горячие темы Смотреть Скрыть
Карты конфликтов
Забайкальский край
3 декабря 2007, 18:48 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «ФедералПресс»

Итоги недели. Восточная Сибирь. 26 ноября – 2 декабря

Госконтроль в электроэнергетике, железные дороги и нападение в метро

Конечно, прошедшая неделя запомнилась для жителей страны, прежде всего, выборами. Кульминационное политическое событие года, предполагаемые результаты которого стали обсуждать еще за полгода до 2 декабря. Но в сегодняшних «Итогах недели» мы не будем останавливаться на выборах – это тема отдельного материала. Предметом сегодняшних Итогов станут сохранение государством влияния в электроэнергетике после 2008 года, планы развития железных дорог Восточной Сибири, тувинский бюджет и чудовищное избиение тувинского журналиста и чиновника в питерском метро.

Конечно, прошедшая неделя запомнилась для жителей страны, прежде всего, выборами. Кульминационное политическое событие года, предполагаемые результаты которого стали обсуждать еще за полгода до 2 декабря. Но в сегодняшних «Итогах недели» мы не будем останавливаться на выборах – это тема отдельного материала. Предметом сегодняшних Итогов станут сохранение государством влияния в электроэнергетике после 2008 года, планы развития железных дорог Восточной Сибири, тувинский бюджет и чудовищное избиение тувинского журналиста и чиновника в питерском метро.

Электричество под госконтролем

Завершающим этапом реформы электроэнергетики станет ликвидация в июле 2008 года РАО «ЕЭС России». Предполагается приватизировать генерирующие и передающие мощности энергетического гиганта. Однако государство не намерено пускать процесс управления энергетикой страны на самотек: чтобы инвестиции в энергетику продолжались, РАО ЕЭС подписывает с покупателями ОГК и ТГК акционерные соглашения.

Например, под действие подобного соглашения подпадает «Норильский никель», владеющий 64,9 % акций ОГК-3 (4,8 млрд. долларов); после исчезновения РАО ЕЭС доля Норникеля составит почти 79 %. Вне зависимости от доли преемника энергетического гиганта «Норникель» должен будет включать его представителя в совет директоров и согласовывать ключевые вопросы – от смены менеджмента до реорганизации ОГК. А РАО может отказать, если «существует обоснованное основание предполагать», что решения затронут инвестпрограмму. Аналитики усматривают в полномочиях государства наличие всех прав блокирующего акционера.

Если Норникель нарушит соглашение, его ждут штрафы – в сумме до 22,5 млрд. руб. (около 900 млн. долларов). По тому же документу, лимит для штрафов РАО ЕЭС – 50 млн. руб. Документ действует до 31 декабря 2013 г., то есть до момента сдачи последнего объекта инвестпрограммы ОГК-3. Правопреемник РАО ЕЭС не выбран, но предполагается, что это должна быть госкомпания (например, «Системный оператор»).

Схожие соглашения будут подписаны и с другими инвесторами, если те купят контрольные пакеты ОГК и ТГК. Пока участники рынка говорят о трех кандидатах: «Газпром» (с «Мосэнерго»), E. On (ОГК-4), ИФД «Капитал» (ТГК-8).

Прирастаем рельсами

Проблемы транспортной инфраструктуры сейчас являются одними из наиболее острых. Изношенность, а, зачастую, и отсутствие путей не только мешает дальнейшему развитию существующих производств. Но и является тормозом для освоения новых территорий, в частности, Восточной Сибири.

В ближайшие несколько лет на Восточно-Сибирской железной дороге (ВСЖД) для решения этой проблемы планируют открыть около 1800 км новых путей. В 2008 году будет запущен в эксплуатацию обвод Иркутского узла, скоро в Иркутской области откроются два новых разъезда.

Кроме того, Правительством РФ одобрена в первом чтении программа развития железных дорог до 2030 года, в которой значительное внимание уделено дорогам Восточной Сибири. В проекте – строительство железнодорожных линий к Апсатскому месторождению коксующегося угля, Чинейскому месторождению ванадиевых руд, свинцово-цинковому месторождению в поселке Озерный (республика Бурятия), строительство рокадного хода между станциями Новый Уоян и Могзон, которое позволит перенаправлять транзитные поезда с главного хода на БАМ в обход барьерных мест на Транссибе.

