Top.Mail.Ru
Карты конфликтов
Ростовская область
0

Итоги недели Юга России: разрушительное наводнение, ухудшение инвестклимата и рост безработицы

Главные события с 22 по 28 июня в спецпроекте «ФедералПресс». Региональный экспертный взгляд

На прошлой неделе в Краснодаре за час выпала половина от месячной нормы осадков, а в Сочи был объявлен режим ЧС из-за наводнения. Власти Ростовской области ухудшили прогнозы развития экономики, Волгоградская область продемонстрировала неутешительные показатели по уровню безработицы,

На прошлой неделе в Краснодаре за час выпала половина от месячной нормы осадков, а в Сочи был объявлен режим ЧС из-за наводнения. Власти Ростовской области ухудшили прогнозы развития экономики, Волгоградская область продемонстрировала неутешительные показатели по уровню безработицы, а ставропольские оппозиционеры и правозащитники требовали довести до суда серию громких дел.

Корреспонденты «ФедералПресс.Юг» и «ФедералПресс.Кавказ» выбрали основные события, которые нельзя обойти стороной. Подробности – в нашем еженедельном обзоре.

1. В Краснодаре сильные дожди привели к подтоплениям улиц, а в Сочи – к полномасштабному наводнению

На прошлой неделе в ночь с 23 на 24 июня на кубанскую столицу обрушился сильный дождь. За час выпала половина от месячной нормы осадков. В результате была затоплена одна из центральных улиц – Московская. В результате стихии вышла из строя подстанция на улице Тополиной, что повлекло за собой аварийное отключение на улицах Российской, 1 Мая, Гаврилова, Шоссе Нефтянников, Дзержинского. Произошло отключение уличного освещения по улице Красной от кинотеатра «Аврора» до улицы Буденного. На улице 40 лет Победы в районе Университета культуры и возле стадиона «Кубань» вода затопила подземные переходы.

А 25 июня из-за паводков, вызванных ливнями, на территории Адлерского и Хостинского районов Сочи был введен режим чрезвычайной ситуации. Ущерб от наводнения, по предварительным данным, составил 300 млн рублей. Как пояснили краевые власти, Сочи в результате «залпового тропического ливня» в течение двух дней выпала трехмесячная норма осадков. Более 300 человек были эвакуированы. Была сорвана работа аэропорта и железнодорожных вокзалов: взлетная полоса и рельсы ушли под воду. Электричество и водоснабжение нарушены. «Люди в панике бросали машины, пытались ехать обратно, развернуться. Машины, зажатые друг другом, только усугубляли ситуацию. Ехать было некуда», – вспоминает местная жительница о поездке в Красную Поляну.

Мнения экспертов:

Григорий Корнев, координатор общественного движения «Городские решения»:

«Если коротко, то причина подтопления в Краснодаре не только в ливневке. Причина в куче других градостроительных ошибок, которые дают синергетический эффект. Одна из таких – неверное использование газонов. Они должны способствовать водоотведению, а не являться поверхностями, с которых грязь стекает на дорогу, а оттуда, если повезет, в ливневую канализацию… Во всем мире городские зеленые насаждения отлично работают как инструменты водоотведения. И в краснодарских дворах советского периода тоже. А, вот, в современной России по каким-то причинам работать перестало. Надо исправлять».


Владимир Кимаев, сочинский эколог (для «Газета.ру»):

«Буквально за последние три года практика показала, что город подводит инфраструктура – это канализация, ливнестоки и прочие коммуникации. Кондратьев спросил у Пахомова, как получается так, что современнейшая ливневая канализация, подготовленная к Олимпиаде, не справилась с наводнением. А у меня возникает другой вопрос: где информация, что ее в принципе построили? Имеющаяся ливневая канализация в Сочи сделана совершенно неграмотно: в некоторых местах она почему-то установлена выше уровня земли во дворах, поэтому вода по-прежнему стоит на уровне от 20 см до 1,5 м. Со своими функциями не справляется и главный коллектор – водоотводный канал, построенный еще при Советском Союзе. Впрочем, помимо урбанистических факторов не стоит забывать и влияние природы – здесь мы все-таки имеем дело со стечением обстоятельств».

