Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Денег не обещают, но автомат дадут: как в Екатеринбурге вербуют ополченцев в Новороссию

Рекрутер: «Там все по-взрослому»

На сегодняшний день в Свердловскую область прибыло почти две тысячи беженцев с Украины. В обратную сторону, как выяснилось, тоже едут. 3 сентября из Екатеринбурга отправилась группа из семи добровольцев – воевать на стороне ДНР. С одним из них нам удалось пообщаться перед отправкой. О том, кто и зачем лезет под пули, как выглядит война глазами представителя «диванной армии», – в материале «УралПолит.Ru».

На сегодняшний день в Свердловскую область прибыло почти две тысячи беженцев с Украины. В обратную сторону, как выяснилось, тоже едут. 3 сентября из Екатеринбурга отправилась группа из семи добровольцев – воевать на стороне ДНР. С одним из них нам удалось пообщаться перед отправкой. О том, кто и зачем лезет под пули, как выглядит война глазами представителя «диванной армии», – в материале «УралПолит.Ru».

Имя собеседника изменено. С Сергеем – лидером отряда общаться пришлось под видом одного из потенциальных добровольцев. При этом никакой вербовки не идет – специально желающих ехать никто не выискивает. Собственно, скорее наоборот: пришлось приложить немало усилий, чтобы встреча вообще состоялась.

И пара слов о самом собеседнике. 40 лет, не женат, работал – развозил грузы на своей «газели». Потом, по его словам, «надоело на диване воевать». Дома никто, в общем-то, не ждет.

На Украине долго пробыл, давно вернулся?

Туда 17-го выехали, на разведку с другом. Дорога, то-се. Неделю, в общем, там пробыли, осмотрелись – и поехали обратно, наших собирать.

И как ощущения?

Война, все по-взрослому. В боях, правда, не был – в охранении стоял на окраине Луганска. Как описать? В охранении там стоял с парнишкой одним, и тут мины начали пускать. Как начали сыпаться – сразу на пол. Ну ощущения те еще: *** потерял. Думал – осколком оторвало, полез потом проверять – нет, на месте, спрятался только. «Грады» еще запомнились – красиво выглядит, когда работают. Если не по тебе, конечно.

«Грады»: красиво, когда стреляют

Добровольцев много там из России? Что вообще за люди?

Примерно половина от тех, кто за ополчение воюет. Но тут не поймешь, даже про знакомых не всегда знаешь: можно в одном городе быть, но в разных районах, и не увидеть друг друга. Люди – разные. При мне вон контрстрайкеры приезжали. Думали, как в компьютерной стрелялке все будет. Четыре человека их было, приехали, говорят: «Я командир взвода», другой: «Я командир отделения». Ну ладно, оружие им дали: воюйте. И до первой заварушки: как обстрел прошел – их на следующий день накрыло, в автобус сели и уехали к границе. Разные люди там бывают, до первого обстрела и не поймешь, что за человек. Тоже вот при мне был случай: с Западной Украины парнишка был – ему из военкомата позвонили. Спросили, когда на сбор явится. Ну он им ответил, что воюет уже. Разные, в общем, там люди.

Зачем едут? Там деньги платят?

Никто никому ничего не платит. Обещают вроде по 25 тысяч в месяц платить. Но это еще неизвестно когда будет. А так едут вроде меня в основном, кому на диване воевать надоело – захотели на месте себя проверить.

Оружие там валяется под ногами

Но подготовленные хоть?

Да нет. Всякое бывает. Бывает, человек даже и оружие-то ни разу в руках не держал.

И как они воюют? Их хоть обучают?

При мне как было. Пришли парнишки, автоматы дали: иди, чисти. Один: «А я не умею». Вот кто умеет – стоит над ним и показывает, как разбирать, собирать, как чистить, куда целить, что нажимать. А дальше: жить захочешь – научишься. Ну, можно и не успеть.

Кто умеет – показывает, как стрелять

Через границу тяжело пройти? Как вообще добровольцы туда попадают?

Как? В Ростове группы набираются, потом транспорт подгонят и выезжают. Одному, кстати, лучше не ехать: с таксистами не угадаешь – одиночку могут сразу нацгвардии отвезти. Те им 800 долларов за каждого русского платят. Вот и получится, что пороху еще не нюхал, а уже в плен попал. А так сначала через наших пограничников проходишь, потом украинских, а там автомат на шею и вперед, воевать.

В смысле, через украинских? Кто там границу охраняет?

Границу охраняют штатные бойцы погранслужбы Украины, службу несут. Просто там рядом с ними ополченцы трутся, контролируют. Уйдут – те сразу границу перекрывают.

Сложности на границе возникают?

Для нас – нет. Особенно с украинской стороны. С российской – там да, тщательно на обратном пути проверяют. А так там отдельный коридор для добровольцев в обе стороны. Вот для беженцев – их, конечно, сильно проверяют. Со стороны Украины когда пересекал, там пробка на 8 километров была из машин, что в Россию ехали. Обидно: там мордовороты попадаются – на них пахать можно. Ополченцев спрашиваю: чего не разворачиваете таких? Те: приказа не было.

А как вообще в Ростове это все выглядит, сбор этот? Там какой-то специальный пункт есть?

Что ты меня все выспрашиваешь? Что да как. Поехали – сам все увидишь. Тебя система интересует или ты воевать собрался? (На этом вопросе собеседник злится и в голосе его слышится подозрение. Разговор приходится перевести на общие темы)

Складывается ощущение, что там на стороне ополчения сплошь неподготовленные воюют. Как же получается, что профессиональная украинская армия все время в котлах?

Потому что ополчение берет духом. А те воевать не хотят – их заставляют. Как ближний бой начинается, они автоматы бросают, сдаются сразу. Грубо говоря, когда в рукопашную идешь, то все и заканчивается.

Если убьют – разве что весточку друзья родным пришлют, если договоришься заранее

Так подобраться ж еще нужно?

(Неопределенно пожимает плечами молча)

А со снабжением как? Автомат сразу дают?

Там этого оружия – под ногами валяется. Когда уезжал, вся разгрузка была патронами и гранатами забита. На границе пришлось все оставить, конечно. С едой – выдают, тем более что магазины же там не работают. Но не боись, накормят. Не ресторан, конечно, но жить можно. Вот с сигаретами плохо – все подряд курить приходится.

С ранеными, убитыми как?

Насчет убитых: разве что друзья если потом весточку родным передадут. Только так. А раненых – их до границы довозят, там на носилках переносят, а с российской стороны скорая дежурит. В Ростов в госпиталь отвезут – там подлечат. Вон у меня приятеля там ранило, щеку разорвало – отвезли, зашили, подлечился и обратно приехал. (Показывает на телефоне фото приятеля с плохо зажившим недолеченным шрамом)

Одним из интересовавших нас вопросов было, зачем туда вообще едут добровольцы из России? Но внятный ответ за время разговора так и не прозвучал. Нет, Сергей пытался несколько раз сформулировать односложно: «Потому что надоело на диване воевать», «Потому что там бендеровцы», «У меня тут долгов на три миллиона перед банком – пускай ищут». Но потом просто отмахнулся: «Да сам для себя решай: надо тебе оно или нет. Учти: там все жестко».



Ополченец попросил не публиковать фото. Для иллюстрации использованы взятые из открытых источников снимки Луганска – города, в который повез добровольцев из Екатеринбурга рекрутер.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.