Top.Mail.Ru
Общество
Республика Крым
0

Уполномоченный не уполномочен. Севастопольский детский омбудсмен занимает пост в нарушение закона

В общественной организации «Севастопольские мамы» заявили, что сомневаются в соответствии Людмилы Грицко ее высокой должности

Надзорное ведомство поймало губернатора Севастополя на нарушении федерального законодательства – вопреки ему Сергей Меняйло назначил уполномоченного по правам ребенка. В парламенте Севастополя сообщили, что градоначальник должен отменить свои распоряжения об учреждении должности детского омбудсмена и утверждении на этом посту Людмилы Грицко. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».

Надзорное ведомство поймало губернатора Севастополя на нарушении федерального законодательства – вопреки ему Сергей Меняйло назначил уполномоченного по правам ребенка. В парламенте Севастополя сообщили, что градоначальник должен отменить свои распоряжения об учреждении должности детского омбудсмена и утверждении на этом посту Людмилы Грицко. В департаменте внутренней политики Севастополя ограничились кратким комментарием о том, что все будет сделано по закону. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».

Сотрудники прокуратуры Севастополя рассказали обозревателю «ФедералПресс.Крым», что надзорное ведомство выявило нарушение главой Севастополя требований законодательства. По словам собеседников агентства, Сергей Меняйло осенью минувшего года лично назначил местного уполномоченного по правам ребенка, хотя это может делать только Законодательное собрание города. Сперва градоначальник издал распоряжение № 800 от 24 ноября 2014 года, учредив должность детского омбудсмена Севастополя: в документе прописано, что уполномоченный назначается и увольняется губернатором. А затем издал распоряжение № 809 от 25 ноября 2014 года, назначив омбудсменом бывшую начальницу управления по делам несовершеннолетних Севастополя Людмилу Грицко.

Как объяснили наши источники, учреждение должности уполномоченного по правам ребенка и назначение Людмилы Грицко распоряжениями губернатора противоречило требованиям законов РФ. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» установил, что система органов государственной власти субъектов РФ состоит из парламента субъекта РФ, правительства субъекта РФ и других органов госвласти субъекта РФ, создаваемых в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ. Согласно федеральному закону, перечень типовых госдолжностей региона утверждается президентом России: еще в декабре 2009 года тогдашний глава государства Дмитрий Медведев своим указом утвердил такой перечень, внеся в него и должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ. Указ предусматривает, что должность детского омбудсмена может учреждаться законодательством субъекта РФ. «Органы госвласти субъектов РФ получили право учреждать должность уполномоченного по правам ребенка. Это право не отменяет необходимость соблюдения предусмотренного федеральным законодательством порядка учреждения должности уставом или законом субъекта РФ. Но никак не распоряжением губернатора или главы субъекта РФ! Сергей Меняйло нарушил закон – и мы в июле этого года направили ему представление об устранении нарушений», – отметили собеседники из прокуратуры Севастополя.

В пресс-службе городского надзорного ведомства не стали официально комментировать полученную «ФедералПресс.Крым» информацию, не уточнили, какие нарушения законодательства, касающиеся севастопольского уполномоченного по правам ребенка, нужно устранить губернатору, и попросили направить им информационный запрос.

Депутаты займутся уполномоченным после каникул

Председатель постоянного комитета по социально-гуманитарным вопросам заксобрания Севастополя Татьяна Щербакова сообщила нам, что знает о внесенном губернатору прокурорском представлении об устранении нарушений при учреждении должности уполномоченного по правам ребенка. По мнению парламентария, для исправления ситуации Сергей Меняйло должен отменить свои распоряжения № 800 от 24 ноября 2014 года и № 809 от 25 ноября 2014 года в связи с принятием Законодательным собранием 17 апреля 2015 года закона № 127-ЗС «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Севастополе» (кстати, автором является прокурор города Игорь Шевченко) и вступлением его в силу после подписания губернатором.

