Top.Mail.Ru
Общество
Уральский ФО
0

«Если не доказано – не виновен». В Курганском суде идут прения сторон по «делу о банде»

Защита указывает на явные противоречия в версии обвинения

Сегодня, 16 февраля, в уголовном процессе по делу «о вооруженной преступной группе» в Курганском областном суде продолжились прения сторон. Присяжные слушают речи прокурора и адвокатов. Защита указывает на явные противоречия в версии обвинения. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Сегодня, 16 февраля, в уголовном процессе по делу «о вооруженной преступной группе» в Курганском областном суде продолжились прения сторон. Присяжные слушают речи прокурора и адвокатов. Защита указывает на явные противоречия в версии обвинения. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Пятеро подсудимых – Андрей Катайцев, Алексей Вершинин, Александр Добрыдин, Сурен Манасян и Гриша Манасян – обвиняются в тяжких и особо тяжких преступлениях: в разбое, похищении человека, вымогательстве в составе преступной вооруженной группы, незаконном владении огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и их хранении.

Процесс ведет судья Денис Кирьянов. Гособвинение поддерживают прокуроры Роман Баженов и Олег Виноградов, подсудимых защищают пять адвокатов. Никто из подсудимых не признал вины ни на следствии, ни на суде.

Второй день позиции сторон выслушивают 17 присяжных. Обвинение уже изложило свою версию. Из нее следовало, что в 2010–2013 годах Андрей Катайцев с братом Алексеем создали и руководили устойчивой бандой, в которую вовлекли в январе 2010 года Добрыдина, Вершинина, Степаняна и Чигака. Цель – ограбление граждан и завладение их имуществом.

В деле упомянуты эпизоды с похищением гражданина Аристова и вымогательством у него и его знакомой Данилюк 1,4 млн рублей, избиением Аристова, в результате чего он умер, вооруженным нападением, избиением и ограблением гражданина Петрова, нападением на гражданина Шипицына и семью Мельниченко в Кургане, избиением, ранением и ограблением Андрея Мельниченко. Братья Катайцевы, по версии следствия, занимались приобретением, перевозкой и хранением огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, подыскивали объекты для нападения.

Соучастниками по одному из эпизодов названы и братья Манасян. В деле фигурируют автоматы АКМ, карабин, двустволка ТОЗ-54, пистолеты, гранаты и взрыватели к ним.

Сегодня свои позиции изложили адвокаты Сурена и Гриши Манасяна и Алексея Вершинина. Защитники привели примеры явных противоречий в предъявленных обвинениях и фактах, приведенных в суде. Вот один такой пример. Сурену Манасяну вменяют в вину участие в разбойном нападении на гражданку Данилюк в Тюмени ночью с 22 на 23 июня 2012 года. Но все материалы дела, свидетели, в том числе обвинения и защиты, прослушка телефонов показали: Сурен все это время был в Варгашах.

Наиболее четко позицию защиты в целом заявил Алексей Колегов, защитник Вершинина, которого обвиняют в участии в банде, нападении 22 августа 2012 года на Петрова и нападении на семью Мельниченко 6 сентября 2012 года. «Прошу помнить, – обратился Колегов к присяжным. – Вы судьи факта!» И, читая обвинительное заключение, он изучал его с позиции представленных доказательств в суде.

По его словам, сам факт существования банды, о которой пишет следователь, не получил никакого подтверждения в суде – как через показания самого Алексея Катайцева, а также главного свидетеля Юрия Алексеева и других, так и через документы.

«Следователь утверждает, что сговор состоялся между братьями Катайцевыми в Кургане, но чем это доказано? Следователь считает, что в банду вовлекли людей, не имевших постоянных источников дохода. Но ножи, которые фигурируют в деле как доказательство причастности Алексея Вершинина к преступлениям, были изъяты на месте его работы, – он работал барменом, продавцом в магазине разливных напитков. То есть имел постоянную работу. А ножи, один из которых даже эксперты не признали холодным оружием, были его рабочим инструментом».

Оружие, которое прокуроры демонстрировали в суде, – стволы АКМ, карабин, ТТ и патроны – было изъято следователями из схрона по указанию Алексеева, он сам в суде рассказал, что об этом схроне знали только он и Алексей Катайцев. Ни Вершинин, ни другие подсудимые о нем не знали. А пистолет, который изъяли у Алексея Вершинина, оружие самообороны, стреляющее резиновыми пулями, он купил по лицензии, официально. «У меня тоже есть такой пистолет, – сказал адвокат, – ну и что, теперь всех, кто их имеет, причислять к банде?» Присяжные улыбались.

«Если хоть слово в обвинении не доказано – значит, подсудимый не виновен», – говорил Колегов. И привел другие примеры, которые, по его мнению, являются предположениями следователя, потому что не доказаны фактами в суде.

Например, в обвинении говорится, что при нападении на гражданина Петрова в гостинице на трассе Курган – Челябинск, в котором якобы участвовал и Вершинин, потерпевшего кололи несколько раз ножом, и сам Петров говорил об этом. Но медики-эксперты не нашли у Петрова никаких колотых ран на теле, но есть порез на стопе. Сам Петров первоначально говорил, что его избили на заправке. И, как говорили свидетели в суде, сначала он появился в гостинице со стороны автотрассы. А потом в деле появилась версия, что его долго били в номере гостиницы. Сумма денег, которую якобы у него открыто похитила банда, в одном случае составляла 200 тыс. рублей, в другом – 180 тыс. рублей. Причем сам Петров сначала не помнил, куда делись деньги. Он признался, что был пьян. Такие доказательства недопустимы по закону, заявил адвокат.

Эпизод нападения на Андрея Мельниченко, участие в котором также инкриминируют Алексею Вершинину, и не только ему, по мнению адвоката, также представляет собой «версию, высосанную из пальца». Потому что, как известно, сам Мельниченко отрицает факт такого нападения, никаких повреждений в связи с этим у него не было (а ведь по версии следствия, его ударили по голове молотком, стреляли в ногу и шею). Но эксперты и здесь никаких следов ранений не нашли.

Завершая речь, защитник снова призвал присяжных следовать принципу: если не доказано – не виновен.

17 февраля в процессе продолжатся прения сторон.

«ФедералПресс» продолжит следить за ходом этого процесса.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.