Экспертный канал «ФедералПресс.Юг» представляет первую часть нового проекта – рейтинга пресс-служб государственных органов и компаний региона. В нем мы будем выбирать лучшие семь пресс-служб Волгоградской области, а самое главное, - оценивать качество их работы.
Экспертный канал «ФедералПресс.Юг» представляет первую часть нового проекта – рейтинга пресс-служб государственных органов и компаний региона. В нем мы будем выбирать лучшие семь пресс-служб Волгоградской области, а самое главное, - оценивать качество их работы.
Пресс-службу часто называют визитной карточкой ведомства или компании. Как говорится, по одежке встречают. И если сотрудник пресс-службы нахамил или не смог оперативно предоставить грамотный комментарий, это бросает тень на работу всей структуры.
Сегодня мы представляем рейтинг пресс-служб госорганов региона. В нашей таблице указаны ведомства, с которыми представители СМИ контактируют чаще всего. В качестве экспертов выступили журналисты и редакторы ведущих СМИ региона, а также представители федеральных информагентств в Волгоградской области. Кто, как не они, способны по достоинству оценить работу местных пресс-служб. Ее оценивали по десятибалльной шкале, по следующим критериям:
– доступность (показатель, того, насколько легко дозвониться по телефону или же встретиться лично);
– самостоятельность в комментариях (способность давать комментарий от имени госоргана, а также работать в случае отсутствия на месте руководителя ведомства или пресс-службы);
– оперативность (возможность своевременного получения комментария, один из главных показателей профессионализма сотрудников пресс-службы, особенно когда речь идет о критических ситуациях);
– степень доверия к источнику (верить на слово или все же перепроверить? Эксперты продемонстрировали свое отношение соответствующими оценками);
– простота организации, «доступ к телу» (возможность получить комментарий в ходе личного общения с кем-либо из руководства госоргана);
– качество предлагаемых информационных поводов (показатель того, насколько интересен и актуален контент, появляющийся на сайтах госорганов, а также насколько грамотно составлены рассылаемые пресс-релизы);
– адекватность ответа (многие запросы, как выяснилось, остаются без ответа, да и комментарии ВИПов, оформленные пресс-службой, не всегда соответствуют задаваемым вопросам).
В итоге места в нашем рейтинге распределились следующим образом:
Место в рейтинге |
Ведомство |
Средние баллы по критериям оценки работы пресс-служб Волгоградской области |
Итоговая оценка |
||||||
Доступность |
Самостоятельность в комментариях |
Оперативность |
Степень доверия к источнику |
Простота организации |
Качество предлагаемых инф.поводов |
Адекватность ответа запросу |
|||
1 |
СУ СК РФ по Волгоградской области |
8 |
5,2 |
7,2 |
7 |
6 |
7,4 |
7,4 |
48,2 |
2 |
ГУ МЧС России по Волгоградской области |
8,2 |
5,6 |
6,3 |
7 |
6,1 |
7 |
7 |
47,2 |
3-4 |
Департамент пресс-службы и информации Волгоградской области |
8 |
3,7 |
5,7 |
7 |
4,5 |
5,7 |
6,4 |
41 |
3-4 |
Волгоградская областная дума |
7,5 |
4,2 |
5,1 |
6,8 |
5,8 |
5,5 |
6,1 |
41 |
5 |
Прокуратура Волгоградской области |
7 |
3 |
5,6 |
6 |
5 |
7 |
7,2 |
40,8 |
6 |
ГУ МВД России по Волгоградской области |
6 |
4,6 |
6 |
6,3 |
4,6 |
6 |
6,6 |
40,1 |
7 |
Управление информационной политики Волгоградской городской думы |
6,6 |
4 |
4,2 |
6,1 |
4,8 |
5,6 |
6,6 |
37,9 |
Результаты рейтинга наглядно демонстрируют, что ни одна из пресс-служб госорганов Волгоградской области до высших баллов (максимальная итоговая оценка – 70 баллов) не дотягивает. Никто даже близко не подобрался к столь высокой оценке. По крайне мере, такой вердикт вынесли наши эксперты.
