Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Фантом мюзикла добрался до Новосибирска

Композитор Андрей Молчанов и режиссер Игорь Селин представили новую версию истории про привидение из Кентервиля

В Новосибирском академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) прошли премьерные показы мюзикла «Кентервильское привидение», созданного по мотивам известной новеллы писателя Оскара Уайльда.

В Новосибирском академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) прошли премьерные показы мюзикла «Кентервильское привидение», созданного по мотивам известной новеллы писателя Оскара Уайльда. Названный мировой премьерой проект, который театр осуществил совместно с Новосибирской государственной консерваторией (НГК) имени Глинки, претендует на то, чтобы стать пилотным в рамках подготовки нового всероссийского оперного фестиваля. Постановщиком спектакля выступил режиссер Игорь Селин, в своем стиле не оставивший ни единого квадратного метра на огромной сцене новосибирской оперы, который бы не двигался в такт ритма. Музыку написал преподаватель консерватории Андрей Молчанов. Новосибирский композитор щедрой рукой разбросал по мюзиклу огромное количество интересных, ярких мелодий, но так и не решился одну из них сделать лейтмотивом. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Надо еще посмотреть, пойдет ли этот мюзикл в качестве репертуарного спектакля, – заявил художественный руководитель новосибирской филармонии Владимир Калужский, которого трудно заподозрить в оптимистическом взгляде на окружающий мир. – Аншлаг на первых показах спектакля всегда требует специального анализа».

Премьера мюзикла «Кентервильское привидение», прошедшая 7 и 8 июля, действительно напоминала призрачный сон. На двухдневном показе абсолютно нового произведения композитора Андрея Молчанова большой зал новосибирского оперного был переполнен. И лишь отчасти это можно объяснить разгаром лета, когда количество концертов и спектаклей в любом городе сокращается на порядок.

«Не буду скрывать, что испытываю чисто спортивный интерес к тому, насколько долгая будет история у новой постановки, – сказал корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» Владимир Калужский. – Ведь известно, что публика театра оперы и балета довольно консервативна. Но, с другой стороны, в свое время в репертуаре новосибирской оперы были такие произведения, как «Летучая мышь» Штрауса. Ведь новосибирский театр музыкальной комедии появился не на пустом месте, а как результат отпочкования от оперной труппы».

Сюжет новеллы Оскара Уайльда о конфликте привидения из старинного британского замка с его новыми хозяевами, прибывшими из Соединенных Штатов Америки, считается одним из самых востребованных в мировом шоу-бизнесе. Известны по меньшей мере одиннадцать экранных версий истории о призраке, который безуспешно пытался запугать новых владельцев замка и которого спасла сентиментальная девушка из Нового Света, а количество театральных постановок по всему миру вряд ли когда-то будет подсчитано. Только за последние годы в России появилось сразу несколько мюзиклов по мотивам произведения ирландского писателя, куда привлекались многие мастера эстрады и рока.

«Кентервильское привидение» стало уже шестым совместным постановочным проектом НГАТОиБ и Новосибирской консерватории (НГК) им. М. Глинки. Но если раньше сотрудничество проходило в форме концертных постановок интересных, но не самых популярных в мире опер, то на этот раз театр пошел на довольно дерзкий эксперимент – и не только для того, чтобы освежить репертуар. Так уж получилось, что первые показы нового мюзикла совпали с сообщениями, что премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о создании в Новосибирске всероссийского фестиваля оперных спектаклей консерваторий страны. Получалось, что оперный театр вовсе не случайно отдавал ежегодному студенческому спектаклю консерватории свою большую сцену со всеми ее техническими возможностями, а, привлекая в постановку более 200 артистов, превращал ее в показательный пример такого типа сотрудничества.

Привидение Джона Кентервиля готовится к бою

«Мы думали вначале, что всё будет в ключе экономкласса, – говорил журналистам директор новосибирского театра Борис Мездрич, поясняя траты на премьеру. – Но если товарищ Селин работает, про экономкласс надо забыть навсегда».

Режиссер Игорь Селин не первый раз сталкивается в новосибирской опере с нечистой силой. Два года назад он уже поставил здесь «Фауста», ставшего самым успешным оперным проектом НГАТОиБ за последние двадцать лет, который по посещаемости сравнялся с балетными спектаклями театра. Поразив тогда зрителей неожиданными перемещениями героев шедевра Шарля Гуно в пространстве и времени, режиссер остался верен себе, без колебаний соединив в мюзикле персонажей разных эпох. Показательно при этом, что постановщик не оставляет не единого квадратного метра сцены, свободного от происходящих событий.