«Коллизия в том, что на момент принятия регионального закона о детском омбудсмене уже существовала должность уполномоченного по правам ребенка, учрежденная осенью 2014 года распоряжением губернатора. Распоряжение – одномоментный акт, касающийся конкретного случая, в распоряжении не прописывались полномочия омбудсмена, порядок его назначения, финансирования деятельности и так далее. Оно издавалось в переходный период, завершившийся 1 января 2015 года, когда на какие-то нарушения законодательства в силу обстоятельств иногда закрывались глаза. В апреле 2014 года мы приняли местный закон об уполномоченном по правам ребенка – Сергею Меняйло нужно было отменить свое распоряжение об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка и уволить с этой должности назначенного им человека. Губернатор же, подписав закон, оставил в силе противоречащие закону распоряжения. Более того, указанный в законе 30-дневный срок внесения кандидатур на должность омбудсмена на рассмотрение Законодательным собранием и назначения омбудсмена истек. Для возвращения ситуации в правовое русло и предоставления губернатору возможности приведения ситуации в соответствие с законодательством депутаты внесли в заксобрание законопроект о поправках в закон об уполномоченном по правам ребенка, касающихся продления срока внесения кандидатур на 120 дней и назначения уполномоченного по правам ребенка – законопроект был принят в июне нынешнего года, но в июле губернатор наложил на него вето», – констатировала Щербакова.

По ее мнению, возникла очень сложная обстановка: указанные в законе сроки назначения омбудсмена нарушены, внесенные в закон поправки о продлении сроков ветированы Сергеем Меняйло, прокуратура требует устранения допущенных губернатором нарушений. «Ситуация спорная, будем ее решать в правовом поле. Согласно местному законодательству, если губернатор наложил вето на закон, должна создаваться согласительная комиссия для рассмотрения споров и разногласий между органами государственной власти Севастополя. После завершения парламентских каникул, в сентябре, мы займемся этой проблемой. Остаются незакрытыми и другие вопросы. Не был ли нарушен закон при выплате зарплаты чиновнику, назначенному губернатором на должность уполномоченного по правам ребенка? Как заксобранию назначать уполномоченного, если эта должность уже де-факто занята?» – поинтересовалась глава постоянного комитета по социально-гуманитарным вопросам Законодательного собрания Севастополя.

В департаменте внутренней политики Севастополя лаконично ответили на наши вопросы о том, получал ли губернатор представление прокуратуры об устранении нарушений при учреждении должности детского омбудсмена и назначении на эту должность Людмилы Грицко, рассматривалось ли представление и будет ли оно удовлетворено: «Все будет сделано в соответствии с законом. Как только будет принято соответствующее решение, мы его сразу обнародуем». Ранее Сергей Меняйло заявил о своем несогласии с тем, что правом назначения уполномоченного по правам ребенка в Севастополе обладает Законодательное собрание: «С омбудсменом работать исполнительной власти, значит, право определять, с кем мне работать, должно быть моим».

Татьяна Щербакова отметила, что вопросом уполномоченного по правам ребенка в Севастополе парламентарии займутся в сентябре


Общественники не увидели результатов деятельности Грицко

Уполномоченная по правам ребенка в Севастополе Людмила Грицко осведомлена о прокурорском представлении губернатору об устранении нарушений при учреждении должности регионального детского омбудсмена. Но, по ее мнению, нарушений не было: «В тот период (переходный период 2014 года – прим. «ФедералПресс.Крым»), когда в городе не было института уполномоченного по правам ребенка, исполнительная власть должна была предпринять определенные действия для защиты детей и для того, чтобы кто-то занимался этим в Севастополе. Севастополь оставался единственным из 85 субъектов РФ, в котором отсутствовал государственный институт детского уполномоченного. Губернатор учредил должность уполномоченного, имея на то право в соответствии с действующим на момент издания распоряжения законодательством - указом президента РФ №986 от 1 сентября 2009 года, согласно которому губернатор уполномочен определять структуры исполнительных органов власти города, образование и ликвидацию исполнительных органов, а также издание соответствующих указов и распоряжений. В апреле нынешнего года был принят местный закон об уполномоченном по правам ребенка в Севастополе, имеющий высшую юридическую силу, которым определен порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного в Севастополе, его статус, компетенция и другие вопросы - и в соответствии с ним надо проводить назначение омбудсмена Законодательным собранием. Увы, данным законом не предусмотрены переходные положения, которые бы смогли урегулировать вопрос о продлении полномочий действующего омбудсмена или о прекращении его полномочий».