2. Власти Дона ухудшили прогнозы развития экономики

Власти Ростовской области приняли в новой редакции региональную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», рассчитанную до 2020 года, в которой по многим показателям ухудшены прогнозы. Так, в 2015 году область ожидала рост объема инвестиций в основной капитал на 5,1 % – с 256 до 270 млрд рублей. Такой прогноз, исходя из текста программы, сохранялся до конца весны этого года. К июню власти стали уже не столь оптимистичны, заявив в документе, что объем привлеченных инвестиций будет снижен на 5,5 %. Минимальный рост инвестиций (на 0,1 % и 0,2 %) регион ждет лишь в 2016 и в 2017 годах, соответственно. Ранее прирост планировался на уровне 5,3 % и 5,4 %. Также ухудшен прогноз по приросту экспорта продукции Ростовской области: с 2 % до 0,1 % в 2015 году и с 2,5 % до 0,5 % в 2016 году.

Неуспешную реализацию программы в части создания благоприятного инвестиционного климата власти связывают с негативными мировыми тенденциями экономического развития. Другим фактором называется рост издержек инвесторов при проведении соответствующей налоговой, тарифной, бюджетной политики на федеральном уровне. «Рост затрат на ведение бизнеса негативным образом отразится на Ростовской области, так как регион не обладает возможностями экспорта товаров топливно-энергетического комплекса. Также следует отметить риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центробанка по регулированию банковских резервов, процентной ставки и валютного курса, что может сказаться на стоимости кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов», – говорится в программе.

Мнение эксперта

Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «ФИНАМ»:

«В целом, ухудшение прогнозов по ключевым макроэкономическим показателям региона не вызывает удивления и примерно соответствует динамике аналогичных прогнозных показателей по РФ в целом. В частности, логично, что в условиях негативной экономической конъюнктуры, нестабильности на финансовом рынке и сокращающегося платежеспособного спроса (МЭР прогнозирует падение реальных зарплат населения примерно на 10 % по итогам года), предприятия сокращают инвестиции в основной капитал, за счет этого одновременно наращивая «подушку безопасности» в виде денежных средств на счетах».


3. «Ростсельмаш» перенесет производство из Канады в Ростовскую область

ОАО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» планирует перенести часть тракторного производства из Канады в Ростовскую область, чтобы максимально локализовать его. Об этом на заседании Совета директоров предприятий Ростова-на-Дону заявил гендиректор завода Валерий Мальцев. По его словам, перенос завершится через полтора года, новое тракторное производство разместится на площадке «Ростсельмаша». После завершения процесс уровень локализации повысится с 10 до 67 %.

Любопытно, что еще два года назад совладелец промышленного союза «Новое содружество» (владеет комбайновым заводом «Ростсельмаш») Константин Бабкин отказывался переносить производство трактора Versatile из Канады в Россию. Отвечая на вопрос Владимира Путина о причинах этого отказа, он привел в своем блоге подробный сравнительный анализ условий ведения бизнеса в РФ и Канаде. Перевес по ряду показателей (стоимость кредитов, трудовых ресурсов, налоговая нагрузка, господдержка, спрос на продукцию) оказался явно не на стороне России. «Перенос производства тракторов экономически нецелесообразен, так как либо ведет к прямым убыткам, либо к росту цены на продукцию», – заключил по итогам анализа Константин Бабкин. – Данный вывод подтверждается динамикой оборота предприятий за четыре года. В Канаде – рост в 1,7 раза (с 219 млн долларов в 2008 году до 361 млн долларов в 2012). В России – рост на 5 % (с 512 млн долларов до 539 млн). Теперь же ситуация изменилась, решение продиктовано положительной конъюнктурой российского рынка сельхозтехники, связанной со скачками валют, отметил Валерий Мальцев.

Мнение эксперта

Арина Барсукова, к.э.н., доцент кафедры экономической теории экономического факультета ЮФУ:

«В 2013 году Константин Бабкин считал экономический эффект в долларах, и у него получался чистый убыток в размере 21,7 млн долларов. Но сейчас конъюнктура рынка действительно изменилась: с начала текущего года рубль сильно обесценился, конкурентоспособность национального производства повысилась, и этот эффект, видимо, уже перекрывает прежние расчеты убытка. Кроме того, планируемая заводом локализация производства до уровня 67 % означает, что компания «Ростсельмаш» подпадает под все программы господдержки отрасли, которые только есть в стране. Как шутит директор одного из машиностроительных заводов-конкурентов «Ростсельмаша», поддержка российского сельхозмашиностроения означает поддержку в первую очередь именно «Ростсельмаша». Думаю, есть еще причины для переноса производства, но два перечисленных фактора явно главные».

4. Волгоградская область обогнала соседей по уровню безработицы

Росстат подготовил отчет «Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2015 года». Согласно опубликованным данным, уровень безработицы в Волгоградской области за указанный период превышает средние показатели по ЮФО и стране в целом. Он составил 8,4 %. Для сравнения, у соседних регионов дела обстоят получше: В Ростовской области уровень безработицы составил 6,2 %, в Астраханской области – 7,7 %. Что касается средних данных по России, эксперты заявляют о показателе 5,8 %. Он несколько выше в ЮФО – 6,8 %.

