Top.Mail.Ru
Общество
Московская область
0

Молчание крымчан. Республика не говорит Москве о коррупционных рисках

По данным прокуратуры, среди взяточников больше бывших правоохранителей, госслужащих среднего звена и работников медицины и образования

Война с коррупцией должна стать одним из важнейших направлений работы властей и общественников Крыма, но регион пока не заявил о том, какие ему грозят коррупционные риски, уверены эксперты из Национального антикоррупционного комитета и Общественной палаты России. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».

Война с коррупцией должна стать одним из важнейших направлений работы властей и общественников Крыма, но регион пока не заявил о том, какие ему грозят коррупционные риски, уверены эксперты из Национального антикоррупционного комитета и Общественной палаты России. По их мнению, за короткий период интеграции республики в новые российские условия сложно организовать антикоррупционную деятельность с общественным контролем за нею – и доля вины в том лежит на федеральном центре. Представители комитета противодействия коррупции РК и региональной прокуратуры говорят, что на полуострове налажена борьба с продажностью чиновников и есть ее результаты: за 2014 и часть 2015 года только через прокуратуру РК прошло больше двухсот коррупционных дел, большинство которых касается взяток. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».

Увольнение мздоимцев, искоренение кумовства и прекращение бюджетного грабежа было если не главным, то одним из важных требований тех, кто в 2014 году поддержал «крымкую весну», уход от пропитанной беззаконием Украины и возвращение в состав России – и связывал с нею серьезные социальные, экономические и политические изменения. На деле чудесного обновления власти не произошло, чего и следовало ожидать по законам реальности: в региональном парламенте и муниципалитетах сплошь знакомые лица, чью официальную и неофициальную биографию хорошо знают крымчане, работа чиновников с чистого листа пока остается мечтой, об уничтожении коррупции не стоит даже говорить. Простые жители республики, далекие от политической целесообразности, говорят: огромный кредит доверия, дававшийся крымским лидерам, иссякает: «Пора всех наших сменить и назначить руководителями людей с материка». В Концепции общественной безопасности, утвержденной президентом Владимиром Путиным, коррупция названа одной из главных угроз безопасности России, чьей неотъемлемой частью стал Крым. Подспорьем в борьбе с ней стал Национальный план противодействия коррупции – системный документ, выпускаемый с 2008 года. И если для большинства россиян он стал привычным, то для крымчан его название и содержание ни о чем не говорят. Однако незнание национального плана не освобождает от его выполнения, поэтому 3 июня московские и крымские эксперты обсудили реализацию Национального плана противодействия коррупции в Крыму на 2014–2015 годы, принятие необходимых для борьбы с коррупцией законодательных актов, успешность работы правоохранителей и эффект общественной инициативы, связанные с противодействием коррупции.

«После распада СССР, с 1992 года, в России для противодействия коррупции проделана огромнейшая работа, которую многие страны мира проделывают за десятилетия и столетия. Обозначу три основные реперные точки – воля, закон и механизмы реализации законов. Что касается воли, то обратите внимание: сегодня власть на всех уровнях четко выразила свою позицию в отношении коррупции: коррупция признана угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Такое заявление может сделать только сильное государство, и сегодня важно такую волю четко и открыто проявить и со стороны руководства Крыма, бизнеса Крыма, общественных и политических институтов Крыма. Что касается законов, то до 1992 года, при СССР, такого термина как коррупция вообще не было, мы даже не знали, что такое коррупция. В 1992 году появился известнейший указ президента Бориса Ельцина о борьбе с коррупцией в системе государственной власти, за последующие 16 лет в России было принято всего лишь девять нормативно-правовых актов, касающихся противодействия коррупции, ну, а с 2008 года по настоящее время принято уже 83 нормативно-правовых акта в сфере борьбы с коррупцией – и это касается только федерального законодательства. У нас сформирована мощная законодательная база противодействия коррупции – и ее достаточно для того, чтобы проводить эффективную профилактическую работу, своевременно выявлять и пресекать коррупционные нарушения. В Крыму целесообразно принять ряд нормативно-правовых актов, если они еще не приняты, – к примеру, о проведении антикоррупционной экспертизы, о введении многих административных регламентов, которые фактически будут первыми препятствиями на пути развития коррупции. Что касается механизмов реализации законов, то многие из них известны и они работают – в том числе органы следствия и дознания, прокуратура и суд. В России не только сформированы, но и активно работают новые институты, которые ранее не были известны нашему праву, – антикоррупционные советы, комиссии по урегулированию конфликтов интересов, специальные кадровые подразделения в органах власти и на госпредприятиях. Значит, и в Крыму необходимо проделать такую же большую работу по реализации законов. Преимущество Крыма перед другими субъектами РФ в том, что у региона имеется хорошая возможность перенять их передовой опыт», – рассказал член комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной думы Анатолий Выборный.