1. СУ СК РФ по Волгоградской области
Первое место в нашем рейтинге занимает пресс-служба силового ведомства – Следственного комитета по Волгоградской области. Наши респонденты были практически единодушны в выставлении оценок этой структуре. Высшей оценки (10 баллов) мы здесь не видим, тем не менее работа данной пресс-службы была названа наиболее качественной из всех перечисленных ведомств. По мнению экспертов, по большинству запросов, которые направляются в пресс-службу Следственного комитета, своевременно приходят адекватные ответы. В то же время пресс-службе СК региона есть к чему стремиться, так как безупречной ее работу пока назвать нельзя.
Слабым местом данной структуры, по мнению волгоградских журналистов и редакторов, является недостаточная самостоятельность в комментариях. Впрочем, этим, как мы видим из таблицы, не может похвастаться ни одна из пресс-служб госорганов Волгоградской области.
Комментарии коллег:
«Стандартная пресс-служба, не выходящая за общероссийский шаблон пресс-служб СУ СК».
«С пресс-службой СК региона работать приятно. Легко связаться по телефону. Наталья Куницкая отвечает на все вопросы четко и по делу. У меня к этой пресс-службе претензий нет. Если оценивать не по десятибалльной шкале, а по пятибалльной, я бы поставил твердую четверку».
2. ГУ МЧС России по Волгоградской области
На второй позиции расположилась пресс-служба МЧС региона. Сразу несколько журналистов и редакторов отметили, что в последнее время она стала работать значительно лучше. Тем не менее у коллег все же есть претензии к деятельности этой структуры. В частности, речь идет о простоте организации и оперативности предоставления информации.
Комментарии коллег:
«Улучшения в работе пресс-службы МЧС налицо. Но недоработок на сегодняшний день тоже немало. Главное, чтобы они не расслаблялись и продолжали совершенствовать свою работу».
«Очень качественно работающая пресс-служба. На удивление одна из прогрессирующих в своей работе по качеству и количеству оперативно предоставляемых материалов».
«Работал с этой пресс-службой, когда были серьезные информповоды федерального уровня. В принципе, ребята старались довольно оперативно предоставить необходимую информацию».
3–4. Департамент пресс-службы и информации Волгоградской области
Оценивать работу данной структуры было довольно сложно, поскольку оценки журналистов и редакторов разнились от 1 до 10. Тем не менее после долгих и скрупулезных подсчетов мы вывели средние баллы в каждой из категорий. По мнению большинства наших респондентов, слабым местом Департамента пресс-службы и информации региона являются недостаточная самостоятельность в комментариях, а также отсутствие «доступа к телу» ньюсмейкеров. Под последним подразумевается невозможность для журналиста лично пообщаться с кем-то из крупных фигур в исполнительной власти области для получения комментария. Как отмечали некоторые наши эксперты, порой сами чиновники боятся давать комментарий без согласования с соответствующим представителем пресс-службы.
Среди положительных сторон работы этой пресс-службы журналисты отмечали своевременное предоставление информации по запросу, а также наличие специалистов, отвечающих за определенный сектор в регправительстве. Впрочем, последний фактор некоторые эксперты отнесли к минусам.
Комментарии коллег:
«Вполне приличная и устойчиво работающая пресс-служба».
«Не хватает возможности прямого контакта с ньюсмейкерами по поводам, не инициированным пресс-службой».
«Количество профильных (по сферам) работников не переходит в качество».
«Пресс-служба работает очень оперативно и качественно. Прослойка между журналистом и источником минимальна, комментарии получаются фактически напрямую от должностных лиц, правда вот личное общение исключено, пресс-секретарь передает записанный ответ на вопрос журналиста в основном, но без искажений. Впрочем, если чиновник не очень высокого ранга, то общение происходит лично, причем, как правило, в день обращения за информацией».
«В пресс-службе правительства есть несколько очень грамотных специалистов. Как правило, это люди, работающие не первый год. Можно назвать трех-четырех человек. Но на самом деле профессионалов там немного, хотя штат очень большой».
3–4. Волгоградская областная дума
Пресс-служба Волгоградской областной думы по стечению обстоятельств делит третье-четвертое места с департаментом пресс-службы и информации региона. По словам журналистов, пресс-служба облдумы всегда своевременно оповещает о мероприятиях заксобрания, а также разъясняет к кому из депутатов лучше обратиться за комментарием в том или ином конкретном случае. При этом эксперты поставили под сомнение качество предлагаемых пресс-службой информповодов.