При этом наблюдатели считают, что на деле уровень безработицы в регионе гораздо выше, просто не все горожане, оказавшиеся на улице, идут становиться на учет в центр занятости. Особенно напряженная ситуация сложилась в Кировском и Красноармейском районах города после закрытия «Химпрома». А пользователи социальных сетей пишут о том, что готовы брать «нелегально» подработку, так как на рынке труда вакансий для них нет.

Мнение эксперта

Татьяна Шибченко, председатель областной общественной организации «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело»:

«Справедливости ради надо сказать, что в этом году как никогда хорошо работает Центр занятости населения города Волгограда. У нас с ними в рамках соглашения о сотрудничестве на безвозмездной основе проводятся небольшие четырехчасовые семинары. На них мы пытаемся рассказать безработным гражданам, что такое малый бизнес. Но, как вы понимаете, за четыре часа невозможно все это охватить. Но какие-то установки мы им даем, чтобы люди могли ориентироваться в происходящем. Ситуация, конечно, плачевная. Люди, оставшиеся без работы, от безысходности идут в центр занятости. Они не знают, что им делать дальше. И вот им предлагают стать предпринимателями. С одной стороны, это хорошо. Но с другой, как, если ты всю жизнь был рабочим на том же «Химпроме», выполняя определенные задания, стать предпринимателем? Люди от отчаяния идут на этот шаг, но на деле они не предприниматели. Беда в том, что нет системы оказания поддержки начинающим предпринимателям. Волгоградская область находится в очень тяжелой ситуации».

5. Бочаров обсудил с Дворковичем и Аликперовым перспективы развития региона

На прошлой неделе Волгоград с рабочим визитом посетил вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович. Рабочая встреча проходила на производственной площадке ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». В ней принял участие, специально прибывшие в Волгоград президент компании «Лукойл» Вагит Аликперов и замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Глава региона обсудил с Аркадием Дворковичем перспективы дальнейшего развития региона. Речь шла о дорожном строительстве, сельском хозяйстве, а также нефтегазовой отрасли. Как заявил Андрей Бочаров, сотрудничество Волгоградской области с «Лукойлом» будет продолжено. Губернатор отметил, что администрация региона со своей стороны выполняет все обязательства перед нефтяной компанией.

В ходе визита гости осмотрели новый современный комплекс по первичной переработке нефти, который позволит увеличить объемы переработки нефти до 14,5 млн тонн в год. По словам Вагита Аликперова, установка введена в эксплуатацию «в рамках реализации масштабной программы по модернизации перерабатывающих мощностей.

Мнение эксперта

Карен Туманянц, финансовый аналитик, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и политики ВолГУ:

«Конечно с крупными компаниями и федеральными чиновниками отношения стоит поддерживать. Я не вижу принципиальных отличий между отношениями региона с нефтегазовыми компаниями при Боженове и Бочарове. Тут вопрос не в персонажах – был Боженов, стал Бочаров и т.д. Что касается программы газификации, то каждый регион берет на себя определенные финансовые обязательства. Соответственно, «Газпром» берет встречные обязательства, и совместно газификация осуществляется. Наш регион не выполнял часть своих обязательств и, как следствие, программа приостанавливалась. Понятно, что не хватало бюджетных средств. Бюджет Волгоградской области, как тогда, так и сейчас довольно слабый.

Что касается Аликперова. Его последний приезд был связан не с каким-то особым отношением к Волгоградской области. У «Лукойла» такая политика, что они каждый год проводят собрания акционеров в разных регионах, где есть их предприятия. В этом году это собрание решили провести в Волгограде. Безусловно, «Лукойл-Волгограднефтепереработка» – это крупнейшее предприятие по объему выручки. Это один из крупнейших налогоплательщиков области, крупный работодатель. Понятно, что на этом предприятии реализуется большая инвестиционная программа. Трудно переоценить значение данного предприятия для Волгоградской области».

6. Ставропольский край снова привлек внимание коррупционными скандалами

На прошлой неделе силовиками зафиксирован момент получения взятки в размере 200 тыс. рублей инспектором управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору Сергеем Лукиным. Параллельно второй скандал набрал обороты до уголовного дела: директор «Ставрополькрайводоканала» ответит за покупку дома, в то время как предприятие находится на грани банкротства: следственные органы Ставропольского края решают вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении директора ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Он приобрел за средства предприятия дом стоимостью 17 млн рублей для личных целей. При этом само предприятие имеет убытки, кредиторскую задолженность, потребности в первоочередной замене 3,1 тыс. км водопроводных сетей. Сделка может привести к банкротству предприятия и невозможности оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения населению края.

