Top.Mail.Ru
Общество
ДФО
0

Платформа «Кольская» оказалась в дурной компании

Ространснадзор возложил ответственность за гибель буровой и экипажа на руководство «Арктикморнефтагазразведки»

Ространснадзор опубликовал выводы расследования крушения буровой «Кольская», затонувшей в Охотском море в декабре 2011 года. За катастрофу несет ответственность ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР). АМНГР нарушила ряд правил и долго не позволяла дать SOS. Следователи изучают материалы Ространснадзора. Дочь погибшего замдиректора АМНГР Михаила Терсина сообщила об этом же в своем фильме. Прокуратура добилась отставки замдиректора Василия Васецкого. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Ространснадзор опубликовал выводы, полученные при расследовании крушения буровой платформы «Кольская», которая затонула в Охотском море в декабре 2011 года. По мнению ведомства, за гибель буровой и 53 членов экипажа несет ответственность судовладелец – мурманское ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР). Именно руководство компании нарушило целый ряд правил буксировки платформы, а также долго не разрешало начать спасательную операцию. Следователи изучают материалы Ространснадзора. Впрочем, дочь курировавшего буксировку и погибшего заместителя директора АМНГР Михаила Терсина Наталья Дмитриева сообщила об этом в своем фильме «Моя Кольская». А прокуратура в марте добилась увольнения заместителя директора АМНГР Василия Васецкого. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Мы уже давно изучаем материалы Ространснадзора, которые были переданы следствию, – заявила «ФедералПресс» старший помощник руководителя Дальневосточного следственного управления Наталья Салкина. – Это произошло несколько месяцев назад».

Правда, опубликованы выводы надзорного ведомства были только сейчас – и то не до конца. В самом Ространснадзоре объяснили, что акт об итогах расследования решили не обнародовать в интересах следствия. Пока названы лишь причины катастрофы, в результате которой 11 человек погибло, а 42 – пропали без вести.

«Судовладелец – АМНГР – принял решение о буксировке СПБУ «Кольская» в период действующего сезонного запрета на буксировку, – утверждается в материалах ведомства. – Были нарушены требования, определяющие порядок и объем подготовки со стороны судовладельца к разовому перегону платформы в зимнее время. Безопасность морской буксировки «Кольская» обеспечивалась неудовлетворительно. Должностные лица АМНГР, находившиеся на берегу и платформе, приняли запоздалое решение о прекращении буксировки, спасении находящихся на буровой людей и началу спасательной операции».

Однако в СМИ просочились красноречивые подробности расследования, которые Ространснадзор решил не упоминать как минимум до начала суда. Как рассказал комиссии выживший старший помощник капитана «Кольской» Игорь Сухомлин, буровую должны были буксировать к Сахалину вдоль западного берега Камчатки и Курильских островов. Однако, спасаясь от одного зимнего шторма, экспедиция ушла с маршрута в центральную часть Охотского моря и 17 декабря 2011 года попала в другой. Более того, экипаж не стал опускать в воду опорные колонны, чтобы придать платформе дополнительную устойчивость. К 18:00 спасательные шлюпки с буровой смыло волнами, а ледокол «Магадан» и буксир «Нефтегаз-55» не могли обеспечить равновесие «Кольской».

По данным газеты «Известия», генеральный директор АМНГР Юрий Мелехов оказался недоступен для переговоров со своим заместителем Михаилом Терсиным, на которого возложили ответственность за буксировку. Терсин был командирован на платформу и позже погиб. Коллега Терсина Борис Лихван не разрешил подавать сигнал бедствия, но и других советов не дал. Хотя судно «Смит Сахалин», находившееся в 212 милях (около 393 км) от «Кольской», по просьбе морского координационно-спасательного подцентра Южно-Сахалинска готово было прийти на помощь, если бы платформа попросила бы о помощи. Но Борис Лихван побоялся, что услуги спасателей обойдутся в копеечку.

К 4:40 18 декабря каюты залила вода, а насосы не справлялись с ее напором, воду команды черпала ведрами. Ближе к 6:00 волны пробили иллюминаторы, которые забили досками. Руководство АМНГР приказало опустить колонны, но сделать это уже было нельзя, момент был упущен, волнение было слишком сильным. Только в 9:24 «Кольская» смогла отправить SOS, а экипаж начали готовить к эвакуации. Если бы «Нефтегаз-55» подошел к платформе, то успел бы снять людей, но из-за поломки двигателя сделать это удалось лишь спустя три часа, когда было слишком поздно. В 12:35 один из моряков внезапно прыгнул за борт, идущий к буровой буксир начал маневрировать, чтобы спасти его, а уже через 10 минут перевернулась и сама «Кольская».

По данным Ространснадзора, руководство компании не стало получать специальное разрешение на разовый перегон буровой в зимнее время, без такого документа буксировка подобных платформ запрещена. Кроме того, из экономии была нарушена инструкция по безопасности: вместо минимальной команды в 20 человек на «Кольской» было сразу 67, включая буровиков, не имеющих отношения к перемещению платформы. По мнению надзорного ведомства, отвечать должны Юрий Мелехов, его заместители Борис Лихван, Василий Васецкий, погибшие Михаил Терсин и капитан буровой Сергей Данилов, капитан «Магадана» Роман Могилян и возглавлявший Дальневосточное морское пароходство (ДВМП, собственник ледокола) Владимир Корчанов. По данным Сахалинской транспортной прокуратуры, Васецкий уже уволен по представлению прокуратуры.

Впрочем, как сообщал «ФедералПресс», те же причины трагедии были указаны Дальневосточной транспортной прокуратурой буквально через пару недель после катастрофы, когда завершилась прокурорская проверка. Впрочем, дочь Михаила Терсина на днях рассказала о другом в своем фильме «Моя Кольская».

«В Мурманске платформа долго просто стояла у причала, не использовалась, когда «подогнали» контракт на скважину «Первоочередная», почему-то было решено эту старую металлическую развалюху погнать через полмира на точку бурения, – говорит Наталья Дмитриева, рассказавшая о трещинах в корпусе буровой. – Был сделан визуальный осмотр трещин – сказали: вы можете временно, господа, с этими трещинами бурить, а потом мы уже будем думать, как дело пойдет. Подписали соответствующие бумаги. Сохранился акт по результатам ремонта, в котором регистр говорит о временном характере работ и требует в ближайшее время выполнить постоянный ремонт днища с заменой дефектных участков».

Однако платформа не только бурила до декабря – было решено буксировать ее в декабре. При этом Мелехов и Васецкий покинули головной офис компании, а буровиков решили довезти до Сахалина на «Кольской». «Ну, что вы, у нас максимальный состав экипажа – сто человек. Почему нет? У нас есть на сто человек гидрокостюмы. Мы столько денег сэкономим, если они все потащатся на этой развалюхе», – процитировала гендиректора АМНГР Наталья Дмитриева.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.