет дальнейшие действия любого противостоящего властям рычага, будь то крупная компания, общественная организация или конкретный житель, выступающий антагонистом того или иного официального решения. Свою оценку информационной политике властей Пермского края дали VIP-персоны, разделенные на четыре условные группы – бизнесмены, законодатели, политологи и чиновники. Стоит отметить, что большинство мнений экспертов определяют и главный противовес власти.

Мнение бизнесменов единогласно: работу пресс-служб исполнительных властей можно охарактеризовать как отличный пиар-механизм. «Тенденция такая: давайте будем освещать только то, что нам нужно. Много и активно освещать, выделять деньги. Если раньше все компании ориентировались на коммерческих потребителей, то теперь война идет за бюджетных потребителей. Потому что государственный пиар – это та отрасль, на которой можно хорошо зарабатывать», – говорит один из экспертов.

Причиной подобной информационной политики является прошедшая в недавнем прошлом реформа – отмена публичных выборов губернаторов, после которой федеральные власти стали получать информацию о деятельности администрации региона через мониторинг СМИ. «Поэтому пресс-службы заметно активизировались, они количеством берут, а что касается качества, то тут без изменений», – добавляет эксперт. Общая оценка взаимодействия исполнительной власти и СМИ в глазах бизнесменов – удовлетворительно, в первую очередь из-за того, что «на общее обозрение выставляются отдельные решения или чиновники, которые говорят про свою работу заученные фразы и на своем языке, понятным только им, при этом расшифровка не добавляется».

Немаловажной и, возможно, основной задачей пресс-служб властных структур бизнесмены называют погашение или недопущение определенных информационных всплесков. Такие действия были отмечены, например, в случае с планами правительства Прикамья о строительстве на территории региона атомной электростанции. Напомним, после сообщения губернатора Олега Чиркунова о том, что «Пермский край стоит в очереди на строительство АЭС и, как в советские времена, ждет, когда с прилавка что-то выбросят», пресс-служба настоятельно рекомендовала редакциям СМИ удалить новости с упоминаниями о данном заявлении.

«Где-то в каких-то местах власть открыта полностью, в некоторых не очень, но не сказать, что это совсем плохо. Во всяком случае, скрытой власть не назовешь», – резюмируют бизнесмены.

Открытой власть называют и законодатели. Примечательно, что со стороны данной группы экспертов критики поступило гораздо больше. В частности, главным порицанием пресс-служб стала их «недемократичность». «Последний год пресс-служба стала работать как жесткий фильтр. Реально идет проработка: что можно печатать, а что нет. Поэтому у меня отношение к пресс-службе резко отрицательное. Я не знаю, это приказ самого губернатора или общефедеральная политика. Она эффективна, но она не демократична», – высказывается о конкретном учреждении один из экспертов.

«Последнее время все хуже и хуже. Если первые годы Чиркунов воспринимался с большим интересом, в силу того, что он был открыт, что он создал нормальную пресс-службу, то сейчас это дело сильно ухудшается», – соглашается другой законодатель.

По мнению большинства законодателей, эффективность работы пресс-служб является двойственной и не может быть оценена однозначно. Так, например, если первая функция (доведение информации) в той или иной мере исполняется, то вторая (создание положительного имиджа «топ-менеджмента» региона) может быть оценена не выше чем «удовлетворительно». При этом законодатели отмечают: главную роль здесь играет сам губернатор. «Чего Чиркунову не доставало достаточно долго – это взаимодействия и рассказов о том, чем он занимается. Я думаю, что сам губернатор не считал нужным ранее свои вещи доводить до населения потому, что это ему и не надо было никогда. Этот момент непубличности власти присутствует именно из-за способа мышления и управления человека, это ему присуще», – говорит, к примеру, один из экспертов.

Губернатору, по мнению законодателей, необходимо усиливать взаимодействие с «простым народом», чего Олегу Чиркунову в настоящее время не хватает. В то же время губернатор Пермского края является одним из немногих чиновников подобного уровня, столь открыто общающихся с представителями СМИ. «Олег Анатольевич взял за правило устраивать традиционные встречи с журналистами. Вопросы – от самых некорректных до личных. Он их выслушивает и, самое главное, на них отвечает», – заявляет один из законодателей.

Таким образом, законодатели приходят к общему мнению: информационная политика региона, как и уровень взаимодействия со средствами массовой информации, зависят от желания одного конкретного лица – Олега Чиркунова.

Данное мнение в той или иной мере поддерживают и политологи, отмечая, тем не менее, недостаток общения с общественностью правительства в целом и губернатора в частности. «Когда-то губернатор приходил на пресс-конференцию, приводил еще троих своих замов, и выжать из них информацию было проще. При Трутневе эта система стала потихоньку сворачиваться. А Чиркунов… с 2005 по 2007 год был такой период, когда он не провел ни одной конференции», – рассказывает один из экспертов.