Мнение эксперта

Антон Чаблин, политический обозреватель и ставропольский политолог:

«Почему же именно в случае с чиновником невысокого ранга глава Ставрополья решил пойти на принцип: уволить, не дожидаясь выводов суда и следствия?! Причина, видимо, в том, что сегодня команда Владимира Владимирова находится под неусыпной критикой, связанной именно с коррупционными скандалами. В день задержания Сергея Лукина прокуратура Ставрополья сообщила, что завершила проверку деятельности ГУП «Крайводоканал», по итогам которой в следственные органы направлены материалы в отношении его директора Владимира Вдовина. Будет решаться вопрос об уголовном преследовании. Вдовин – хороший друг и личная креатура губернатора Владимира Владимирова, который переманил его директорствовать в «Крайводоканале» с депутатского поста в Ямало-Ненецком автономном округе. Вдовину, как сообщает прокуратура, за счет предприятия компенсировали расходы на наем жилья в Ставрополе в размере 40 тыс. рублей ежемесячно. Затраты поистине московские! Но и этого директору показалось мало: он решил купить себе дом для личного проживания... стоимостью 17 млн рублей. Продавцами стали супруги Елена и Александр Руденко – известные в крае бизнесмены, владельцы нескольких строительных компаний».

7. Оппозиция Ставрополя требует довести до суда дело о дорожном долгострое

Правозащитники и оппозиция на Ставрополье требуют довести до суда серию уголовных дел в отношении крупного дорожно-строительного подрядчика. Ему вменяют хищение более 400 млн рублей. Проблемных объектов, где жители возмущены качеством и темпами работ, множество. На прошлой неделе около Главного следственного управления ГУ МВД по Ставропольскому краю состоялся пикет. Его провел известный в регионе правозащитник, помощник Уполномоченного по правам человека Владимир Полубояренко, который вышел под окна присутственного здания с плакатом «Когда дело Давтяна дойдет до суда?!».

Речь идет о двух уголовных делах, возбужденных еще в феврале прошлого года, а затем соединенных в одно производство. Фигурантом дела является Масис Давтян, директор и владелец компании «ДМД», которая специализируется на различных ремонтных работах. В частности, компания по госконтракту, заключенному с Минтрансом края, начала реконструкцию улицы Космонавтов в Ставрополе, но затем контракт с фирмой был расторгнут администрацией города, и найден абсолютно новый подрядчик. Как выяснили оперативные сотрудники ФСБ, компания-подрядчик закупала песчано-гравийную смесь у своего контрагента из Кочубеевского района. Однако, если по документам поставлялась именно ПГС, то в основание дороги клали уже обычную землю. Затем были изготовлены подложные паспорта качества о соответствии ГОСТу песчано-гравийной смеси, якобы используемой в строительстве, которые генподрядчик представил в уполномоченные органы – Минтранс края и администрацию Ставрополя. Общий ущерб, причиненный бюджету, оценили в 422 млн рублей. Инженер-технолог компании «ДМД» заверил экспертный канал, что цифры о хищениях «взяты с потолка», и за ними не стоит реальных дел. «15 лабораторий проверили дорогу, все в норме, все соответствует ГОСТам. После нас украли асфальт, нас с объекта выгнали. Мы сделали основание, асфальт уже заканчивала класть другая фирма, ростовская. Кто писал об этих 420 млн? Кто озвучил, что это украдено, откуда эти цифры? Да эти объекты столько не стоят, это чистой воды клевета. Говорят, что в основание положили землю, но все это куплено в сертефицированном Ивановском карьере, у них прекрасный материал. Все лежит на месте, покажите нам землю эту?».

Мнение эксперта

Александр Куриленко, руководитель Ставропольского городского отделения ЛДПР:

«К дорогам в Ставрополе всегда были у будут вопросы. Главным остается одно – это то, что на них тратится сотни миллионов, а качество желает оставлять лучшего. Показательным является ситуация с постоянным подтоплением отдельных участков в городе и недолговечность их эксплуатации! То нет ливневки, то они забиты, то вовсе дороги на балансе города не стоят! Если оценивать состояние дорожного полотна в городе, то по пятибальной шкале – не выше «троечки». Претензий нет к полотну на красной линии, а вот по окраинам, в частном секторе асфальта ставропольцы либо не видели, либо его состояние очень удручающее».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.