Комментарии коллег:
«Пресс-служба есть. Хорошо помогает найти нужного депутата. На этом ее возможности исчерпываются».
«Высокая оперативность в ответах на запросы и в обработке собственной информации (по заседаниям комитетов, например)».
«Очень легко предоставляют контакты депутатов и помогают выйти с ними на связь. Дальше все зависит от журналиста. Хочется отметить своевременное оповещение обо всех думских мероприятиях».
«В ходе работы редко приходится обращаться именно к пресс-службе. Гораздой удобней и быстрее общаться напрямую с самими депутатами».
5. Прокуратура Волгоградской области
К пресс-службе прокуратуры у журналистов, как выяснилось, особых претензий нет, но и образцовой ее не считают. Многие назвали ее работу стандартной. К числу недостатков эксперты относят отсутствие возможности получить комментарий в ходе личного общения с представителями руководства ведомства. Некоторые эксперты отмечают, что пресс-служба прокуратуры бывает скупа на комментарии.
Комментарии коллег:
«Стандартная пресс-служба, не выходящая за общероссийский шаблон».
«Высокая степень соответствия запросов журналиста и ответов/действий пресс-службы».
«Иногда возникают сложности при получении комментария непосредственно у руководителей ведомства. То есть личное общение зачастую невозможно. Хотя в этом не всегда виновата пресс-служба».
6. ГУ МВД России по Волгоградской области
Что касается пресс-службы ГУ МВД по Волгоградской области, то, как и в случае с департаментом пресс-службы и информации региона, мнения коллег значительно отличаются. Одни отмечают профессионализм и отзывчивость руководителя структуры Светланы Смольяниновой, другие упрекают пресс-службу в постоянном желании приукрасить действительность и сгладить острые углы. При этом многие журналисты особенно выделяют оперативность предоставления информации со стороны данной структуры.
Комментарии коллег:
«Стандартная пресс-служба, желающая максимально «закрыть» ведомство от негативного внимания СМИ взамен на показательные пресс-релизы. За последнее десятилетие неуклонно деградирует с каждым последующим руководителем».
«Солдаты они и есть солдаты, хотя и в армейских условиях может теплиться жизнь».
«Сколько раз приходилось обращаться за получением информации к руководителю пресс-службы Светлане Смольяниновой, столько раз получала грамотный, четкий ответ».
«Радует, что если руководителя нет на месте, ее помощники могут сами дать комментарий. Такое редко случается в наших госорганах. В основном все сразу тушуются».
7. Управление информационной политики Волгоградской городской думы
Мнения журналистов и редакторов относительно работы этой структуры также сильно разнятся. Об этом свидетельствуют и поставленные баллы – от 1 до 9. Чувствуется, что многие эксперты с большим уважением относятся к руководителю управления Марине Кригер, считают ее профессионалом в своем деле. Однако в целом работу команды пресс-службы журналисты и редакторы оценили довольно слабо. Одни открыто заявляли, что если руководителя структуры нет на месте, работа всего подразделения сводится к нулю. Видимо, этот фактор повлиял на то, что данная пресс-служба оказалась на последнем месте нашего рейтинга. К минусам работы пресс-службы некоторые журналисты отнесли также тот факт, что далеко не всегда получается оперативно получить комментарий от кого-либо из городских чиновников и депутатов.
В тоже время наши эксперты добавляют, что при сотрудничестве с Управлением информационной политики гордумы, в отличие от взаимодействия с департаментом пресс-службы и информации области, есть возможность лично пообщаться с ньюсмейкером.
Комментарии коллег:
«Отличная и четко работающая пресс-служба. Во-многом благодаря только личности ее руководителя. В случае его отсутствия качество резко падает до «слабоудовлетворительного».
«Адекватный комментарий можно получить только обратившись к руководителю пресс-службы. В случае, если руководитель по каким-то причинам отсутствует, получается общение с людьми «на разных языках».
«Нечасто приходилось обращаться за комментарием. Каждый раз пытались дозвониться непосредственно до Марины Кригер. Работа пресс-службы останавливается, если руководитель на совещании или в отъезде. Это большой минус и для руководителя, и для всей структуры».