Top.Mail.Ru
Общество
СКФО
0

В Чечне продолжают громить дома родственников боевиков даже после конференции Путина

ГРОЗНЫЙ, 24 декабря, РИА ФедералПресс. Выселяемые из Чечни родственники боевиков обращаются к правозащитникам с просьбой помочь покинуть Россию. По данным правозащитников, в пятницу был разрушен очередной дом родственников предполагаемого боевика. Это произошло уже после того, как Владимир Путин назвал такие действия и призывы к ним незаконными.

ГРОЗНЫЙ, 24 декабря, РИА ФедералПресс. Выселяемые из Чечни родственники боевиков обращаются к правозащитникам с просьбой помочь покинуть Россию. По данным правозащитников, в пятницу был разрушен очередной дом родственников предполагаемого боевика. Это произошло уже после того, как Владимир Путин назвал такие действия и призывы к ним незаконными.

С 18 на 19 декабря ночью в селе Кошкельды Гудермесского района Чечни неизвестные разрушили дом родственников одного из предполагаемых участников бандподполья с помощью бульдозера, передают РБК сообщение старшего сводной мобильной группы правозащитников в Чеченской Республике Сергея Бабинца. В субботу правозащитники приехали в Кошкельды, чтобы проверить информацию о сносе дома семьи Шамаевых. На месте Бабинец и его коллега Дмитрий Дмитриев обнаружили развалины со свежими следами от бульдозера. Фотографии они опубликовали на своих страницах в соцсетях.

Жители соседних домов подтвердили, что неизвестные снесли дом с помощью тяжелой стройтехники в ночь на 19 декабря, однако о деталях говорить отказались. «Нам только сказали, что сами жители дома давно уехали за границу», – уточнил Бабинец.

Это первый известный случай уничтожения жилища родственников предполагаемых боевиков после пресс-конференции президента России Владимира Путина 18 декабря, говорившего о незаконности таких акций и призывов к ним, прозвучавших со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова после нападения боевиков на Грозный 4 декабря.

По словам Александра Черкасова, председателя правления правозащитной организации «Мемориал», до реакции Путина произошло девять подобных случаев. Многие из тех, кто обращается к правозащитникам, просят не называть своих имен из соображений безопасности, но несколько случаев зафиксированы на фотографиях, подчеркивает Черкасов.

Правозащитники сообщили, что 6 декабря был сожжен дом Юнуса Гехаева, расположенный в новом поселке на восточной окраине Гудермеса. Об этом сотруднику «Мемориала» рассказали односельчане погорельца. Накануне Гехаев опознал среди убитых в Грозном боевиков своего сына Юсупа, который примкнул к вооруженному подполью в июне 2011 года. Утром 6 декабря к дому Гехаева на машинах УАЗ и ВАЗ-2170 приехали вооруженные люди в масках. Они выгнали семью Гехаевых на улицу, а дом подожгли. В результате все имущество сгорело, а семья уехала в неизвестном направлении.

7 декабря в 2:00 к дому Майсет Касумовой в селе Энгель-Юрт Гудермесского района на машинах УАЗ и ВАЗ приехали вооруженные люди в масках, подожгли здание и уехали. Дом сгорел полностью. Хозяйка дома умерла год назад. После ее смерти в доме никто не жил. Известно, что сын Касумовой Бай-Али примкнул к боевикам несколько лет назад, но среди убитых в Грозном 4 декабря его нет.

С 6 на 7 декабря, ночью, по данным «Мемориала», были сожжены четыре дома в селе Янди Ачхой-Мартановского района – неподалеку от села Шалажи, откуда боевики в день нападения на Грозный выдвинулись в сторону города. Два дома принадлежали Байдуллаевым. Сожжен дом 76-летнего Сайд-Ахмеда Байдулаева, чей сын Бислан – член вооруженного бандподполья (но не значился среди убитых в Грозном). Также сгорел дом, в котором жила с тремя детьми Мадаш Байдулаева – жена племянника Сайд-Ахмеда. Ее сын Казбек считается боевиком, но его имя в списке участников теракта отсутствовало. Услышав по телевизору выступление Кадырова об ответственности родителей боевиков, испуганные жильцы этого дома ушли к родственникам.

В том же селе неизвестные в камуфляже и масках подожгли дом, в котором жила Марем Шоваева с тремя несовершеннолетними детьми-инвалидами. Четвертый ее сын, 21-летний Сулиман, примкнул к боевикам год назад. Его тело опознали среди убитых 4 декабря.

Как ранее сообщаось в «ФедералПресс.Кавказ», полностью сгорел и дом Зины Тарамовой. Ее 26-летний сын Анзор примкнул к боевикам в 2011 году. Он был опознан родственниками среди убитых в Грозном.

Ночью 9 декабря в селе Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района неизвестные в масках подожгли дом Алхазура Бютукаева – отца 40-летнего Аслана Бютукаева, подозреваемого в организации атаки на Грозный. Семья и ближайшие родственники Алхазура давно не живут в селе, а дом все это время пустовал, отмечается в сообщении «Мемориала».

«Если задача спецслужб снижать мобилизационный потенциал подполья, то эти методы будут иметь скорее обратный эффект. Федеральные власти в борьбе с чеченским подпольем сделали упор на местных силовиков именно для того, чтобы последние действовали более избирательно, с учетом чеченских реалий», – считает Черкасов.

Правозащитник утверждает, что семьи боевиков далеко не всегда разделяют взгляды молодых сторонников радикального салафитского ислама. Однако когда на них оказывается такое давление, предсказать их ответную реакцию сложно.

Кроме того, по словам Черкасова, в семьях, которые обратились к правозащитникам, восемь несовершеннолетних детей.

«Какие к ним могут быть претензии? И если это не подконтрольные Кадырову люди разъезжают по территории Чечни с оружием и строительной техникой, то кто тогда контролирует обстановку в Чечне?» – возмущается правозащитник.

По словам Бабинца из сводной мобильной группы, некоторые из чеченцев, пострадавших в результате сноса домов, уже обратились в различные правозащитные организации с просьбами оказать содействие их переселению за пределы России.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.