Top.Mail.Ru
Общество
Ростовская область
0

Дадут ли власть советам? На Дону взялись за эффективность общественного контроля

До сих пор общественные советы в регионе имеют лишь номинальный характер

Общественные советы в Ростовской области находятся в начале пути. Эксперты уверены, что благодаря социально активной позиции граждан регион имеет огромный потенциал, но выйти на организованный уровень работы мешает отсутствие общего вектора развития, а также сдерживание общественников бюрократическим аппаратом.

Общественные советы в Ростовской области находятся в начале пути. Эксперты уверены, что благодаря социально активной позиции граждан регион имеет огромный потенциал, но выйти на организованный уровень работы мешает отсутствие общего вектора развития, а также сдерживание общественников бюрократическим аппаратом. О том, какие меры необходимы, чтобы общественные советы были действительно независимы, эффективны и состояли из компетентных экспертов, говорили в ходе круглого стола «Пути усовершенствования деятельности общественных советов при органах власти в Ростовской области». Инициатором дискуссии стало ростовское отделение ОНФ. Подробности – в материале «ФедералПресс.Юг».

Пока наиболее сильной стороной региона в организации общественных структур стало разнообразие их видов и форм. Также эксперты подчеркивают, что все основные требования, которые указаны в федеральном законодательстве, регион номинально выполняет: при каждом госведомстве и муниципальном образовании сформирован профильный общественный совет. И, как подчеркнула председатель президиума Ассоциации общественных советов Ростовской области Татьяна Зенкова, на сегодняшний день при органах исполнительной власти образовано около 30 советов, от муниципалитетов создано 55 таких организаций. Кроме того, во всех крупных городах региона работают еще и Общественные палаты, их порядка десяти. Это без учета активности профильных НКО, которых в области сегодня насчитывается порядка 4–5 тыс. Однако, несмотря на всю многочисленность, реального результата, по мнению собеседников, пока наблюдать не приходится. Более того, населению о деятельности советов известно крайне мало.

Член штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Общество и власть» Дмитрий Кротов рассказ об итогах мониторинга деятельности общественных советов при исполнительных органах власти и ведомств, которые должны быть описаны на сайтах. По словам Кротова, лишь в 59 % случаев была размещена информация о положении общественных советов при ведомствах, о планах работы совета сообщается лишь в 12 % случаев, а о деятельности готовы отчитаться только на одном сайте. Что касается публичности общественных советов при муниципалитетах, картина немногим лучше. «Мы проанализировали работу сайтов в 55 территориях. В итоге только в 35 % случаев на сайтах разместили информацию о наличии этого общественного органа, списки членов совета имеются только в 35 %. Информация о планах работы размещена лишь на двух сайтах», – пояснил эксперт.

Однако закрытость общественных советов – это лишь верхушка айсберга. Для того чтобы этот общественный орган реально функционировал, сегодня активистам придется решить ряд фундаментальных проблем. По словам Дмитрия Кротова, неэффективность работы советов складывается по целому ряду причин. Во-первых, наибольшую претензию вызывает состав общественных советов. «Если говорить об организациях общественного контроля, созданных при министерствах и ведомствах, то в их состав чаще всего входят лица, аффилированные с госструктурами: действующие или бывшие сотрудники, возможен вариант, когда в состав совета попадают представители организаций, которые получают заказы в этих структурах», – поясняет собеседник.

В муниципалитетах ситуация складывается также неоднозначно. В наиболее плачевном состоянии находятся удаленные от регионального центра территории. На местах состав общественных советов обычно утверждается главой администрации района или поселка. Следовательно, ее членами становятся приближенные к власти фигуры или же почетные жители населенного пункта, которые чаще всего уже завершили трудовую деятельность. «Когда мы стали приглашать членов советов в Общественную палату, то некоторые председатели местных советов не смогли выехать в силу своего возраста и состоянии здоровья. Можно ли разрабатывать актуальную повестку с ними? Но об их назначении в свое время распорядились главы муниципалитетов. И таких «ритуальных» членов сегодня насчитывается более сорока человек. Посему я уверена, что вопрос кадровой перезагрузки является одним из ключевых для дальнейшей эффективной работы», – выступила Татьяна Зенкова.