Грицко добавила, что возникшие коллизии связаны еще и с тем, что на федеральном уровне нет закона об уполномоченном по правам ребенка в субъектах Российской Федерации – если бы он существовал, тогда были бы расставлены все точки над i, тогда было бы конкретно определено, кто должен назначать регионального детского омбудсмена. «Ведь сейчас в субъектах России по-разному назначаются уполномоченные. Например, в более чем 20 регионах уполномоченные назначены именно губернаторами, в большинстве же субъектов - законодательными собраниями, уполномоченные работают – и между законодательными и исполнительными ветвями власти нет противоречий», – пояснила Людмила Александровна.

На вопрос, планирует ли она и дальше работать уполномоченным по правам ребенка – если губернатор отменит свои распоряжения об учреждении должности и о ее назначении на эту должность, а Законодательное собрание будет утверждать нового омбудсмена – Грицко ответила утвердительно: «Моя кандидатура уже представлена губернатором в парламент для рассмотрения депутатами и принятия ими необходимого решения по данному вопросу. Правильным было бы обеспечение преемственности в деятельности этого института».

Председатель общественной организации «Севастопольские мамы» Елена Прокина заявила, что она не хотела бы видеть на посту детского омбудсмена Людмилу Грицко, поскольку за девять лет активной общественной деятельности в городе узнала чиновницу с не очень хорошей стороны – в первую очередь, как бывшую начальницу управления по делам несовершеннолетних. «Что она делала? Ничего. Не оказывала поддержку общественным организациям, но это не главное. Основное – то, что наши неоднократные жалобы, к примеру, на руководителя детского приюта, связанные с хищением благотворительной помощи, игнорировались ею. Прокуратура неоднократно заявляла о проведении проверок детского приюта, подведомственного управлению по делам несовершеннолетних, Грицко же предупреждала руководителя этого учреждения о проверках, подделывались документы и, согласно этим «документам», дети ели красную икру, хотя по факту ходили в рваных колготках», – возмутилась Елена Алексеевна.

Общественница Елена Прокина за девять лет узнала нынешнего детского омбудсмена Севастополя с не очень хорошей стороны


У нее назначение губернатором Людмилы Грицко на пост уполномоченного по правам ребенка вызвало очень серьезные вопросы. Прокина объяснила, что, во-первых, об этом факте общественники узнали лишь спустя месяц – информация вообще нигде не проходила, даже распоряжение Сергея Меняйло не было опубликовано на официальном сайте правительства Севастополя. Во-вторых, общественники сомневаются в соответствии Людмилы Грицко квалификационным требованиям, прописанным к местном законе «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Севастополе». В-третьих, общественники за девять месяцев не увидели каких-либо результатов деятельности Людмилы Грицко.

«Где она ведет приемы, с кем она общается, какими проблемами детей она занимается? К примеру, многодетные семьи утратили ряд льгот, которые имели раньше – омбудсмен молчит, хотя она должна была обратить внимание властей на эту проблему. Продолжаются необоснованные требования администраций школ об обязательном ношении учениками школьной формы – уполномоченный молчит. За почти год своей деятельности детский омбудсмен в Севастополе не поднял никаких проблем: ни ремонта школ, ни размещения точек по продаже алкоголя вблизи учебных и спортивных заведений и так далее», – подытожила председатель ОО «Севастопольские мамы» Елена Прокина.




Фото rfdeti.ru, sevastopolnews.info, news.sevas.com


Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.