Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

В Самаре наступает Варфоломеевская ночь

Личный взгляд политтехнолога, руководителя PR-агентства «Экономика и власть» Дмитрия Савчука

На прошлой неделе состоялась инаугурация губернатора Самарской области Николая Меркушкина. На фоне бравурных речей и разнообразных клятв-признаний в «любви и верности» в торжественном зале Театра оперы и балета отчетливо ощущался гнетущий страх… Страх политических репрессий. Страх за свой бизнес. Страх необратимых перемен.

На прошлой неделе состоялась инаугурация губернатора Самарской области Николая Меркушкина. На фоне бравурных речей и разнообразных клятв-признаний в «любви и верности» в торжественном зале Театра оперы и балета отчетливо ощущался гнетущий страх… Страх политических репрессий. Страх за свой бизнес. Страх необратимых перемен.

Два года назад самарская бизнес-элита еще тешилась иллюзиями о добром провинциальном дедушке-губернаторе, пришедшем в регион с благими намерениями. «Посидит пару лет – и уйдет на пенсию», – рассуждали они. Все оказалось намного сложнее: Николай Меркушкин никуда не ушел, а легко переизбрался еще на пять лет. Наблюдая за тем, как разворачиваются события вокруг банка «Солидарность», как идут экономические битвы за компанию «ЭкоВоз», ГК «Родник» и так далее, региональная элита повторяла заученную мантру: «Пока Константин Титов и Владимир Аветисян у власти, до нас политические репрессии еще не скоро доберутся». Ошибались. Бизнес-империи Титова и Аветисяна героически пали за весьма короткий срок. Чей бизнес рухнет следующим, в торжественном зале не мог предугадать никто. Выбор мог пасть на любого. Предчувствие наступления политической Варфоломеевской ночи посетило почти каждого бизнесмена на инаугурации Меркушкина.

Стоит отметить, что самарские олигархи всегда охотно инвестировали в политику. Они заводили своих представителей в законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Область превращалась в большую корпорацию, где каждый олигархический клан присасывался к бюджету и многократно компенсировал расходы на выборы. Вероятно, именно это стало решающим раздражителем для обитателей Кремля. Нам в регион стали назначать губернаторами не представителей местной элиты, а иногородних «утилизаторов».

На сегодняшний день самых влиятельных самарских олигархов можно пересчитать по пальцам. Если отмотать историю на несколько лет назад, то начиная с 2007 года региональные бизнес-империи разоряются и исчезают. При экс-губернаторе Владимире Артякове в Самарской области перестали существовать группа компаний «Сок» Юрия Качмазова и «Волгобурмаш» Андрея Ищука. При Артякове свернуть бизнес-проекты в Самаре был вынужден холдинг RBE Андрея Шокина. На скамье подсудимых оказался мэр Тольятти Николай Уткин. Единственные, кому тогда удалось чудом остаться на плаву, оказались компании Владимира Аветисяна. На мой взгляд, это произошло благодаря покровительству экс-председателя правления РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса.

С приходом Меркушкина в 2012 году политика в отношении олигархов в регионе мало изменилась. На тот период времени самой сильной региональной финансово-промышленной группой оставалась ассоциация делового сотрудничества «Волгопромгаз».  Сначала возникли проблемы у коммунальной управляющей компании «ПТС-сервис» (конечный бенефициар АДС «Волгопромгаз»). Весь ее жилой фонд подобрала компания ЖКС. Параллельно с этим началось уничтожение волгопромгазовских теплоэнергетических компаний: поглощение ЗАО «ПТС» и банкротство ЗАО «СУТЭК» компаниями Виктора Вексельберга. После чего «Волгопромгаз» лишился своих основных активов.

Сразу после выборов «Волгопромгаз» потерял еще один весомый политический актив – главу Самары Дмитрия Азарова. 25 сентября Николай Меркушкин подписал постановление о направлении в Совет Федерации кандидатуры действующего мэра Самары Дмитрия Азарова на пост сенатора. Возможно, это компромиссное решение Аветисяна и губернатора. С одной стороны, ВПГ теряет своего человека. С другой, появляется возможность сохранить политическую фигуру и лет через 5 вернуть Азарова в качестве губернатора Самарской области. Если же мэра в Совет Федерации не отправлять, Азарова можно просто потерять как политика. Поэтому уход Азарова в Совет Федерации – это вынужденная защита ВПГ.

Неясна пока судьба других топ-менеджеров и учредителей «Волгопромгаза». Например, Титов, которому пресса приписывает участие в холдинге ВПГ, заявил об окончании своей политической карьеры. Ее закату предшествовало лишение лицензии банка «Солидарность», председателем совета директоров которой был его сын Алексей. Вероятно, в ближайшее время получат черные метки Владимир Аветисян, Олег Дьяченко и Андрей Кислов. Начнется генеральная чистка городской и районных администраций от ставленников «Волгопромгаза». На носу выборы в Самарскую городскую думу. Меркушкину важно успеть избавиться от агентов влияния этой группы и вырастить новых чиновников-профессионалов.

Всего с 2012 года в список тех, у кого «внезапно не заладился бизнес», уже вошли  Александр Милеев, Владимир Симонов, Алексей Ушамирский, Владимир Обухов, Александр Душков, Владимир Кожухов, Алексей Шаповалов и другие. Предполагаю, что на очереди Олег Борисов, Олег Кузичкин, Андрей Половинкин, Алексей Леушкин.

Меркушкин четко дал понять: бизнес отдельно, политика отдельно. Смешивать эти две сферы нельзя. Тех, кто ослушается, ждет своя Варфоломеевская ночь.




Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.