Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Мы с вами в глубине души все имперские люди»

Личный взгляд политического деятеля, писателя и публициста, председателя Изборского клуба Александра Проханова

В конце мая в Краснодаре прошло выездное заседание Изборского клуба, объединяющего ведущих представителей российской консервативной и охранительной мысли. Мероприятие, состоявшееся в стенах Кубанского госуниверситета, прошло под председательством руководителя организации публициста и общественно-политического деятеля Александра Проханова. Он рассказал о деятельности изборцев и объявил о создании в кубанской столице нового отделения клуба. «ФедералПресс» посчитал интересным краснодарское выступление господина Проханова, решив опубликовать его с рядом незначительных сокращений и уточнений.

О клубе

«Изборский клуб – это достаточно загадочное и неформальное объединение самых видных российских идеологических представителей. Среди них есть политологи, социальные психологи, представители духовенства. В рядах членов нашего клуба присутствуют нобелевский лауреат Жорес Алферов, советник президента по экономике Сергей Глазьев. Вообще много ярких людей, которые соединились, чтобы совместными усилиями в этот сложный период возрастания и становления государства российского создать идеологические постулаты. Это самая важная проблема взаимодействия, как внутри нашей родины, так и за ее пределами.

Мы пишем работы, устраиваем круглые столы и мозговые штурмы по самым, с нашей точки зрения, актуальным сегодняшним проблемам строительства (государственного – прим. «ФедералПресс»). Например, нам показалось очень важным исследовать феноменологию русского государства. Закономерности, по которым русская цивилизация облекается каждый раз в новые ризы, а потом сбрасывает их с себя и падает в черные ямы истории, из которых она потом снова загадочно возникает и взрастает.

Мы стремимся ликвидировать разрывы исторического времени. Вот эти черные дыры, черные ямы, которые губительно действуют на движение исторических энергий. А нам они сейчас нужны, поскольку сегодняшнее государство рождается в этих энергиях и эссенциях. В этих строительных лучезарных силах. Мы объясняем, как преодолеть эти расколы, как соединить историческое время воедино.

В частности, очень важно ликвидировать разрыв между XIX веком и XX, между монархией и сталинской империей. Этот разрыв до сих пор кровоточит, до сих пор из-за него совершаются огромные социальные страдания.

Мы занимаемся феноменологией «русского мира». Пытаемся понять, как этот мир возник. Как он пульсирует в течение исторического времени, сжимаясь иногда до ноля, а потом снова разрастаясь в огромную имперскую сущность. Мы разработали стратегию рывка, о котором говорил Путин и который все еще не наступает. Рывка, связанного с развитием, с модернизацией России. Словом, мы работаем в этом направлении.

За несколько лет нашего московского стояния мы поняли, что наши работы, взгляды и искания интересны не только москвичам, но и всей остальной России. Нам стали приходить предложения основать в разных регионах филиалы Изборского клуба. Их уже 22 по всей России. И вот, наконец, мы получили предложение от кубанцев приехать сюда и создать свое подразделение. По-видимому, на Кубани сложился такой коллектив, такая когорта мыслителей, такой вот очень позитивный мозг, который способен заниматься идеологемами. Как чисто кубанскими, так и общероссийскими. Кстати, все, что касается того или иного региона, не носит локальный характер, а мгновенно транслируется в нашу общую проекцию.

Угрозы для России

И вот сегодня мы, открывая клуб, проводим наш круглый стол, который условно посвящен угрозам, которые нависли над сегодняшней Россией, и способам их преодоления. Теперь мы часто слышим, что у России очень много угроз. Арктическое направление (мы формируем арктические группы войск), Запад (развертывание американских войск в Румынии и концентрация западных дивизий у наших границ), ИГИЛ (который движется на наше «подбрюшье» – Среднюю Азию и Кавказ), Крым и Донбасс (где по-прежнему складывается угрожающая ситуация). Неспокойно и на наших восточных границах, где Аляска приближается своими ядерными лодками. Это все так. Внешние угрозы России очевидны, они нарастают.