Анатолий Выборный уверен, что Крым должен перенять передовой опыт борьбы с коррупцией у других субъектов РФ

По словам начальника комитета по противодействию коррупции Крыма Александра Акшатина, с прошлого года в республике принято и выполняется более 35 региональных законов и постановлений правительства по борьбе с коррупцией, в региональном законодательстве продублированы почти все основные федеральные законы по противодействию коррупции, существуют определенные планы по антикоррупционной деятельности и четкий контроль над их выполнением. «Прошло немного времени после того, как Крым интегрировался в Российскую Федерацию. Одна из главных наших проблем – наследие государства, в составе которого находился Крым. Там не на должном уровне находилось антикоррупционное законодательство, позволяя чиновнику в нем лавировать. Действующее российское законодательство такой возможности не дает», – подчеркнул Акшатин.

Ответственность на Москве

По мнению члена Общественной палаты РФ Владислава Гриба, борьба с коррупцией – не столько и не только для чиновников, а для всего российского общества: до тех пор, пока в этой борьбе не будут участвовать все институты гражданского общества в целом и каждый гражданин в частности, успехов в ней не предвидится. «В Крыму есть свои минусы и плюсы. Так, можно быстро имплементировать любые нормы федерального законодательства, но очень сложно за короткий период повысить правовую культуру населения и привить ему понимание того, что крымчане живут уже в Российском государстве. А делать это надо через все институты, особенно – через институт правовой культуры, через СМИ, школы, вузы, работу с общественными организациями. Усилия особенно надо направлять на профилактику коррупционных явлений. Конечно, правовую культуры за один год не поменять – она и в материковой-то России невысокая, а в Крыму – тем более. Но главное – есть понимание того, что федеральным институтам гражданского общества необходимо оказать содействие крымчанам. Увы, за год в Крыму было мало сделано, но ответственность за это лежит в первую очередь на Москве, на общероссийских организациях. Мы такое положение вещей будем исправлять вместе с нашими коллегами из государственных органов и органов местного самоуправления», – отметил Владислав Гриб.

Начальник отдела по борьбе с коррупцией прокуратуры Крыма Динара Каюмова подчеркнула, что региональное надзорное ведомство на протяжении 2014 года прежде всего формировало нормативно-правовую базу противодействия коррупции (первой законодательной инициативой республиканского прокурора Натальи Поклонской в Государственном совета РК стал успешно принятый закон о противодействии коррупции) и создавало фундамент законной деятельности новообразованных органов власти, разрабатывало и внедряло положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (в прошлом году прокуроры изучили четыре тысячи региональных документов, выявив и устранив из них около ста коррупциогенных факторов). «В прошлом году правоохранители выявили порядка 150 преступлений коррупционной направленности, за пять месяцев нынешнего года – порядка 70 таких преступлений. Если в прошлом году преобладали преступления, связанные с дачей взятки, то в этом году – связанные с получением взятки», – добавила Динара Рафиковна. По ее информации, размер взяток в республике колеблется от тысячи рублей до 150 тысяч рублей – это если судить по отработанным правоохранителями случаям.



