Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Право регионов на формирование своей вертикали власти делает государственную модель неустойчивой»

Личный взгляд замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никиты Данюка

Федерализм в России существует не так давно. Отказ российской политической элиты от унитарного государственного устройства произошел в начале 90-х гг.. До этого в составе РСФСР регионы не обладали многими полномочиями и функциями, которыми располагают сейчас (за исключением ряда АССР). Об этом в своем докладе рассказал Данюк Никита, замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:

«Формирование текущего федерального устройства происходило в сложные для страны годы, что нашло свое отражение в вопросе статуса национальных республик, например, Татарстана, в конституции которого дано следующее определение – Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и являющееся субъектом Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что статус современного Татарстана, который в советское время являлся Татарской АССР в составе РСФСР, на настоящий момент возрос до уровня «союзной республики».

Таким образом, стоит выделить одну из основных проблем, касающихся распределением полномочий между федеральным центром и регионами России. Проблемой для современной России является наличие у регионов права на формирование своей собственной вертикали власти, что делает российскую государственную модель весьма не устойчивой.

В 1990-х гг. существовали проекты создания «Уральской и Сибирской республик». Данные проявления были самыми яркими примерами проявления сепаратизма на востоке России. На примере активной деятельности Татарстана необходимо понимать, что конечной целью повышения рядом областей своего статуса до республики было первым шагом к созданию своего государственного образования, которое в будущем могло бы претендовать на независимость от России.

В 2000-х гг. при активном участии Президента России произошла некоторая «централизация» государственной системы; хотя формально регионы сохранили свои широкие полномочия, но при этом образованные Федеральные округа позволили Президенту решать крупный спектр задач. Однако особенностью данного властного инструмента является тот факт, что он не является конституционным, соответственно, его существование зависит от конъектурных потребностей государства и воли Президента России.

Вопрос отсутствия баланса полномочий между федеральным центром и регионами сегодня достаточно остро стоит на повестке дня; большая часть регионов России являются дотационными; в 2015 г. только 7 из 85 смогли свести свой региональный бюджет без дефицита. Эти далеко не самые благоприятные цифры способствовать успешному региональному развитию, но при этом может быть эффективно использовано для разжигания антиправительственных настроений в дотационных регионах.

С начала 2000-х гг. произошло резкое сокращение регионов – реципиентов в силу того, что при существующей системе регион, как экономическая единица, не направлена на зарабатывание денег и развитие экономики. На данный момент финансовая политика федерального центра по отношению регионам ограничивается тем, что если регион – донор начинает зарабатывать, то размеры федеральных ассигнований значительно снижаются. Этот парадокс приводит к тому, что регионы оказываются не заинтересованы в своем развитии, а их целью является сохранение или увеличение размера федеральных дотаций.

Минэкономразвития России весной этого года подготовил документ «Основы государственной политики регионального развития РФ», целью которого является выстраивание грамотной региональной политики, придание ей определенной системности. Действительно, в силу многих обстоятельств многие проблемы регионального развития в России решаются ситуационно, с помощью «ручного управления», что не придает общей системе устойчивости. Однако выработка подобных стратегических документов без активного участия регионов представляется неправильным, так как без учета имеющихся проблем весьма сложно составить программу, которая сможет решить системные ошибки во внутренней политике России.

Согласно докладу подготовленному Советом Федерации, на настоящий момент одной из ключевых проблем регионов является перекос в налоговых доходах в пользу федерального центра. При этом во многих регионах страны наблюдается весьма сложная социальная обстановка в виду того, что региональные власти не способны выполнять делегированные центром обязанности в силу отсутствия денежных средств. Именно тема с социальной защитой являться особо актуальной для Российской Федерации. Таким образом, в национальных республиках, в регионах Сибири и Дальнего Востока происходит постепенный процесс формирования таких установок в массовом сознании, как «Хватит кормить Москву» и т.д. Такие настроения особо опасны для современной России, так как в советское время именно формирование местных республиканских элит и значительная переоценка ими своего потенциала в рамках единого государства привели к распаду всего СССР.

На настоящий момент наблюдается широкий спектр перекосов в российской налоговой системе; при формировании децентрализованной модели российского государства планировалось распределение налоговых доходов между центром и регионами в пропорции 50/50, однако на настоящий день сложилась несколько иная ситуация : федеральный центр аккумулирует 70 % налоговых поступлений, что вызывает большую нехватку средств в региональных бюджетах.

До сих пор не удалось реально продвинуться в преодолении регионального неравенства. Вот некоторые пути решения проблемы неравенства.

Во-первых, это отказ от унитарно – федеративного подхода, которым подчас руководствуются финансовые органы страны. Необходима состоятельность регионов и муниципалитетов в финансовом плане. Это требует, прежде всего, закрепления за субъектами Федерации и органами местного самоуправления значительных источников налоговых поступлений. Нужно претворить в жизнь положение, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами Федерации доходы в пропорции строго 50 на 50. В прошлом это было закреплено законодательно, но от этого правила быстро отступили.

Во-вторых, финансовая поддержка из центра должна сопровождаться созданием наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы.

В-третьих, существующее экономическое неравенство субъектов Федерации делает еще более важными правильное размещение производительных сил на территории нашей страны».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.