Но, видите ли, Советский Союз был уничтожен без единого выстрела. Ни одна подводная лодка не отстрелялась по Москве, ни одна ракета не вылетела с территории американских военных баз... Советский Союз был уничтожен особой культурой, которая была направлена на наше государство и общество. И действовала здесь на протяжении четырех лет перестройки. Перестройка – это период, когда эти воздействия были направлены целиком на константы, на которых зиждется наше государство. Это период сознательного перемалывания всех ценностей, на которых зиждился Советский Союз. Создание в мышлении нашего народа отрицательного образа нашей великой родины. И как только за четыре года были переломаны все эти константы (представление о нашем историческом периоде, об органах власти, о госбезопасности, об экономике, об оборонном комплексе, культуре), все упало. Народ отдал великие достижения без боя. Потеря государства явилась величайшей трагедией.

Поэтому главная угроза сегодня – это потеря государства. Потеря государства страшнее, чем утрата территории, экономики или части экономики. Если сохранено государство, оно в конце концов восстановит все это. А народ, потерявший государство, перестает быть народом. Так что государство является интегралом, чрез который народ реализует свое историческое творчество.

Сегодня угроза уничтожения государства реальна. Потому что та культура, о которой я говорил, – так называемое организационное оружие – по-прежнему направлена на нас. И она стала более совершенной, чем в советское время. В эту культуру включены новые оппоненты, новые изысканные методы, связанные с нашими архетипами и природой нашего недовольства. Выявлены способы уничтожать или путать наши глубинные коды. Там работают специалисты по теории хаоса, по теории образов. Эта вся мощная культура воздействует на нас. И мы страдаем, корчимся, поскольку чувствуем на себе эти невидимые сжигающие на лучи.

Ведь Советский Союз погиб, поскольку перерождение советских коммунистических элит затронуло самый центр советского строя. Горбачев был главным перерожденцем. Централизм советского строя обеспечивал его разрушение через разрушение лидера. Горбачев был уничтожен. Он был прельщен и обольщен. Ему вменили фантастические цели и идеалы. Конечно, его завербовали. Вербовка произошла на фоне этого обольщения, которое является результатом оргоружейного воздействия.

Сегодняшнее наше государство не менее централизованно, чем Советский Союз. И центром его является президент, который стал центром мощнейшего давления. Идет охота за президентом. Его пугают, оскорбляют. Снижают уровень его активности. Ставят перед ним ложные цели. Иногда обольщают. Иногда окружают коконом черной ненависти. А потом придумывают сакральную жертву типа Немцова или Политковской. Поэтому защита сегодняшнего отечества, наших институтов, наших ценностей и докладов – это работа Изборского клуба.

Изборский клуб – это не собрание пикейных жилетов, не вкусовые встречи за ломберным столом, где обмениваются сплетнями. Изборский клуб – это идеологическое оружие, которое участвует в важнейших идеологических схватках, которые происходят за пределами России и у нас, внутри государства. Поэтому защита государства, его спасение, интеллектуальное и духовное отражение атак против него – вот чем занимается Изборский клуб.

Одна из важных тем, постулируемых нами, – это тема модернизации, развития. Враг пользуется противоречиями нашего общества, связанными с неподвижностью и застоем. Россия состоит из множества фрагментов с таким количеством народов, культур, религий, векторов развития, болей... Когда происходит неподвижность – эти боли всплывают на поверхность и противник может этим манипулировать. Он вонзает острие своего оружия в эти стыки. Когда начинается динамика, движение, тогда все мы становимся потоком. Когда появляется общее дело (а это укрепление, расширение, спасение, обновление нашей родины), все эти противоречия уходят на задний план. И мы опять складываемся в единый целостный народ.

Вот такого рода задачи мы ставим перед собой в Изборском клубе, но я убежден, что такие задачи ставит вся Россия. И вы чувствуете гулы, генерируемые российским обществом, готовым вспыхнуть. Мы пытаемся их угадать, дать им интерпретацию. И к этому призываем и вас, наши собратья.