По сведениям Динары Каюмовой, размер взяток в Крыму составляет от одной тысячи до 150 тысяч рублей

Крым молчит о коррупционных рисках

Огоньку пасторальной беседе добавил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он рассказал, что в рамках экспертного совета при правительстве России и управления по вопросам противодействия коррупции Администрации президента РФ изменена постановка многих вопросов при обсуждении борьбы с коррупцией, поскольку война с коррупционерами не является войной с самой коррупцией – бизнесом, построенным на административных властных полномочиях и процедурах для получения «ренты».

«Если мы будем бороться только с коррупционерами, то это будет похоже на эдакую стрижку газона – с каждым разом коррупция будет становится все гуще, профессиональнее и сочнее. Нужно делать акцент на изучении коррупционных практик и рисков и выработке мер по их пресечению и устранению. В Крыму, как в новом субъекте РФ, который фактически меняет законодательство, появляется огромное количество соблазнов и условий для продвижения тех или иных коррупционных бизнес-задач. Мы не услышали от Крыма, какие коррупционные риски сейчас существуют в регионе и с чем они связаны. Нам эти риски приходится определять не через республику, а через Москву. К примеру, коррупционные риски наиболее активны в сфере регистрации имущественных отношений, передачи полномочий от федеральных органов республиканским. Мы можем предполагать, что кто-то за деньги будет пытаться посадить на те или иные должности коррупционеров – и такие истории уже есть», – констатировал Кабанов.



Кирилл Кабанов отмечает, что сейчас в республике появляется много соблазнов для продвижения коррупционных бизнес-проектов

«Все правильно сказано, – признал руководитель комитета по противодействию коррупции РК Александр Акшатин. – Буквально на днях глава Крыма Сергей Аксенов провел совещание с представителями всех федеральных правоохранительных структур, поставив перед ними четкую задачу по выявлению основных коррупционных рисков во всех отраслях – в том числе и имущественных отношений, и земельных отношений, и строительства, и транспорта. Думаю, мы позже увидим результаты выполнения поручения главы республики».

Начальник отдела по борьбе с коррупцией прокуратуры Крыма Динара Каюмова, отвечая на вопросы журналистов, сообщила: в отношении республиканских чиновников в надзорное ведомство поступают сигналы (в том числе и из администрации президента РФ) об их, мягко говоря, ненадлежащем поведении или о совершении ими коррупционных действий, которые проверяются в обязательном порядке, и в случае необходимости принимаются меры реагирования: «В прошлом году в регионе за получение взяток было осуждено 65 должностных лиц, среди них – сотрудники правоохранительных органов предыдущей системы (Украины – прим. «ФедералПресс.Крым»), депутаты местных советов, государственные служащие среднего уровня, сотрудники систем здравоохранения и образования. В первом квартале этого года в суде рассмотрено порядка 30 уголовных дел по взяткам и вынесены приговоры».

Справка «ФедералПресс.Крым»

По данным старшего помощника руководителя Главного следственного управления Следственного комитета по Республике Крым Евгении Беликовой, ведомство уделяет повышенное внимание преступлениям экономической направленности. В первом квартале 2015 года следователями было возбуждено 120 уголовных дел, из которых 80 имеют признаки коррупционных преступлений.

Следователями ГСУ Следственного комитета по Республике Крым по результатам расследования в первом квартале 2015 года прокурору с обвинительным заключением направлено 77 уголовных дел. Среди направленных уже в суд уголовных дел о преступлениях в сфере экономики: 3 – по фактам совершения мошеннических действий, 4 – по фактам присвоения и растраты, 6 – по фактам коммерческого подкупа, 29 – по фактам дачи и получения взяток.

Ущерб по уголовным делам экономической направленности, производство по которым окончено в первом квартале 2015 года, составил свыше 21 миллиона рублей, при этом установленный ущерб возмещен практически в полном объеме в ходе предварительного следствия.




Фото cheremushkimedia.ru, vm.ru, crimea.ria.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.