По прогнозам специалистов, объем грузоперевозок по ВСЖД к 2030 году составит 170 млн. тонн при годовом росте в 2,5 %.

Волна новостей на прошлой неделе касалась Республики Тува. Это были как относительно положительные известия из бюджетной сферы, так и шокирующий случай избиения сотрудника республиканского правительства в питерском метро.

Финансовая стратегия Тувы

Палата представителей Великого Хурала Тувы утвердила республиканский закон о бюджете на 2008 год. Большинством голосов при одном воздержавшемся депутаты проголосовали 29 ноября за главный финансовый документ.

Основные параметры главного финансового документа на 2008 год: доход республиканской части бюджета – 10,4 млрд. рублей, расход – 10,4 млрд. рублей, дефицит – 25,1 млн. В бюджете 2007 года дефицит составлял 250 млн. рублей.

Впервые в бюджете будущего года 50 процентов доходов от транспортного налога и налога на имущество будет передаваться в районные бюджеты. Как и в предыдущие годы, основную долю трат – 72,6 процента занимают социальные расходы. Фонд оплаты труда с отчислениями в социальные фонды составляет 43,6 процента в общих расходах бюджета республики.

Общая сумма инвестиций в 2008 году составит 776,9 млн. рублей из них за счет средств республиканской адресной инвестиционной программы – 644,2 млн. рублей и субсидии на развитие социальной инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований – 132,7 млн. рублей.

«ФедералПресс» уже отмечал характерные особенности республиканского бюджета. Прежде всего, документ на следующий год принят в нынешнем году, что уже прогресс в сравнении с практикой утверждения прошлых бюджетов Тувы. Затем, важно отметить, что республиканские власти решили искусственно не завышать доходную базу. Правительство впервые решило трезво взглянуть в глаза реальности и рассчитывать прежде всего на свои силы.

В этой связи важным фактом представляется и минимальный дефицит (порядка 25 млн. рублей), сокращение наполовину целевых программ. Складывается такое впечатление, что тувинские власти сознательно решили затянуть пояса, посмотреть, как республика справится с трудностями, а уже в будущем думать о прорывных проектах. Тогда логичным выглядит принятие программы социально-экономического развития Тувы до 2010 года, на основе которой разрабатывается федеральная целевая программа развития республики. Этот документ сейчас проходит согласование в Москве. С 2008 года Тува готовится к принятию трехлетнего бюджета. Начало реформирования региональных финансов становится одной из приоритетных задач 2008 года.

Поэтапные действия органов власти республики Тува будут направлены на реформу бюджетного процесса и управления расходами, внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, административную реформу, реформирование государственного сектора экономики, создание условий для развития доходной базы и т.д. Для реформирования региональных финансов Тыва решила поддать заявку на грант в Минфин России.

Нападение в питерском метро

Шокирующая новость пришла в субботу, 1 декабря, из культурной столицы России, родного города нынешнего российского президента, Санкт-Петербурга. В метро города подверглась нападению начальник отдела канцелярии главы правительства Тувы, известная в республике журналистка, Саяна Монгуш.

Судя по информации, опубликованной в «Живом Журнале», Саяна Монгуш приехала из Тувы к знакомым на несколько дней. В субботу около 14 часов она спустилась под землю на станцию «Невский проспект».

По словам пострадавшей, в поезде к ней подошел молодой человек в черной куртке и «тяжелых» ботинках. Он принялся оскорблять женщину. На следующей станции в вагон вошли восемь или девять молодчиков, которые набросились на Саяну Монгуш. При этом пострадавшая утверждает, что нападавшие выкрикивали националистические лозунги и оскорбления, по внешнему виду они напоминали участников неформального движения «скинхэдов».

Сидевший рядом мужчина попытался заступиться за избиваемую женщину, тогда нападавшие переключились на него, а сотруднице тувинского правительства удалось бежать. По словам Саяны Монгуш, пассажиры, находившиеся в вагоне, не проявили никакого беспокойства по поводу происходящего. Никто не попытался вступиться за мужчину, не сорвал «стоп кран» и не позвонил 02. Уже на станции «Проспект Просвещения» Саяна Монгуш обратилась в отделение милиции, но там у нее отказались принять заявление.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1