Каким будет механизм отбора, мнения экспертов расходятся. В качестве одного из вариантов рассматривается непосредственное участие Общественной платы при утверждении списков возможных кандидатов. При этом начальник управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области Владимир Некрасов подчеркивает, что задача может оказаться невыполнимой, если Общественной палате придется давать рекомендации относительно всех лиц в муниципалитетах, которые планируют вступить в совет. По версии Кротова, ситуацию можно изменить, если воспользоваться инструментом проведения публичных конкурсов, и после подачи заявок от активных граждан Общественная палата сможет выбирать реально эффективные кадры. Эту идею поддержал и член регионального штаба ОНФ Михаил Попов. По его словам, Общественная палата обязательно должна участвовать в кадровом отборе. Он подчеркнул, что этот «орган должен выступать как сито», которое сформирует полноценный состав, какой бы кропотливой эта работа ни оказалась.

Решение вопроса кадрового потенциала автоматически отразится и на рабочей повестке советов, уверены эксперты. «Пока же, как правило, вопросы, выносимые на заседаниях, имеют второстепенный характер. На наш взгляд, необходимо сформировать обязательный перечень вопросов, которые рассматривались на советах, сформированных при исполнительной власти. В него стоит включить рассмотрение плана деятельности ведомств и госструктур на год», – рассказывает Кротов. Кроме того, он предлагает советам обращаться к бюджету, а также к крупным госзакупкам ведомств. И, безусловно, советы должны активно реагировать на все поступившие коллективные жалобы от населения.

Некоторые эксперты отнеслись к инициативе привлечения общественников по контролю госзакупок достаточно скептически, так как эта задача требует масштабной аналитической работы и высококвалифицированных специалистов в составе советов. Однако руководитель рабочей группы проекта «За честные закупки», член регионального штаба ОНФ Алексей Мирошниченко уверен, что «опрометчивость» целого ряда закупок часто можно заметить, опираясь лишь на здравый смысл. «Мы не требуем, чтобы при общественном совете был специалист, который понимал всю специфику требований федерального законодательства о закупках. Понятно, что это невыполнимая задача», – отметил эксперт. Однако он считает, что советы все же должны быть в курсе изменений плана госзакупок, дабы предупредить те траты, которые имеют риск оказаться неэффективными. В качестве примера он рассказал о недавней закупке одного из медучреждений области, которое за 600 млн рублей улучшило условия работы в кабинете главврача, приобретя дорогую мебель и оборудование. При этом данное учреждение до сих пор не подключено к системе электронной очереди и т. д.

На круглом столе участники дискуссии подчеркнули, что вся ситуация осложняется еще и тем, что между общественными и ведомственными структурами не разработаны дорожные карты по взаимодействию. Решить проблему общей повестки и ключевой стратегии развития советам предлагается за счет интеграции. Такой объединяющей площадкой может стать Ассоциация общественных советов. И сегодня уже создано специальное положение об этом объединяющем органе, однако документ до сих пор завис на уровне проекта. Ожидается, что развитие этого вопроса будет стимулироваться непосредственно за счет исполнительных органов власти. «В августе 2014 года губернатор отдал поручение, чтобы к октябрю при всех ведомствах были сформированы советы. Времени на подготовку было мало. Итоговая отчетная встреча с главой региона по этому вопросу была запланирована на февраль. Однако когда мы посмотрели составы советов, то обнаружили там и руководителей ведомств, и министров. В результате встреча была перенесена на май – к этому сроку мы надеемся решить кадровый вопрос. В муниципалитетах советы были созданы менее двух лет назад. Там тоже самое время провести ротацию», – пояснил Владимир Некрасов.

Эксперты соглашаются, что советы – крайне молодая общественная структура, и именно сегодня в их основу закладываются ключевые параметры. И все же на федеральном уровне стандарты общественной работы и методика ее деятельности разработаны и утверждены. Более того, некоторые регионы уже успели освоить подобные стандарты и сделали это достаточно успешно. Как подчеркивает Татьяна Зенкова, в Саратовской и Ульяновской области смогли сформировать наиболее эффективные общественные палаты. Эти территории сумели воспользоваться федеральной нормативной базой и адаптироваться на местах.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.