Top.Mail.Ru
Общество
Ханты-Мансийский автономный округ
0

«Это называется грабеж либо мошенничество». Больше двух лет югорчан заставляли переплачивать за ЖКУ

Окружная прокуратура пресекла вопиющую ситуацию в Ханты-Мансийске

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выявила нарушения при начислении пени жильцам многоквартирных домов в столице региона. Отлаженная схема неправомерного штрафования добросовестных плательщиков успешно действовала на протяжении нескольких лет. Что вскрылось в результате вмешательства окружной прокуратуры и кто виноват в происходивших поборах, читайте в материале «ФедералПресс.Урал».

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выявила нарушения при начислении пени жильцам многоквартирных домов в столице региона. Отлаженная схема неправомерного штрафования добросовестных плательщиков успешно действовала на протяжении нескольких лет. Что вскрылось в результате вмешательства окружной прокуратуры и кто виноват в происходивших поборах, читайте в материале «ФедералПресс.Урал».

Конфликты на тему оплаты жилищно-коммунальных услуг периодически возникают то в одном, то в другом городе автономии. Одним из громких примеров стало уголовное дело четырехлетней давности – по факту хищения в Нягани средств плательщиков в размере почти 5 млн рублей. Проверка была проведена правоохранительными органами по многочисленным обращениям жителей города, посчитавших, что в платежных ведомостях местного Расчетно-кассового центра указаны чересчур завышенные цены.

На этот раз в центре скандала оказался Ханты-Мансийск. Окружная прокуратура совместно со Службой жилищного и строительного надзора Югры провела проверку порядка начисления пени жильцам многоквартирников. «Прокуратура выявила нарушения <...> Установлено, что на территории города Ханты-Мансийска прием коммунальных платежей и обслуживание лицевых счетов потребителей осуществляет ОАО «Информационно-расчетный центр» (ИРЦ) на основании заключенных с управляющими компаниями договоров», – сообщили «ФедералПресс.Урал» в надзорном ведомстве.

Как выяснил экспертный канал, ведение лицевых счетов ОАО «ИРЦ» осуществляется с помощью информационной системы «ИнфоЮгра». Эта система представляет собой целый программно-технический комплекс, в котором содержится информация о лицевых счетах абонентов, а также проделанных безналичных операциях по перечислению коммунальных платежей. В 2013–2015 годах при оплате гражданами коммунальных услуг через банкоматы и терминалы ОАО «ИРЦ» незаконно производило начисление пени по оплате за услугу «отопление и подогрев воды» на основании отсутствия у газоснабжающей организации «Ханты-Мансийскгаз» договора с банком по проведению указанных платежей. Таким образом, предприятие не получало денег от населения при расчете за услуги через банкомат.

В результате при оплате гражданами услуг ЖКХ с помощью терминалов происходило автоматическое распределение в информационной системе «ИнфоЮгра» денежных средств по всем коммунальным услугам, за исключением тех, которые предоставляет МП «Ханты-Мансийскгаз», – отопление и подогрев воды. Поступившие через банкомат деньги за эти услуги система автоматически перераспределяла по другим счетам. То есть оказанные предприятием-поставщиком услуги не оплачивались, и соответственно у граждан возникла задолженность, за которую начислялись пени. При этом по услуге «водоснабжение» образовывалась переплата.

Ничего не подозревающие жители два с половиной года исправно оплачивали через банкоматы и терминалы не только жилищно-коммунальные услуги, но еще и пени за свою добросовестность. Интересно, как долго могла бы проработать такая удивительная схема, стабильно опустошавшая карманы горожан, если бы не вмешательство прокуратуры?

«Много слышал и лично сам видел, когда коммунальщики Ханты-Мансийского автономного округа ошибались в расчетах за свои услуги. Но при этом мне неизвестны случаи, когда они ошибались не в свою пользу, а в пользу плательщика коммунальных услуг. Мало того, что стоимость и качество предоставляемых услуг ЖКХ в Югре, мягко говоря, далеки от совершенства, так еще и к этому добавляются «ошибки» в расчетах и начислениях. Поэтому предпочитаю лично проверять и пересчитывать каждую свою квитанцию за услуги ЖКХ на предмет подобных «ошибок», иначе сами представители коммунальной сферы никогда их не заметят и не сделают перерасчет», – поделился с «ФедералПресс.Урал» своим опытом президент региональной правозащитной общественной организации «Закон есть закон» Александр Лобов.

К сожалению, ни один из телефонов ОАО «ИРЦ» на звонки корреспондента не отвечал. Зато местные жители, пользуясь случаем, высказали свое возмущение по поводу не только неправомерных штрафов, но также отвратительной уборки снега с городских улиц в этом году. Прихожане храма Воскресения Христова даже вынуждены были обратиться в управление президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций с жалобой на плохое содержание «дорог, тротуаров города Ханты-Мансийска и прилегающих к ним парков, скверов, внутриквартальных проездов, систем фиксации нарушений дорожного движения и зеленого хозяйства».

Но это, как говорится, совсем другая песня, хотя в принципе из той же оперы. А мы вернемся к истории незаконных пеней, собравших за два с лишним года весьма приличную сумму, которая, надеемся, будет озвучена по результатам прокурорской проверки.

В конечном итоге в целях устранения нарушений прав граждан окружная прокуратура внесла представление в ОАО «Информационно-расчетный центр»: был поставлен вопрос о перерасчете платы за коммунальные услуги, а также об ответственности виновных. В надзорном ведомстве заверили, что результаты рассмотрения представления находятся на контроле Прокуратуры РФ ХМАО-Югры.

По мнению ряда экспертов, этот конкретный случай лежит не только на совести управленцев ЖКХ. Ситуация может быть гораздо серьезнее, и даже может быть спровоцирована самими чиновниками, отвечающими за данное направление.

«Когда конкретное юридическое или физическое лицо берет чужое, это называется грабеж либо мошенничество. И такие действия по уголовному законодательству всегда должны преследоваться. А когда два года власти не обращают внимания на такие вещи, здесь стоит задать вопрос конкретным чиновникам, которые за это дело отвечают. И сегодня законодательная база сформирована вполне достаточно, чтобы такие вещи пресекать. Я больше чем уверен, что люди обращались по данному факту. Здесь надо провести проверку и привлечь к ответственности виновных, а не списывать все на сбой неких компьютеров и т. д. Сбой компьютеров может быть разовый, но когда это длится уже два года, то это уже скорее системный сбой, – резюмировал в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» депутат Тюменской областной думы от ХМАО-Югры Михаил Селюков. – Любой контролирующий орган – прокурор, жилищная инспекция или муниципальная власть, – у которого прописаны соответствующие полномочия и обязанности, должен реагировать. Значит, конкретный чиновник на конкретном рабочем месте не отработал, скажем так, свою зарплату по этому вопросу. Кто-то должен ответить за лишние начисленные штрафные санкции».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.