Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Юрий Гусев: эффективность вуза определяется востребованностью его выпускников

Уходящий 2012 год стал знаковым для НГУЭУ: был сдан в эксплуатацию бассейн «Водолей», построенный в рамках федерального проекта, заработал новый учебный корпус. Университет вошел в список эффективных вузов и стал лауреатом конкурса «Лучшие вузы РФ» в СФО. Следующий год станет знаковым для образовательной системы страны. Подробнее «ФедералПресс.Сибирь» рассказал ректор НГУЭУ, академик МАН высшей школы, доктор экономических наук, профессор Юрий Гусев.

Уходящий 2012 год выдался для Новосибирского государственного университета экономики и управления знаковым: к началу года был сдан в эксплуатацию бассейн «Водолей», построенный в рамках федерального проекта «500 бассейнов России», с сентября заработал новый учебный корпус. НГУЭУ вошел в список эффективных вузов России и стал лауреатом межрегионального конкурса «Лучшие вузы РФ» в СФО. Следующий год станет знаковым для образовательной системы страны. Перемены связаны с принятием нового закона об образовании. Он заменит два базовых закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 году и 1996 году соответственно. В новом документе будут прописаны нормы по всем уровням образования. Об этом корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» рассказал ректор НГУЭУ (ранее НИНХ), академик Международной академии наук высшей школы, доктор экономических наук, профессор Юрий Гусев.

Юрий Васильевич, ожидается, что документ будет принят Госдумой до конца года, он должен вступить в силу 1 января 2013 года. Каково Ваше отношение к этому законопроекту?

Содержание законопроекта об образовании уже в течение нескольких лет является одной из резонансных тем не только в профессиональном сообществе, сотни страниц законопроекта были размещены для общественного обсуждения. Это правильно, поскольку тема образования касается всех без исключения. Действующий закон был принят еще в 1992 году, и для своего времени он был прогрессивным. Но сегодня просто не в состоянии эффективно регулировать складывающиеся отношения в сфере образования. И проблемы, связанные с этим, накапливались не один год. Тогда, в 90-е годы, системе образования были предоставлены большие свободы, стимулировались инициативы и т. п. На сегодняшний день уже принято множество законов под заголовком «О внесении изменений в Закон «Об образовании» в связи с введением…». И теперь понять что-либо во всей этой паутине крайне трудно, да и интерпретировать положения в документе можно по-разному. Стали накапливаться и прямые противоречия. Так быть не должно.

Создание нового закона продиктовано, прежде всего, необходимостью «интегрированного» документа. Система законодательных актов должна быть четкой и непротиворечивой. Безусловно, этому способствуют общественные слушания нового законопроекта, которые продолжались около двух лет: первая версия была размещена на сайте Минобрнауки в мае 2010 года. Я не помню никакого другого закона, который бы находился на обсуждении столь длительное время. Высказано множество точек зрения и «за» и «против». Сделано много изменений и поправок в первоначальный текст. Т. е. обсуждение не осталось простой «говорильней». Хотя спорные вопросы в тексте остались и на сегодняшний день. 

По большому счету новый закон оформляет современные тенденции, которые уже состоялись в системе образования. Документ затрагивает целый комплекс отношений, устанавливает четкую систему уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохранит ЕГЭ и дистанционное обучение, укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. В целом он направлен на расширение образовательных возможностей.

Как мне видится, в основном отрасль будет следовать курсу, заданному в предыдущие годы. То есть учебные программы будут приводиться в соответствие с федеральными требованиями и стандартами, и вузам придется и дальше бороться за успевающих абитуриентов. Верным кажется и состоявшееся выделение разных категорий университетов и закрепление этого в законе. 

Как бы Вы определили критерии качества экономического образования? Насколько современное высшее экономическое образование соответствует экономической реальности? 

Образование образованию рознь. Экономическое образование в этом смысле ничем не отличается от любого другого. 

Чтобы определить степень соответствия образования реальности, Минобр проводит много процедур. При этом за реальность принимаются стандарты. Например, аккредитация вуза или подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг установленному стандарту. Выдавая вузу это свидетельство об аккредитации, государство берет на себя ответственность за качество образования в этом учебном заведении. Ведь не имеющие государственной аккредитации вузы выдают диплом не государственного, а собственного образца. Свидетельство о государственной аккредитации имеет приложения. В приложениях должны быть указаны все направления подготовки, по которым выдается диплом государственного образца. Если выбранная Вами специальность отсутствует в приложениях к свидетельству об аккредитации, то вуз по данной специальности диплом государственного образца выпускнику выдавать не имеет права. Или недавний мониторинг эффективности вузов – весьма показательная вещь с области соответствия. Но это – стандарты, образовательный процесс. Итоговая цель – выпускник, его востребованность рынком труда. Чем она формируется. Конечно, и базовым образованием, и репутацией учебного заведения, которое это базовое образование дает. Эти две составляющие неотделимы друг от друга. 

Наш университет дает практико-ориентированное образование с хорошей теоретической базой, готовит специалистов, которые решают прикладные задачи в различных отраслях экономики, бизнеса, производства, социологии, маркетинга, рекламы, международных отношений и т. п. Мы пытаемся максимально сократить разрыв между теорией и практикой. Для этого в университете реализуется целый ряд специальных проектов.