Исторические травмы и их преодоление

Ответы на вопросы, которые прозвучали во время работы выездного заседания клуба

…Если говорить о костях, то кости ГУЛАГа шевелятся. И во многом именно эти шевелящиеся кости ГУЛАГа и разрушили Советский Союз. Они, стеная во рвах, поставили те страшные претензии, на которые не смогли ответить последние коммунисты. Поэтому этот вопрос будет открытым. Его нельзя замалчивать. Изборский клуб вот эту мучительную, страшную драму мог бы взять на вооружение и спокойно (без митингов и идей воздействия) понять, как эти кости умиротворить. Чтобы они не шевелились, не разрушали наш сегодняшний мир. Это очень важная мировоззренческая и метафизическая задача.

Разрывы, о которых я говорил, сопутствуют всей русской истории. Первый, возможно, самый грозный разрыв был между киевско-новгородской Русью и Московским государством. Этот разрыв был страшен, когда Русь должна была исчезнуть навсегда. Но таинственным образом она переплыла мертвое море первого разрыва и стала Московской империей. А Московская империя погибла во время Смутного времени, и она не должна была возродиться. России не должно было существовать после завершения династии Рюриковичей. Но эту черную дыру цивилизация опять переплыла – в Романовскую империю, просуществовавшую триста лет и свалившуюся в одночасье на дно. И это страшный разрыв – между романовской третьей и четвертой, красной, сталинской империей. К этому кости ГУЛАГа не имеют никакого отношения. Возможно, среди тех, чьи останки сейчас стенают во рвах, есть и те, кто убил Романовых. Советская империя, к которой мы все принадлежим, – моя родина...

Вот здесь работают эти кости. Надо заставить их перестать требовать отмщения, чтобы переплыть этот путь, который мы уже переплываем, создавая новую, пятую империю. И, конечно, важный вопрос, кто должен этим заниматься.

Что касается империи. Под ней я разумею синтез пространств, культуры, языков, традиций, а также движения рек, направления ветров, характер звездного неба, накрывающего эти народы. Это не социальная категория, не геостратегическая. Это категория метафизическая.

В то время, когда разрушался Советский Союз, в андроповском окружении появились эксперты. Они вместе с Андроповым в закрытом порядке занимались проблемой уничтожения империи, считая, что она нерентабельна. И они говорили о необходимости вместо имперского субстрата создать национальное государство, в котором бы русские доминировали (85 % населения русских обеспечивает национальное государство). И таким образом, сбросив обременительные и опасные национальные окраины, обеспечить себе процветание. Это было сделано, но странным образом распад продолжался. Осознание Ельциным России как национального государства не обеспечило покой, а способствовало возникновению множества национальных движений. Национально-освободительным восстанием являются две чеченские войны, якутский национализм и (в зародыше) татарский. Даже Урал и Сибирь считали себя особыми народами, как, впрочем, и казачество. Ельцин предложил России форму существования, в которой она должна была распасться.

Путин в одной из своих статей отметил, что национальное государство не состоялось и он переосмыслил российскую реальность как имперскую. Как продолжение имперской синусоиды, которая тысячу лет формируется.

Но мы создаем империю нетрадиционного типа. В недрах изборского сознания живет мысль, что имперообразующим народом у нас является не только русский (представляющий большинство), а каждый, даже самый малый народ. Все они являются имперообразующими. Нет национальных меньшинств.

Слово нацмен исчезает. Каждый народ теперь ответственен за империю, несет бремя ее поддержания. Теперь нет доноров и нахлебников. В новой, пятой империи каждый народ драгоценен, суверен. Каждый народ надрывается, неся на себе огромный купол имперского свода величиной со звездное небо.

Если бы сейчас существовала концепция национального государства, то Россия была бы уже раздроблена вдребезги. Какой труд потребовался от Путина, от референтных групп и от Изборского клуба, который вложил в его голову идею державного, а значит, имперского сознания. И возвращение Крыма, и Евразийский союз – это продолжение этого сознания. Мы с вами в глубине души все имперские люди».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.