Примечательно, что и политологи, и законодатели в один голос заявляют: несмотря на нежелание общаться с народом, Олег Чиркунов и все правительство в целом весьма доступно для любого интересующегося. «Если кому-то надо, он вполне может зайти в администрацию, найти кого необходимо», – говорит один из законодателей, имея в виду в первую очередь представителей СМИ. «Если СМИ проявляет интерес к органам власти, то власть, как правило, об этом рассказывает зачастую откровеннее, чем это происходит в других регионах и чем это происходило у нас раньше. То есть степень открытости информации у нас очень высокая и степень свободы слова тоже», – заявляет политолог.

Баланс между сторонами – обществом и властью – по мнению политологов, все же соблюдается. Главную роль здесь посредством средств массовой информации играют общественные организации, ставшие буфером между «простым народом» и всевозможными администрациями.

«Краевая власть гораздо более открыта инициативам снизу и каким-то гражданским акциям, городская более закрыта, потому что менее умела в этом направлении, – говорит политолог. – У нас очень сильны гражданские активисты, различные общества по защите прав различных категорий граждан, гражданское общество очень сильное, поэтому взаимодействие есть».

Стоит отметить, что, по сравнению с иными регионами, власти Прикамья действенно противостоят именно общественные организации, сам повод создания которых в большинстве своем и является причиной некоторых конфликтов.

Немаловажно, что политологи, в отличие от бизнесменов или законодателей, поднимают тему подконтрольных властям сторонних структур, в частности все тех же средств массовой информации. «Количество СМИ, с которыми работает власть, можно перечислить по пальцам. Вот есть газета «Местное время», телеканал «Рифей», краевая власть с ними работает, она им платит. И там процент проплаченных материалов очень высок», – говорит политолог.

Подобные издания исторически необходимы для точного определения позиции властных структур посредством официальных заявлений, интервью, «бесед в прямом эфире». Объективная картина происходящего складывается благодаря другим, более независимым СМИ, однако «по-настоящему оппозиционных» изданий политологи не отмечают. «Еще бы я, наверное, сказал, что можно говорить о беспределе со стороны СМИ в Пермском крае. Есть ряд изданий, которые просто крайне хамски себя ведут по отношению к тем, кто ответственен за развитие региона», – считает один из политологов.

Между тем изрядная доля возмущения со стороны как СМИ, так и общественности иногда вполне оправданна. Виной тому все тот же губернатор Олег Чиркунов. Так, например, по словам одного из политологов, «сейчас в правительстве на ключевых постах – женщины, проработавшие в компании «ЭКС» (подконтрольной Олегу Чиркунову), они очень не открыты, с ними тяжело общаться».

В свете всего вышесказанного достаточно интересным, но в то же время предсказуемым может показаться «взгляд изнутри». Мнение чиновников в целом скупое и осторожное. Они заявляют о наличии в регионе оппозиционных СМИ, «которые всегда всех критикуют». «Позитивно то, что есть открытая критика, на уровне администрации и губернатора постоянно идет мониторинг региональных и федеральных СМИ с точки зрения рисков, и они рассматривают их на основании публикаций, которые проходят. Это вообще положительно характеризует этот акт», – в характерном для чиновника стиле комментирует ситуацию один из экспертов.

В то же время чиновники сами становятся оппозицией остальным группам экспертов, когда речь идет о подконтрольных изданиях. «У нас нет своих телеканалов и своих газет», – заявляет чиновник.

В общем, чиновники сходятся на мнении о том, что делать выводы еще рано, что ярко и традиционно их характеризует. «В отношении информационной открытости исполнительной власти сейчас идет бурный период по налаживанию отношений с общественностью и СМИ, и эффективность этих процессов будет оцениваться потом, но то, что власть идет на открытость своих действий, это точно», – заявляет эксперт от властных структур.

Таким образом, информационная открытость исполнительной власти выглядит достаточной в основном только в глазах чиновников, и при недостаточной открытости свою роль играет главный противовес власти – общественные организации, добившиеся в Прикамье значительных результатов. Взаимодействие властных структур Пермского края и общественности представляет собой работу слаженного пиар-механизма, имеющего как ряд недостатков, так и ряд достоинств. И достоинства, и недостатки во многом определены так называемой личностной политикой первого лица региона – губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым. Соответственно, в данном контексте стоит уделить внимание этой личности, о чем рассказано в других главах «Паспорта региона: Пермский край».

С детальной информацией об исследованиях «УралПолит.Ru» и «ФедералПресса» вы можете ознакомиться здесь.

 

 

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1