Например, «Сибирский образовательно-туристский альянс» («СОТА»), в рамках которого проходят практические занятия для менеджеров в сфере туризма, гостиничного хозяйства, ресторанного дела. Или клуб «Финансист» – площадка для подготовки финансовых аналитиков. Здесь приобретаются практические навыки на основе бизнес-кейсов, а участники получают возможность еще в студенчестве влиться в бизнес-сообщество региона. Работает студенческий Кейс-клуб, где идет практическая подготовка будущих профессионалов через мастер-классы, турниры, городские и региональные межвузовские чемпионаты по кейсам с привлечением представителей регионального бизнеса и экспертов. Для студентов-юристов открыта Юридическая клиника, где под руководством ведущих преподавателей кафедр гражданского права и процесса, финансового и трудового права стажеры оказывают юридическую помощь гражданам. В формате дополнительного образования работают Лингвистический центр, международный образовательный центр АРТЕСН (АПТЭК) НГУЭУ, учебно-методический центр по обучению, переподготовке и аттестации аудиторов, центр подготовки антикризисных управляющих, образовательного центра «AccountingПрофи».

Кроме всего прочего, много времени в учебном процессе уделяется интеллектуальным и деловым играм, круглым столам, практикумам, ситуационным семинарам, моделирующим будущую профессиональную деятельность. 

Наш университетский центр содействия трудоустройству выпускников занял 11-е место в общероссийском рейтинге вузовских центров, составленном Координационно-аналитическим центром содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Это тоже большая составляющая часть работы, которую необходимо делать, чтобы продемонстрировать качество наших выпускников, их возможности. 

Есть и другая сторона экономической реальности сегодняшнего времени – необходимость международного образования. И в этой сфере мы имеем несколько интересных и востребованных программ. 

МВА?

Да. Прежде всего – МВА. Эту программу можно считать статусной для нас. Во-первых, она – одна из самых популярных в мире в сфере дополнительного бизнес-образования. Во-вторых, нам удалось соединить все достижения МВА. В НГУЭУ – это полноценная программа «Мастер делового администрирования» (МВА), так называемая General MBA. Многие программы имеют направленность: например, МВА в туризме или маркетинге. Наша построена по международному образцу, ее учебный план – результат опыта наших зарубежных коллег. Она позволяет студентам получить дипломы как российского, так и международного образца. Не секрет, что российский МВА еще не снискал признания работодателей. А получить подобное образование за рубежом в силу определенных причин достаточно сложно. 

Также у нас работает программа SUNY с присвоением американского диплома ассоциата и бакалавра наук в области делового администрирования, менеджмента и международного бизнеса. Есть Российско-американский бакалавриат, где программа двойного диплома реализуется в рамках профилей «Мировая экономика», «Менеджмент организации» и «Управление малым бизнесом» (американские специальности International Business, Management и Business Administration соответственно).

Вообще важность международного опыта переоценить сложно. Развитие международного сотрудничества мы рассматриваем как одно из основных направлений деятельности университета и неотъемлемую часть подготовки специалистов. 

Вы имеете в виду программы студенческих обменов?

Не только. В университете открыты две долгосрочные программы студенческих обменов. Одна реализуется совместно с Синьцзянским университетом финансов и экономики – это китайский город Урумчи, другая – с Даляньским университетом иностранных языков, это город Далянь, тоже КНР. 

Мы стараемся участвовать в международных образовательных и научных программах, расширять академические и научные контакты, партнерские отношения с зарубежными высшими учебными заведениями. Организовываем научные и учебные стажировки преподавателей за рубежом, обеспечиваем участие сотрудников университета в международных конференциях, симпозиумах, семинарах и т. п. Среди наших зарубежных партнеров – Карл-фон-Оссецки-Университет (Ольденбург, Германия), Высшая школа бизнеса Марсель-Прованс (Франция), Институт социальных исследований в Гааге и Институт исследований городского развития в Роттердаме (Нидерланды), компания Aptech Ltd, Meridian Technologies Ltd (Индия), Синьцзянский университет и Синьцзянский университет финансов и экономики (Урумчи), Северо-Западный университет финансов и экономики (Ченду, Китай), Международный Пражский университет (Чехия) и другие.

Кстати, а для действующих и будущих руководителей помимо MBA есть ли известная в России президентская программа подготовки управленческих кадров? 

Президентской программе в НГУЭУ уже 15 лет. 1998 год стал для нее стартом по всей стране, а не только в нашем вузе. С 1998 года факультет повышения квалификации университета работает в рамках Федеральной государственной программы подготовки управленческих кадров по программе «Финансовый менеджмент», а с 2002 года – по «Управлению персоналом». 

Юрий Васильевич, НГУЭУ празднует 45-летний юбилей. А какие первоочередные задачи у университета на 2013 год?

Мы уже сейчас работаем над новыми магистерскими программами. В том числе совместными программами с международными партнерами. Есть и другие конкретные планы по дальнейшему развитию образовательного процесса и научно-инновационной деятельности. Думаю, в первой половине следующего года появится новая программа развития университета на ближайшие пять–семь лет.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.