горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Амурская область
25 августа 2010, 21:00 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «АмурПолит.ру» ИД ФедералПресс

Школы и детские сады Приамурья сами смогут решать, на что им тратить деньги

В области обсудили преимущства автономных учреждений

С 2012 года в школах, детских садах Приамурья начнут действовать новые экономические механизмы управления. Образовательные учреждения должны будут выбрать свой путь развития. Они станут либо автономными, либо бюджетными – сообщает «АмурПолит.ру».

С 2012 года в школах, детских садах Приамурья начнут действовать новые экономические механизмы управления. Образовательные учреждения должны будут выбрать свой путь развития. Они станут либо автономными, либо бюджетными – сообщает «АмурПолит.ру».

Сегодня в финансировании школ и детских садов действует уравниловка. Как бы школа не работала, какие знания она не давала бы, но свои деньги из бюджета получит. На них ремонт она сделает, коммунальные услуги оплатит, без зарплаты учителя не останутся. Заинтересованности в качественной работе практически нет. Да и откуда ей взяться, скажем в детском саду, если там уже много лет дикий дефицит мест. Родителям за счастье приткнуть ребенка хоть куда. А есть ли там логопед или обучают детей хореографии и основам английского – для многих дело уже десятое.

По новому федеральному закону, который начнет действовать с 2012 года, образовательные учреждения должны выбрать организационно-правовую форму. Они станут или автономными, или бюджетными. И те, и другие будут выполнять государственное задание. А отличие заключается в праве распоряжаться материальными ресурсами.

Автономные учреждения смогут отойти от жесткой сметы. Они сами решат, к примеру, сколько в школе создать профильных классов. Углубленное преподавание предметов потребует от учителей больших усилий. Им придется дополнительно заниматься самообразованием. На обучение одного ребенка такие школы из бюджета получат больше денег, чем обычные. Их можно будет направить на стимулирование педагогов. Кроме того, школа при финансовой самостоятельности заинтересована в изыскании внутренних резервов. А они лежат на поверхности. Установка счетчиков на воду, отопление, своевременный ремонт кранов, сливных бачков дадут существенную экономию. Сейчас, когда данные расходы оплачиваются из бюджета, большой заинтересованности, в принципе, нет. Какая разница, предъявят счет за оплату коммунальных услуг на 10 тысяч рублей или на 20 тысяч? А вот когда придется платить из своей мошны – дело совсем другое. Сотни тысяч рублей можно потратить на покупку оборудования, повышение зарплаты, а не отдавать ЖКХ. Заодно директора задумаются, а нужны ли в школе пять завучей, если с работой могут справиться и трое. Сейчас от выбитых когда-то ставок отказываться никто и не подумает. А в автономных учреждениях лишних людей держать не станут.

Кстати, если посчитать, сколько сейчас денег бюджет выделяет на одного ученика, то в каждой школе получится своя цифра. Зависит это от многих факторов. При финансировании министерство образования отталкивается от числа класс-комплектов. Наполняемость в них разная. Административный штат, затраты на коммунальные услуги тоже отличаются. А вот качество обучения при этом никак не учитывается. Но так быть не должно. «Деньги в школы будут доводиться в виде муниципального заказа, - говорит министр образования Амурской области Сергей Степанов. – В Благовещенске, например, порядка 22 тысяч школьников. Управление образования разместит заказ на их обучение. На одного ребенка бюджет выделяет определенную сумму. Где качество обучения выше – туда дети и пойдут. И школы будут держаться за каждого. Уйдет десять человек, финансирование тут же сократится. Деньги будут даваться каждой школе на выполнение конкретной образовательной услуги под запросы конкретного ребенка. Чем они выше, тем больше сумма. Мы же будем контролировать и проверять конечный результат. Чему школа научила, как она ребенка воспитала, в каких условиях она его содержит». 

Чтобы привлечь учеников, автономные школы смогут заключать контракты с учителями. Конечно, они будут стремиться брать лучших. И оплачивать их труд достойно. Тем самым здесь обучение поднимется на качественно новый уровень. И в выигрыше останутся все. А кто не сможет перестроиться, останется у разбитого корыта. Учиться в серой школе у посредственных учителей много желающих не найдется.

Каждая школа может найти свою «изюминку». Для одних это профильные классы, для других – дополнительное образование. Кто-то создаст группы с дневным пребыванием детей. Последняя идея, наверняка, станет востребованной. Кому из родителей не хочется, чтобы дети были под присмотром, накормлены и вовремя сделали уроки? Такая форма станет частично платной. Оплачиваться будет то, что выходит за пределы стандартов оказания услуг. Тем самым школа сможет зарабатывать дополнительные деньги и брать хороших воспитателей групп продленного дня. И на нормальную зарплату те пойдут с удовольствием.

Большие перспективы откроются для автономных детских садов. «Сегодня 90% жалоб связаны с обвинениями заведующих детсадов в коррупции, - сказал Сергей Степанов. - В глазах родителей они выглядят вымогателями. Занимаются поборами, говорят они, а куда идут наши деньги непонятно. Определенные платные услуги они оказывают, но делать это следует открыто. Если у родителей есть желание получить услугу за пределами стандарта и они готовы за это платить, то это должно быть проходить официально через банк на счет учреждения».

В качестве примера министр образования Приамурья привел детсады Тюмени, в которых он побывал: «Заходишь и видишь огромный стенд с перечнем дополнительных услуг. Они распределены по разделам. Первый – «Здоровьесбережение». Приболел ребенок, но не инфекционной болезнью, в садике сделают укол. Нужен массаж или физиотерапия – пожалуйста. Рядом размещены услуги логопеда, психолога, психиатра и других специалистов. Собрались папа с мамой вечером в театр – никаких проблем. После официального закрытия садика в 18 часов с ребенком посидит дежурный воспитатель. Если надо в группе отпраздновать День рождения, детсадовские повара испекут пирог или торт. И не надо их покупать в магазине с риском отравить детей несвежим продуктом. Здесь пирог подадут с пыла-жара. Можно и на дом заказать празднование Дня рождения. Придет массовик-затейник. А на Новый год можно вызвать Деда Мороза и Снегурочку. Они мгновенно реагируют на все новые веяния. Напротив каждой услуги указана цена. Кстати, вполне разумная. А внизу расчетный счет, на который перечисляются деньги. Все абсолютно прозрачно».

У автономных образовательных учреждений появится гораздо больше возможностей. Оно само решит на какие статьях расходов можно сэкономить и на какие перекинуть эти средства. Бюджетное учреждение в любом случае получит деньги на выполнение государственного задания под каждого ребенка. А вот распоряжаться ими по своему усмотрению оно не сможет. Какой же путь выбрать, каждая школа и детсад определят сами.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1