«Прекрасно, когда у одаренного мастера всегда есть в обойме пара-тройка приемов, которыми он может удивить даже в студенческом спектакле, – говорит Владимир Калужский. – Похоже, в этой работе Игорь Селин просто по-хозяйски распорядился тем, что какое-то время назад наработал до этого».

Утверждают, что инициатива постановки мюзикла со студентами на сцене оперного театра также принадлежит Игорю Селину, который уже имеет опыт сотрудничества с консерваторией при постановке оперы «Джанни Скикки» Пуччини. Он также предложил новосибирскому композитору Андрею Молчанову сделать новую редакцию «Кентервильского привидения», превратив его из оперетты в полноценный мюзикл.

«Либретто, на которое я опирался, написано с хорошим юмором, – говорил Андрей Молчанов журналистам, – а сценарий позволяет показать и лирическую сторону, и динамическое действие, и разноплановый жанровый материал».

Эстрадное шоу призрака Джона Кентервиля (Максим Головачев): «Меня в подвале за смерь жены замуровали. Мне хоть бы хны»

Сценарий по мотивам новеллы Оскара Уайльда был написан известным театральным деятелем из Санкт-Петербурга Вячеславом Вербиным, который одним известен как драматург, а другим как поэт-песенник, работавший для известных эстрадных артистов, таких как Михаил Боярский и Лариса Долина. Впрочем, многим также он запомнился как автор песен из киномюзикла «Джек Восьмеркин – американец», вышедшего на экраны в конце 80-х годов.

В юморе автору либретто действительно отказать нельзя (чего стоит эстрадное шоу, где призрак (Максим Головачев) поет нечто, прохожее на блюз: «Меня в подвале /за смерь жены /замуровали /мне хоть бы хны»), как нельзя оставить без внимания его едкую критику хищнической сущности представителей Нового Света. Сатира на американских капиталистов у автора сценария в какой-то момент спектакля становится едва ли не центральной, а самым показательным фрагментом тут оказывается несколько раз исполняемая программная песня миллионерши миссис Отис (Дарья Соколова): «Американец – не национальность, американец – это специальность». Впрочем, слава богу, рьяный пафос антиамериканизма сценария несколько приглушает музыка, сделанная в стиле классического симфонизированного мюзикла, а также усилия режиссера, выпустившего в этот момент кордебалет с флагами, лишь отдаленно напоминающими звездно-полосатые.

Миллионерша миссис Отис (Дарья Соколова): «Американец – не национальность, американец – это специальность»

«Мне кажется, что Андрею Молчанову удалось великолепно сделать оркестр с учетом всех жанровых особенностей спектакля, – считает Владимир Калужский. – Но мюзиклу явно не хватило шлягера, который прошел бы через все произведение лейтмотивом, а потом бы насвистывался выходящей со спектакля публикой».

Многие отметили, что самыми сильными местами мюзикла Андрея Молчанова стали наполнившие действие лирические фрагменты, каждый из которых мог бы быть ключевым для произведения. Им могли стать дуэты Вирджинии (Валентина Воронина) и Чарльза (Василий Халецкий) «Тяготенье судьбы к судьбе» или «Внезапная любовь, какой смешной недуг». Превратиться в шлягер готова была дважды исполняемая песня «Сделав круг в сто тысяч миль, ты вернулся в Кентервиль». Но композитор щедро разбросал по мюзиклу прекрасные мелодии, в итоге так и не решив, какую из них сделать главной.

Дуэты Вирджинии (Валентина Воронина) и Чарльза (Василий Халецкий): «Тяготенье судьбы к судьбе»

Впрочем, основным фантомом мюзикла Андрея Молчанова оказался сценарий Вячеслава Вербина. Неоднократно апробированное либретто питерского драматурга, на которое уже написано не менее десятка музыкально-драматических произведений (одним из последних таких опусов стал мюзикл композитора Владимира Калле, поставленный в петербургском театре «Рок-опера»), на поверку оказалось лишенным логичного финала. К концу действия девушка Вирджиния совсем не горит желанием помочь привидению из замка Кентервиль, предпочитая улаживать свою личную жизнь, а помощь призраку приходит оттуда, откуда ее никто не ждал.

«Известно, что в Новосибирске попытки создать мюзикл уже предпринимали известный музыкант Роман Столяр и композитор Андрей Кротов, но Андрей Молчанов стал первым автором, которому удалось полноценно реализовать свой замысел на сцене, – считает художественный руководитель новосибирской филармонии. – Но в итоге композитор все равно оказался даже не жертвой, а рабом либретто, где действие, как говорится, не заканчивается, а просто прекращается».


Фото Виктора Дмитриева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.