Судебный процесс по делу башкирского националиста Айрата Дильмухаметова, обвиняемого в призывах к терроризму, завершился скандалом. Никого, кроме обвиняемого и его адвоката, на оглашение приговора не пустили. Из кабинета судьи Дильмухаметова вывели под конвоем из шести человек, хотя до этого он находился под подпиской о невыезде.
Судебный процесс по делу башкирского националиста Айрата Дильмухаметова, обвиняемого в призывах к терроризму, завершился скандалом. Никого, кроме обвиняемого и его адвоката, на оглашение приговора не пустили. Из кабинета судьи Дильмухаметова вывели под конвоем из шести человек, хотя до этого он находился под подпиской о невыезде. Несмотря на неоднозначную оценку его личности, все присутствовавшие в суде общественники и журналисты сошлись во мнении, что непосредственно этот процесс стал «небывалым прецедентом нарушения гражданских прав». Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Кировский районный суд Уфы сегодня приговорил известного башкирского националиста Айрата Дильмухаметова, обвиняемого по ч. 1 ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности). Он получил три года колонии строгого режима и на два года лишен права заниматься публицистической деятельностью. Приговор огласила не судья, а сам подсудимый, уже когда его выводили из зала суда под конвоем. В кабинет судьи, где зачитывался приговор, никого, включая журналистов, не пустили, пояснив это тем, что они «не получили разрешение у судьи». На оглашении присутствовали только судья Роза Булатова, сам подсудимый и его адвокат Всеволод Лебединцев.
Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» до оглашения приговора сам Айрат Дильмухаметов, гособвинение запросило для него максимальный срок – 4 года и 10 месяцев колонии строгого режима и два года без права заниматься публицистической деятельностью. Такое наказание, как посчитало гособвинение, он должен был понести за статью «Ахырзаман» (в переводе с башкирского – «конец света, апокалипсис» – прим. ред.), которая дважды появилась в интернете – в феврале 2011 года в блоге «Ревинформ.лайвинтернет» и в сентябре 2012-го. Сам обвиняемый своей вины не признал, заявив, что не является автором текста. Его адвокат в суде сказал, что «в материалах уголовного дела содержатся прямые доказательства невиновности Дильмухаметова, однако гособвинение их старательно не замечает и концентрируется на косвенных уликах».
«Основная их задача – чтобы я не писал, а «Ахырзаман» – всего лишь повод, – заявил Дильмухаметов корреспонденту экспертного канала. – Судья находится под давлением ФСБ, поэтому оправдательного приговора я не жду».
Адвокат Всеволод Лебединцев после оглашения приговора рассказал, почему в зал не пустили никого, кроме подсудимого и его самого, – он «просто не успел». «Когда мы зашли в кабинет, судья уже зачитывала приговор», – признался он. По его словам, суд не учел «ни одного из доводов защиты».
«Суд не принял во внимание ничего, фактически прозвучало то, что было в речи гособвинителя, – заявил Лебединцев. – Запрашиваемый срок немного снизили только из-за наличия у моего подзащитного малолетнего ребенка. Однозначно мы будем обжаловать приговор».
Айрат Дильмухаметов известен в регионе как башкирский националист радикального толка. В начале 90-х годов он был одним из лидеров Союза башкирской молодежи, активно выступал за суверенитет республики. Затем, когда она получила суверенитет, он вновь оказался в рядах оппозиции, выступая на этот раз уже против политики, проводимой Муртазой Рахимовым. За свои статьи публицистического толка он был уже дважды судим. В текстах были обнаружены призывы к терроризму и экстремизму. В первый раз он получил шесть лет колонии, во второй – два года. В итоге два года отсидел в колонии-поселении. Отношение к нему общественности крайне неоднозначное, однако процесс по «Ахырзаману», по словам присутствовавших сегодня в суде, является все-таки нарушением гражданских прав.
Собеседник «ФедералПресс.Приволжье», пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что в ходе процесса «суду была представлена сторонняя экспертиза авторитетных экспертов, однако она была отклонена без объяснения причин». «Сам я не являюсь сторонником взглядов Дильмухаметова, но непосредственно этот процесс схвачен ФСБ и факты притянуты за уши», – признал он.
«Это небывалое нарушение гражданских прав, – заявил общественник Виктор Золотарев. – Во-первых, так и остались непонятны доказательства того, что подсудимый является автором текста. Во-вторых, не пустили на оглашение приговора, чем нарушили и наши права. Я уверен, это произошло прежде всего потому, что дело является политическим. Это очередная расправа власти в отношении тех, кто готов говорить».